Клиническая психология, клинические психологи

Влад Лившиц
   Клиническая психология — раздел психологии (на стыке с психиатрией), изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. Сфера клинической психологии включает в себя диагностику психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психофизиологических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции (психотерапия).
 Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих психологические проблемы, связанные с нарушениями физического здоровья.
  Клинический психолог (психолог здоровья [11]) – это квалифицированный специалист в области медицинской (клинической) психологии, занимающийся исследованиями в рамках данного психологического направления, диагностикой и коррекцией определенных проблем, в том числе и пограничных состояний.
  Клиническая психология — специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.
  Термин «клиническая психология» был введён в 1907 году американским психологом Лайтнером Уитмером (1867—1956), узко определявшим его как изучение индивидов путём наблюдения или эксперимента с намерением произвести изменение.

Ссылки
1. Клиническая психология ВИКИ
  Клиническая психоло;гия (в устаревающей терминологии, медицинская психология) — раздел психологии (на стыке с психиатрией), изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. Сфера клинической психологии включает в себя диагностику психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психофизиологических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих психологические проблемы, связанные с нарушениями физического здоровья.
   Клинический психолог – это квалифицированный специалист в области медицинской (клинической) психологии, занимающийся исследованиями в рамках данного психологического направления, диагностикой и коррекцией определенных проблем, в том числе и пограничных состояний.  Он должен обладать определенными личностными чертами, например, стрессоустойчивостью, значительным уровнем терпения и желанием помогать окружающим. А также быть готовым ко всем возможным трудностям, что встречаются на профессиональном пути.
    Клиническая психология — специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию[2].

Термин «клиническая психология» был введён в 1907 году американским психологом Лайтнером Уитмером (1867—1956), узко определявшим его как изучение индивидов путём наблюдения или эксперимента с намерением произвести изменение.

Разделы клинической психологии в себя включают: психология больных людей; психология лечебного взаимодействия; норма и патология психической деятельности.
Методы клинической психологии
   В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:
Наблюдение
Беседа
Психофизиологические методы (например, ЭЭГ)
Биографический метод
Изучение продуктов творчества
Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства)
Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и нестандартизированные методики)
Психология девиантного поведения
Психосоматика, то есть проблемы связанные с соматическими расстройствами;
Неврозология или причины возникновения и протекания неврозов.

2. Клинический психолог: кто это, где он работает и чем занимается
Клинический психолог – это квалифицированный специалист в области медицинской (клинической) психологии, занимающийся исследованиями в рамках данного психологического направления, диагностикой и коррекцией определенных проблем, в том числе и пограничных состояний. В рамках клинического направления отдельное внимание уделяется следующим разделам: психосоматика, патопсихология, нейропсихология.
Нейропсихолог занимается: психотерапией, включающая в себя арт-терапию, групповые занятия, телесную терапию и так далее; психофизиологическими методами диагностики состояния; сбором и обработкой необходимой информации (составление анамнеза). Анализ и обработка результатов на основе творческой деятельности пациента.  Основные психологические методы: наблюдение, беседа (консультирование), проведение опросов, тестирование, анализ и обработка результатов на основе творческой деятельности пациента.
   Нейропсихолог должен обладать определенными личностными чертами, например, стрессоустойчивостью, значительным уровнем терпения и желанием помогать окружающим. А также быть готовым ко всем возможным трудностям, что встречаются на профессиональном пути.

3. Чем занимается клинический психолог, что это за профессия?
(ttps://otvet.mail.ru/question/35486380)               
Клиническая психология — обширный раздел прикладной психологии (на стыке с психиатрией) , изучающий индивидуальные особенности с точки зрения связанных с ними медицинских реакций и явлений.

Сфера клинической психологии включает в себя оценку психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции и помощи (психотерапия) . Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих проблемы с адаптацией.

Термин «клиническая психология» был введён американским психологом Лайтнером Уитмером (1867—1956), узко определявшим его как изучение индивидов путём наблюдения или эксперимента с намерением произвести изменение. 
Основными сферами деятельности клинического психолога являются проведение развернутой и углубленной психологической диагностики, психологического консультирования, психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий, психологическая реабилитация, а также проведение судебно-психологической военной и трудовой экспертизы.

4. Чем отличается психолог от клинического психолога?
   (https://otvet.mail.ru/question/80896082)
Психолог рассматривает поведенческую психику здоровых (по средним показателям) людей а именно модуляцию сложившихся предпосылок для нарушения стандартного ритма функционирования психики.
Клинический психолог - рассматривает клинические случаи отклонения психологическо-поведенческих проявлений от заданной нормы. Неадекватность восприятия и как следствия иррациональной реакции на внешние факторы.

5. Чем отличается клиническая психология от психиатрии?
     (http://www.all-psy.com/konsultacii/otvet/93874/)
Клинический психолог ориентирован на работу в области здравоохранения: больницы, хосписы, поликлиники, центры геронтологии, роддома и т.д.
 Клинический психолог не назначает таблетки, не регулирует лечение. Он является помощником врача. Специальность клинического психолога помогает в комплексном подходе в лечении пациентов. Внутри специальности клинического психолога есть более узкие специализации: психосоматика, психологическое консультирование, патопсихолог, психотерапия и др. Клинический психолог участвует в диагностике, экспертизе, проводит психокоррекцию, реабилитацию.
Клинический или медицинский психолог в процессе обучения достаточно подробно изучает отклонения в психическом развитии человека и психические заболевания, им дают много медицинских знаний. Задача клинического психолога - помогать людям с психическими отклонениями лучше адаптироваться к действительности, к окружающему миру через специальным образом организованные психологические занятия.
Клинический психолог - психолог, обладающий знаниями о психических нарушениях и помогающий людям с нарушениями психики лучше адаптироваться к жизни; психолог - это специалист, обладающий знаниями о развитии личности и об устройстве психики, помогает психически здоровым людям справляться с жизненными трудностями.

6. Каково быть клиническим психологом?
  Клиническая психология связана с оценкой, диагностикой, лечением и профилактикой психических расстройств. Клиническая психология — одна из крупнейших областей психологии, в ней огромное количество направлений. В рамках клинической психологии психолог может заниматься как психическим здоровьем детей или взрослых, трудностями в обучении, эмоциональными нарушениями, так и злоупотреблением психоактивными веществами, гериатрией или психологией здоровья. Клинические психологи лечат некоторые из самых тяжелых психических расстройств — таких, как шизофрения и депрессия.

7. Клиническая психология               
Клиническая психология изучает различные «пограничные» отклонения и дезадаптации – там, где это еще не патология, но уже не норма. в критерии психической нормы включают соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.
Клиническая психология - дисциплина, включающая в себя оценку психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психических проблем, а также разработку, проведение и оценку психологической коррекции и помощи (психотерапии). Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемами определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке, а также решением проблем развития и распада психики.
Предпосылки возникновения клинической психологии были заложены психологическими исследованиями французских и русских психиатров конца 19 века. Во Франции эмпирическими исследованиями психологической тематики занимались Р. Рибо, И. Тэн, Шарко, Жан Мартен, Ж.-М. Шарко, П. Жане. В России патопсихологические исследования вели С. С. Корсаков, И. А. Сикорский, В. М. Бехтерев, В. Х. Кандинский и другие психиатры.
Первая психологическая лаборатория в нашей стране была основана В. М. Бехтеревым в 1885 г. при психиатрической клинике Казанского университета. В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе Психоневрологического института им. Бехтерева. Развитию клинической психологии в России серьёзно способствовали такие выдающиеся отечественные деятели науки как В. П. Осипов, Г. Н. Вырубов, И. П. Павлов, В. Н. Мясищев. Большую роль в становлении клинической психологии как науки сыграли идеи Л. С. Выготского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, и другими.
Разделы клинической психологии
Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы.
Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейрональных сетей.
Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор. В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе, психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др.) и психосоматическими расстройствами (при переживании острой и хронической психической травмы; проблемы включают симптомы ишемической болезни сердца, язвенные болезни, гипертоническое расстройство, нейродермиты, псориазы и бронхиальную астму).
Психологическая коррекция, или психокоррекция, связана с особенностями помощи больному человеку.
Психотерапия — основной метод психологической коррекции, осуществляемый клиническим психологом, в общем виде представляющий собой набор техник и методик, применяемых психотерапевтом для проведения изменений психоэмоционального состояния человека, его поведения и коммуникативных паттернов, улучшению его самочувствия и улучшению способности к адаптации в социуме. Психотерапии проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах.
Методы клинической психологии
В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:
Наблюдение
Беседа
Психофизиологические методы (например, ЭЭГ)
Биографический метод
Изучение продуктов творчества
Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства)
Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и нестандартизированные методики).
   Хотя клинические психологи и психиатры разделяют общую фундаментальную задачу — лечение психических расстройств — их подготовка, воззрения и методологии зачастую весьма отличаются. Возможно, наиболее важным отличием является то, что психиатры — это медицинские врачи с как минимум 4-5 годами медицинской подготовки и ещё несколькими годами интернатуры, в течение которой они зачастую могут выбрать узкую специализацию (например, работа с детьми или инвалидами).
Клинические психологи же, как правило, не прописывают медикаменты, хотя в последние годы в некоторых штатах США наблюдается движение по разрешению психологам с некоторыми ограничениями прописывать медикаментозные препараты. Для этого им необходимо пройти дополнительную специальную подготовку, а медикаменты, в основном, ограничиваются психотропными препаратами. Обычно же многие клинические психологи работают в сотрудничестве с психиатрами, чтобы обеспечить все свои терапевтические нужды.

8. Зачем медицинский психолог в больнице? Советы пациенту
Медицинский психолог не психиатр! Он работает с психически здоровыми людьми и помогает им справиться с болезнями, быть психологически готовыми к операциям, справляться со стрессовыми ситуациями.
В 1996 году министерство здравоохранения издало приказ «О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь»
Приказ МЗиСР РФ от 27.12.2011 г. № 1664н утвердил Номенклатуру медицинских услуг которая включает в себя медицинские услуги (услуги медицинского психолога):
 - «психодиагностическое обследование»;
- «нейропсихологическое обследование»;
- «психологическое консультирование» (индивидуальное, групповое, семейное);
- «психологическая коррекция».
Пациентам, начиная с первых суток нахождения в стационаре, бригадой специалистов, оказывается комплекс мероприятий, направленных на восстановление нарушенных вследствие ОНМК функций нервной системы.
В бригаду специалистов включены врачи разных специальностей, медицинские психологи, нейропсихологи-афазиологи, и иные специалисты.
В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой медицинский психолог осуществляет следующие виды профессиональной деятельности:
• Диагностическую;
• Консультативную;
• Научно-исследовательскую;
• Профилактическую;
• Коррекционную;
• Учебно-воспитательную;
• Реабилитационную;
Кроме специализированных учреждений (наркологическая, психиатрическая больница) и отделений для больных с инсультом медицинские психологи работают в противотуберкулезных диспансерах, родильных домах, онкологических центрах.
 Медицинский психолог помогает людям справится со стрессовыми состояниями, сформировать правильное отношение к своему заболеванию, повысить мотивацию к выздоровлению, поможет разобраться с семейными взаимоотношениями.

9. Медицинская психология в России: смерть или новый виток?
Исторически сложилось так, что разработкой теории и практики медицинской психологии занимались врачи.
Есть немало расхождений в понятиях медицинская психология и клиническая психология. Понятие клиническая психология чаще всего встречается в англоязычных странах, наряду с ним употребляют и понятие патологическая психология. Занимаются клинические психологи пациентами с психическими нарушениями и теми, у кого психические нарушения возникают вследствие тяжелых соматических заболеваний. Медицинские психологи на западе занимаются решением проблем медицины применяя методы психологии, проблемами пациента и взаимоотношениями врач-пациент, предупреждением заболеваний, охраной здоровья.
В основу развития клинической психологии в России легла французская психологическая школа (Р.Рибо, И.Тен, Ж.-М. Шарко, П.Жане)
В.М.Бехтерев в 1885 году открыл вторую в Европе экспериментально-психологическую лабораторию в Казани и чуть позже ряд лабораторий в Санкт-Петербурге для обследования нервнобольных.
 Большим событием для российской науки было открытие в 1912 году Психологического института при Московском университете.
Теоретические и практические разработки в психологии были приостановлены в 30-х годах XX века по идеологическим причинам и возобновились только в 60 годах. Самостоятельное и широкое развитие в это время получили патопсихология и нейропсихология. В 1965 году в медицинских институтах СССР было введено обязательное преподавание медицинской психологии, а годом позже вышло методическое пособие по медицинской психологии под редакцией В.Н.Мясищева и М.С. Лебединского.
Теоретические и практические разработки в психологии были приостановлены в 30-х годах XX века по идеологическим причинам и возобновились только в 60 годах. Самостоятельное и широкое развитие в это время получили патопсихология и нейропсихология. В 1965 году в медицинских институтах СССР было введено обязательное преподавание медицинской психологии, а годом позже вышло методическое пособие по медицинской психологии под редакцией В.Н.Мясищева и М.С. Лебединского.
Специалисты заинтересованные в развитии психологии в России вели активные дискуссии о проблемах взаимодействия психологии и психиатрии, о новых направлениях, возможности внедрения психологических знаний в медицину. На базе Московского государственного университета в 1970 году была открыта кафедра нейропатопсихологии; в Психоневрологическом институте им.Бехтерева появилась лаборатория клинической психологии и психодиагностики; Б.В.Зейгарник организовала лабораторию клинической психологии и психотерапии, в НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко А.Р.Лурия открыл нейропсихологическую лабораторию. Все это стало большим скачком в развитии медицинской психологии в те годы.
В 1975 году в психиатрических учреждениях вводят должность психолога, основной задачей которого является проведение совместно с психиатрами и другими специалистами диагностической, экспертной, реабилитационной, психокоррекционной и профилактической работы с психически больными.
Только после произошедших в 90-е годы политических изменений в России начался процесс развития медицинской психологии как науки и прикладной специальности. На тот момент медицинских психологов, работающих в системе здравоохранения насчитывалось около 1 тысячи.
Были выделены приоритетные направления работы медицинских психологов:
- охрана материнства и детства;
- экстремальная медицина (стихийные бедствия, различные катастрофы);
- оказание психологической помощи в соматических отделениях больниц;
- работа в диспансерах (онкологических, психоневрологических и др.).
Предполагалось, что развитая медико-психологическая служба резко сократит нагрузку на врачей, освободив их для непосредственной врачебной помощи больным.
В 2005 году МЗ РФ издает приказ №534 «О мерах по совершенствованию нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы». Всемирная организация здравоохранения считает нейрореабилитацию - одной из важнейших государственных проблем.
В поликлиниках и больницах (как детских, так и взрослых) по всей стране создаются реабилитационные кабинеты, отделения, открываются сенсорные комнаты, кабинеты нейрокоррекции и психологической реабилитации. Пациенты начинают понимать, кто такой медицинский психолог и чем он занимается. Количество обращений и потребность в этих специалистах опять высока.
Ставки медицинских психологов в учреждениях здравоохранения сокращают так же быстро, как и вводили их примерно лет 8 назад. ОМС эти ставки не финансирует, а у больниц и поликлиник нет собственных средств оплачивать труд этих специалистов. Специалистов сокращают, нагрузка на тех, кто остается увеличивается в разы, заработная плата снижается. Резко снизился и уровень образования медицинских психологов.
Похоже, что к 2020 году медицинская психология впадет в очередную «спячку». Задача населения сегодня просто выжить, удовлетворить только витальные потребности.
Всё закончилось или это просто очередной виток?
                Елена Артюх - Психолог, Консультант
г. Ставрополь
 Опубликовано на сайте: 14 января 2016

10. Психолог в поликлинике МГИМО                   А.Г. Ефремов окончил факультет психологии МГУ с красным дипломом и сейчас является единственным (!) штатным психологом государственного вуза России, он работает в Медико-психологическом центре при поликлинике МГИМО (Московского государственного института международных отношений). Кроме психолога, в Центре работают психиатры и психотерапевты. Основные задачи Центра – диагностика абитуриентов, студентов, проходящих диспансеризацию, и сотрудников при поступлении на работу, а также всех желающих, психологическое консультирование и психологическая «скорая помощь», психокоррекция и даже работа с психически больными. Солидная часть всех этих обязанностей ложится на психолога.
Диагностика студентов и преподавателей выполняется психологом и начинается обычно с компьютерного варианта MMPI, теста Кеттела, опросника Клонинджера. Далее, с каждым студентом психолог проводит клиническую беседу с целью уточнения первоначальных «сырых» результатов теста. Если выясняется, что у данного человека серьезные психические отклонения, его направляют к психиатру. Если тесты и беседа не выявили тяжелых нарушений психики, по желанию студента психолог дает психологические рекомендации. Эта работа особенно интенсивна во время приемных экзаменов.
Другой трудовой обязанностью психолога является психологическое консультирование. В течение дня к нему в кабинет может прийти любой студент или преподаватель и попросить психологической помощи и совета.
Кроме этого, психолог занимается консультированием через Интернет тех, кто по каким-то причинам не решился на очное «свидание».
Чтобы справиться со всеми этими обязанностями, психологу нужно иметь солидный багаж знаний и умений. Он должен владеть психологическими знаниями и знаниями в области медицины (в частности, в области психиатрии и неврологии). Кроме всего прочего, в современном мире нельзя обойтись без хотя бы минимальной компьютерной грамотности. Ефремов обладает всеми перечисленными свойствами, и даже сам пишет программы для компьютерного тестирования. Работу в Центре он сочетает с научной работой в Научном Центре Психического Здоровья РАМН (учится в аспирантуре).
Психологу по определению положено интересоваться внутренним миром человека и тонкостями межлюдских отношений. Но мало кто задумывается, что это не так уж просто и требует большой работы над собой. Одним из самых важных и нужных качеств, которые, по мнению Ефремова, следует развивать для успешной работы - это способность к эмпатии (сопереживанию). Кроме того, важным качеством является терпимость и уважение к людям и их проблемам. Это основная задача практикующего консультанта - не ставить себя выше других людей. Решение этой проблемы пересекается с мировоззренческими, а не только профессиональными особенностями человека. Основным, самым главным убеждением любого психолога является принцип врачей «Не навреди».

11. Чем занимаются психологи здоровья? Психолог А. В. УШНИЧКОВ
Психологи здоровья участвуют в решении самых различных задач. Конкретный тип работы, которую психолог выполняет ежедневно, может зависеть от условий или его способностей. Одни работают непосредственно в клинических условиях, помогая отдельным лицам или целым группам предотвратить заболевания или выработать здоровые привычки. Другие проводят исследования по вопросам, касающимся здоровья, или принимают участие в формировании государственной политики в области здравоохранения.
Психологам здоровья приходится работать в больницах, клиниках, частных организациях и университетах. Одни выбирают специализацию в конкретной области, например, в онкологии, управлении болью, гинекологии или в программах отказа от курения. Другие же предпочитают работать в правительстве, зачастую управляя программами общественного здравоохранения или оказывая влияние на государственную политику.
Большинство дипломированных психологов здоровья имеют докторскую степень в области психологии. Очень часто они сначала получают степень бакалавра в общей психологии, а затем специализируются на медицинской психологии в аспирантуре.
 Психологи здоровья могут выбрать работу в разнообразных организациях, включая колледжи и университеты, реабилитационные центры, государственные медицинские учреждения и психиатрические клиники.

12.Чем отличается психолог от психиатра, психотерапевта, невролога и невропатолога?
Психолог
Главное отличие психолога от психотерапевта и психиатра заключается в том, что психолог – это не врач. Соответственно, диагнозы он не ставит и лечением не занимается. У него другая задача: помочь пациенту восстановить душевное равновесие, обрести уверенность в себе, развить коммуникативные способности, научить справляться с негативными последствиями умственного и эмоционального перенапряжения.
Психологов часто привлекают для проведения тренингов, тестирования уровня интеллекта, выявления способностей. Его консультации помогают определиться с выбором профессии, найти общий язык с подрастающими детьми, устранить недопонимание в супружеских отношениях.
Вывод: психолог занимается со здоровыми или практически здоровыми людьми, не занимается врачебной диагностикой, не выписывает лекарства, не лечит.


13. Медицинский психолог: обзор професии

Психологией здоровья называют специальную область знаний, рассматривающую влияние биологии, психологии, поведения и социальных факторов на здоровье человека.
Психологи здоровья участвуют в решении самых различных задач. Конкретный тип работы, которую психолог выполняет ежедневно, может зависеть от условий или его способностей. Одни работают непосредственно в клинических условиях, помогая отдельным лицам или целым группам предотвратить заболевания или выработать здоровые привычки. Другие проводят исследования по вопросам, касающимся здоровья, или принимают участие в формировании государственной политики в области здравоохранения.
Психологам здоровья приходится работать в больницах, клиниках, частных организациях и университетах. Одни выбирают специализацию в конкретной области, например, в онкологии, управлении болью, гинекологии или в программах отказа от курения. Другие же предпочитают работать в правительстве, зачастую управляя программами общественного здравоохранения или оказывая влияние на государственную политику.
психология здоровья открывает хорошие перспективы для карьерного роста – в связи с увеличением найма психологов в больницах и других медицинских учреждениях. Психологи здоровья могут выбрать работу в разнообразных организациях, включая колледжи и университеты, реабилитационные центры, государственные медицинские учреждения и психиатрические клиники.