Колян включил счетчик

Галина Мажейкина
О  московском художнике Анатолии Пурлике.
Правильность в неправильном или правильное сделать не правильным – наверное, это то, что характеризует настоящего интерпретатора, каковым, на мой взгляд, является Анатолий Пурлик. Говорить и писать о художнике, тем более художнике - философе по сути своей, искусствоведу чрезвычайно сложно. Потому чтобы бы я не высказала сейчас, окажется препарированным им и подвергнуто критике. И, наверное, в этом есть своя правильность или правда, так как лучше самого художника никто не расскажет почему, для чего и кому предназначен месседж (визуальное или текстуальное сообщение), который он посылает зрителю. Попытка из живописи сделать концепт не нова, но придать ей новый смысловой контекст, всегда интересна! Интересно пошутить над образами и имиджами соц-арта или contemporary art или выхватить из потока пешеходов среднестатистическое лицо, не облекая его в характерный образ современности, как это делают сейчас многие. Просто художник Анатолий Пурлик идет мимо и фиксирует глазом то, мимо чего мы проходим ежедневно, не замечая. Он же визуальщик, прежде всего! Стиль его живописи близок к немецкому экспрессионизму начала ХХ века, к художникам группы МОСТ, изображавших выхваченные с улиц лица докеров или проституток в порту, тем самым противопоставляя свое творчество тем художникам, которые обслуживали буржуазные вкусы.
На мой взгляд, Пурлик дискутирует с модными нынче направлениями и тенденциями в живописи contemporary, иронизируя и полемизируя со стилистическими направлениями актуального искусства, иногда потешаясь над гламурностью и лубочностью картин - открыток или картин - перформансов, раскрученных и трендовых авторов с московских модных аукционов! Его вызов – это протест против рекламы и использования ее имиджей в живописи; личностная стратегия, выраженная в технике любимой им экспрессии, но с образом улицы современного города, где лица улиц соседствуют с портретами на плакатах различных партий, играющих в демократию. Иногда художник делает безликими своих героев, так как они живут в деструктивном мире, который меняется постоянно. Мир как хаос, навязанный или преднамеренно созданный. Спасительный юмор Пурлика - это та соломинка, через которую спасемся! Отсюда и названия картин: "Колян, включил счетчик!", "Подслушивающий". Мы включены в игру экономики и политики, и художник визуализирует искусством это пространство социального, подверженное деконструкции (переосмыслению, не разрушению!), он это пространство гуманизирует. Разрушая (меняя), деструктурируя образ, он создает Другое, задавая новые ориентиры и философские смыслы тому искусству, которое сам же рождает! А художник - кто он и какова его роль? Он - проводник и транслятор визуального!
Галина Мажейкина
Арткритик, искусствовед, культуролог
Иллюстрация - произведение А. Пурлика  "Колян включил счетчик". Ассамбляж.
Эссе опубликовано в ЖЖ , здесь фото картин художника: http://mazheykina.livejournal.com/1207.html