Анализ иконы Петр и Феврония музей Рублева

Федоров Мистик
Петр и Феврония  музей Андрея Рублева
Конспект занятия, проведенного в музее  педагогом ''Марией Александровной Алмазовой'' ( имя изменено) в 1990 году.

Две очень сильно вытянутые по вертикали доски, иконы  составляют диптих. Благодаря чему вертикаль утрачивает свою силу, получается гармоничное звучание. Простые смертные, которые воспарили.
Поскольку парная композиция она должна чем то соединяться. Обьемная доминанта на верху.
Головы и плечи очень обьемны, имеют пространственную значимость. Обьемная доминанта наверху.  Книзу пространство сжимается, становится плоским как на иконах Дионисия. Обьемная голова, плоские одежды с крестами, даже цвета нет, только черные кресты и белый фон одежд.
Обьемная голова, плоские одежды выражение высшего состояния духовности. Святители.
У Петра и Февронии обьемные головы контрастируют с плоским пространством.
[ Перевод на упрощенный язык, образы на которые автору пришлось перевести текст.
На двух досках изображено плоское пространство. Обьем фигур как две ''морковки''. Наверху обьемность ''морковок'' и это создаёт парность. Это их обьединяет. А книзу ''морковки'' становятся плоскими. Это сообщает состояние духовности и устремленности вверх, парной устремленности.
Если бы обьемность'' морковок'' была бы внизу, складки, колени это бы сразу фигуры заземляло, не возникало бы состояния духовности персонажей.]
Земля, ее мало, она плоская, очень тёмная, уплощает пространство. Фигуры ( одежды), очень плоские на фоне плоской земли. Тёмные по цвету, как и тёмная плоская земли.
Вертикальные линии в фигурах персонажей сообщают движение вверх, отрыв от земли, воспарение.
Контраст между землёй и небом. Земли мало, но она очень тёмная. И наоборот неба много, лёгкого и духовного пространства.
Горизонтальные линии ( пояски) даны очень тактично, их мало, они вторят  по цвету земле, и принадлежат той и другой фигуре, на одном уровне по высоте. Это нечто земное, что их персонажей связывает.Они находятся в единении друг с другом, в земном единении.
Настолько маленькое количество этого ,синхронного единения ,( тёмных поясков, горизонталей), показывающего их близость и связь между собой, чисто земной, но они так высоко членят фигуры, что даёт возможность ощущать и духовное присутствие в этом единении. Если бы пояски горизонтали были бы внизу, то они бы приземляли эти фигуры.
[ Две ''морковки'' подвязанные наверху].
Поскольку членение высоко, то тоже как бы парит, и эта связь земная становится тоже духовной.
Очень мягко, изысканно написаны складки, они говорят об аристократической принадлежности фигур. Складки не вульгарны, их немного, они даже в чем-то рафинированны. Лёгкость, изысканность складок говорит о просветленном внутреннем состоянии этих людей.
В то же время контраст в одежде, вертикали, говорит о некоей драматической ситуации, это не безоблачное ангельское существование, но благодаря очень вытянутым вертикалям этот контраст не давит. Этот контраст лёгкий, уводит в духовный, а не в земное контрастное.
Очень сомнительно, чтобы чёрные круги нимбов были изначально, написаны XVI веке. Они не соответствуют всему цветовому решению иконы. Верх довольно грубо и примитивно написан, складки внизу это подлинное, тонко и рафинированно написаны одежды, изысканная цветовая гамма.

Контраст обьем в коленочке, на фоне плоской одежды, единственное проявление человеческого. В данной иконе все время происходит акцентировка и на человеческую сущность этого персонажа, и на его духовное воспарение. Но эта человеческая сущность остаётся его доминантой. Она просто преображается. Поэтому он не уплощен абсолютно, как у Дионисия, только голова обьемна. Какой-то кусок фигуры, вес, характеризует его, их как праведных людей, а не запредельных святых другого уровня, когда вес отсутствует, только лёгкость.
Фон, диптих, у Петра золотистый, у Февронии зеленовато оливковый. Мастер очень точно чувствовал прообраз, который воплощал. Очень живописный фон. Золотой фон ''абстрактен'', золото говорит о том, что это чисто космическая субстанция, персонаж находится в другом соотношении с ''человеческим'', выход в ''космическую духовность''. Зелёный фон удивительно гармоничен к ней, символизируют некоторую умиротворенность, некоторую ''реальность'', земную доброту, мягкость колыбель для бытия.
Контраст между Петром и Февронией, тоже существует в их фонах.
Он как более волевой персонаж их супружества вышел  на более абстрактное содержание, золотой фон.Он был более ведущим, а она более ведомая. Так предначертанно.

О других иконах. Святые находящиеся полностью в духовном, космическом пространстве, они могут быть очень обьемными. Там все другое. Так Ангелы в Троице Рублева очень обьемны, это значимость фигур. А интерьер все плосокое.
Чем бесконечнее пространство, тем обьемнее изображается фигура. Значимость фигуры ангела, обьем должен быть больше значимости, обьема праведника, человека, когда его человеческое возвращает его на землю. Можно математически решать.
У Богоматери только космическое пространство ( космическая значимость), только золотой фон.
Житие праведника, атрибутика, клейма. (снижение уровня)
Далеко не во всех иконах соблюдалась эта мера, соотношение. Но у выдающихся мастеров были гениальные прозрения в живописи, делали все точно и гармонично. Такие мастера как Рублев.