Безнравственный императив

Виктор Балена
«Нецензурный театр»


Многие беды и недоразумения в мире совершаются по неведению и невежеству общественного мнения. В недрах привилегированного сообщества формируется некий контент, в последствии выдаваемый за особое мнение, отличительное от мнения большинства. Это мнение наиболее видных представителей общества, называемые  э л и т а.
Во все времена и во все эпохи гибельным для монархий и республик было привилегированное э л и т н о е общество, состоящее из помещиков и выслужившихся чиновников,  называемое - Дворянство. Лишенное нужды и необходимости добывать собственным трудом на жизнь, сословное паразитическое меньшинство оказывает пагубное влияние на всеобщий политический порядок и развращает нравы. Это чрезвычайно вредоносный слой общества, имеющий громадную собственность, наживающий  сверхприбыль, живущий за счет угнетения собственного народа и эксплуатации других порабощённых народов. Страна, где рассеяна дворянская зараза, не может достичь подлинного республиканского правления, т.к. «элитное сообщество» всегда будет стоять на пути гражданских прав и свобод, прикрываясь лживыми лозунгами о свободе и демократии. С элитой трудно ладить. Бороться бесполезно. Договориться невозможно. Германские республики римской империи придерживались нравственных принципов и открытости в вопросах  морали и этики, строго следили за тем, чтобы общество не было обременено «дворянскими привычками» и между гражданами соблюдалось всеобщее равенство и взаимное уважение. Если знать переходила границы - нарушала моральные правила, её уничтожали, как заразу, несущую обществу развращение и смуту. Спасти общество от развращения и гибели можно законами, которые изобрёл Ликург(1), установив в Спарте(2) имущественное равенство, где Цари  сохраняли достоинство и авторитет, защищая народ от перегибов аристократии, а народ не имел никакого притязания на власть и не искал столкновений с аристократией. Или так, как было устроено в Венеции,(3) где все участники правления (допускавшиеся к власти) именовались дворянами,(gentiluomini) а все прочие жители (простолюдины – popolani) получили равные права на участие  в правлении, так что никому ни на что было обижаться, и у них не было повода устраивать смуты. При этом соблюдался некий баланс между управляющими и управляемыми, и дворян было или равно или больше числа из народа и всегда cохранялась своеобразная квота (дозирование) на приток пришельцев. Однако одних законов для сдерживания развращённого общества бывает недостаточно и тогда для достижения всеобщего порядка и обуздания честолюбивых замыслов дворянства нужна более радикальная и действенная сила в лице могущественной личности.
Из всех испытанных родов правительств выделяются три вида: Монархия, Аристократия и Народное Правительство. По справедливому замечанию Н.Макиавелли «эти виды правления представляют неудобства» и «сами по себе дурны».(4)  Сильная Монархия спустя время превращается в тиранию ввиду слабости наследственных правителей, действующих из страха и нерешительности, вызывая у народа недоверие, а у дворянства злобу и зависть. Отсюда смута и неминуемое свержение Монархического правления. От ненавистного Монарха власть переходит к Аристократии, которая со временем превращается в правление Олигархов и так прижучивает народ, что снова находится человек, который при помощи popolani низвергает Олигархическую Аристократию. И так как никому уже не хочется иметь ни Царя ни Олигархов, устраивается народное правление, которое существует, как едко замечает Н.Макиавелли, ровно до «угасания основавшего его поколения»(5) и на смену приходит полная распущенность и падение нравов так, что от всего безобразия никому житья нет, кругом срам и разлад пуще прежнего. И тогда, в целях исправления дела «умные люди», снова прибегают к испытанному способу спасения – избирают себе Царя. И так как Цари «вырождаются» от наследственной передачи власти, насильственного ли свержения или незаконного овладения титулом, а не всенародно избранном Царе-государе, возникает, как уже сказано, Тирания; и  на смену Тирании приходит  Народное правительство. Немного времени проходит, и распущенность постепенно восстанавливается – безнравственность, разврат и вседозволенность берут верх. Через лицемерие и ложь, через попрание нравственности и этики общество возвращается на тоже место - к тому же «мочалу», и начинается всё сначала.  Эта «карусель» не может продолжаться бесконечно т.к. третья сила «смотрящая», (так назову) ждет окончательного расстройства в государстве, чтобы поглотить его. Но если в государстве достаточно ресурсов, если у него есть мощное оружие и сильная армия, то «карусель» может продолжаться долго, так как «счастье всегда на той стороне, где лучшая армия» (6)
Подлейшая зависимость от произвола дворянской элиты не устраивала народы, стремящиеся к  республиканскому единству и мирной жизни,  ни в древние, ни в более поздние времена. «Мудрые люди» рассматривали творящиеся безобразия со всех сторон, заглядывали на глубину, и много размышляли над тем, как избежать порочного устройства,  в организации республики. Как устроить так, чтобы Монархия, Аристократия и Демократия существовали вместе, (по-нашему «три в одном»), и «могли бы удобнее наблюдать друг за другом»? (7) Ликург нашёл ответ, он тем и прославился, что установил в Спарте такие законы, согласно которым Царь, Аристократы и Народ были в равных долях и «каждый получил своё», так что государство просуществовало более восьмисот лет. Более 400 лет назад Россию посадили на «карусель» и «пустили по кругу». «Западный Демос» не предусматривает для России ни одно из указанных форм государственности. Тем более сочетание трех ипостасей. По глубокому убеждению Запада Россия вообще «не должна быть».
Как быть?! Что делать государству, где дворянство многочисленно? Ответ, кажется, напрашивается сам собой: для того чтобы в обществе (государстве) «водворился гражданский порядок» развращённое дворянство необходимо полностью истребить. Что и было сделано в 1917 году. Царь с семьёй расстрелян. Дворянство уничтожено. Власть передавалась не Царю или Диктатору, а «пролетариату», обещавшему отдать «землю крестьянам и хлеб голодным». Крестьяне землю не получили, а по всей России разразился жестокий голод. Заполыхала гражданская война. Брат пошел на брата – резали друг друга, жгли нещадно во имя чего – никто не мог ответить, когда опомнились. Царя, понятно, не хотели, Дворянство уничтожили, а кто сбежал или за страх во имя спасения души согласился сотрудничать с новой властью, угодили в лагеря и там сгинули. Стране, где сильны были монархические традиции, на замену Царю нужна была сильная личность, обладающая крепким умом и железной волей. Такой человек, как утверждают советские историки, незаметно самовыдвинулся в непроизвольные цари и узурпировал власть. Им был Сталин. Каждый правитель при создании «новой республики» или насаждения республиканского строя обязан избавиться от дворянства, как от враждебной силы, тормозящей развитие, но парадокс в том, что без «новой» элиты не может обойтись ни один Царь или Диктатор. Из числа крученых и честолюбивых сатрапов новый правитель создаёт «новую элиту», чтобы «стоя посреди них, государь мог опирать на них своё могущество, как они, окружая его, опирают на нём своё честолюбие». (8) И далее: «в стране, приноровленной к монархическому порядку, и монархии в стране, которой свойствен порядок республиканский, нужен человек, обладающий редким умом или могуществом, поэтому многие пытались сделать это, но не многим попытка удалась». (9) Сталину удалось всё. Кто пытается очернить Сталина – тот плюёт в историческое прошлое России. Сталин создал индустриальную державу. Спас народы Европы от фашизма. Создал атомное оружие – ядерный щит российской государственности. Сталин создал советскую элиту, которая должна была заменить культурно-паразитическую прослойку уничтоженного дворянства. «Государи и республики, желающие сохранить государство от порчи, должны прежде всего соблюдать в чистоте религиозные обряды и всегда поддерживать уважение к ним, потому что самый сильный признак, указывающий на упадок страны, состоит в отсутствии почтения к богослужению». (10) Церкви было предложено отделиться от государства, а театр, как форма общественно-агитационной трибуны, была приближена и обласкана. Республика, в лице деятелей театра, получила собственную элиту, наделила её привилегиями, которые приравнивали элиту советскую к элите дворянской. Разумеется, советская элита состояла в большинстве из  popolani – невоспитанных и плохо образованных людей, с ними было трудно, и потребовались особые методы управления. Была создана система поднадзорного партийного контроля за религией, литературой и театром. Надо сказать, что духовная близость церкви и театра рассматривалась, как близкая друг другу среда, способная нанести идеологический урон новоявленному республиканскому режиму. Если за церковью строго наблюдали, то за театром велся неусыпный бдительный надзор. После развала государственности в 90-х страна стала безнадзорной и превратилась в «бездозорное Царство».              Цензура ушла, её как таковой давно нет. Но цензуру, как и совесть, никто не отменял. Если совесть осталась, хотя бы мокрое место от неё, то жива и цензура. Цензура, т.е. сама «субстанция духовного надзора» никуда не делась  - она перелицована, перекроена особым способом и переподчинена жесточайшей само - цензуре, находится в ведении престарелых, а также молодых постмодернистов, и служит другим целям, ставит перед всеми нами совершенно иные задачи.      Мы пережили Монархическую цензуру, Коммунистическую, нынче наступает цензура «Алигархической диктатуры», которую либеральные критики лицемерно пытаются выдать за возврат цензуры коммунистической. Это абсолютная чушь. Цензуры на театре в сегодняшней России нет. Как сказал, давнишний мой друг и соратник, «вся цензура в бошках»(11)В сегодняшнем обществе, выстраивается особый тип отношений, который можно назвать «триединым ипостасным», где церковь и театр могут сыграть основополагающую, ведомую силу в формировании нравственных ориентиров. Апостольская церковь являет собой вместилище Духа Святого. Театр – место извлечения нравственного опыта.    Понятно, не всем такой союз покажется желанным, и не каждый с таким определением согласится. Аристократию нынешнюю страшит сам процесс формирования в России нового государства невиданного формата – Монархия, Аристократия, Демократия. Отсюда истерические вопли о надвигающейся цензуре и сталинизме. Многие деятели театра отчаянно взывают к «объединению» в профессиональные сообщества, которые могли бы оградить и защитить от нападок popolani. В этой части я соглашусь только в одном: Надо объединяться! И не в отдельные сообщества, а в мощную многонациональную когорту борцов за чистоту нравов. Сегодня, где церковь свободна от нападок, а театр не подвержен цензуре, мы невероятно сильны перед любыми вызовами лжи и неправды. Деятелям искусства нужен «общественный договор» об исполнении нравственного Закона наподобие того, что заключил Моисей с народом Израиля. Общество и театр должны разговаривать на одном понятном языке. Сегодня театр увлечён «собой», занимается и интересуется исключительно «самим собой». Один молодой режиссер так и говорит: «Мне интересно то, что я делаю». Это непросто увлеченность процессом творчества, это получение удовлетворения от процесса происходящего внутри самого творца. Мир неограниченной фантазии, взрыв воображения – синтез несуществующего и сюрреалистического ведёт к психическому расстройству. Ничем не ограниченное воображение порождает мнимую действительность.    Художнику необходимы две вещи, - справедливо как-то заметил Д.Дидро, рассуждая, правда, о живописи, - мораль и перспектива.  Эти два магических слова – «мораль и перспектива», я приторочил бы на двери кабинета главного режиссера. Театр обязан отвечать двум этим главнейшим требованиям, какие бы художественные задачи не ставились театром и режиссурой. Собственные «фильтры»(12), о которых упоминают режиссеры, конечно «неплохо», но как показали «результаты испытаний», одних «фильтров само - цензуры» недостаточно. Художника нельзя оставлять без опеки и внимания. Это как бросить одних в доме детей без присмотра. Художнику необходима забота общества, но и художник должен отвечать на заботу и внимание, пусть не любовью, но хотя бы уважением к обществу. Кому-то не нравятся устанавливаемые «границы» от начальников министерства культуры, де мол, такое положение с «границами» может привести к «деградации театрального искусства»(13). Друзья, деградация давно припеваючи шагает по планете. Вы недавно подхватили эти песни и зашагали в ногу с дегенеративным искусством западной демократии, а весь мир живет с ними не одно десятилетие. Отечественная театральная культура до наивности доверчива и восприимчива ко всему дурному и гадкому. С поразительной быстротой российские режиссеры научились вздергивать на кресты обнаженных тёлок и продвигать на сцену матерщину. Обойдите театры Москвы, посмотрите на витрины с фотографиями – не увидите почти нигде костюмированных постановок Чехова, Островского, Шекспира. Корреспондент «первого канала» спросил А. Нетребко, «как» ей постановка «Манон Леско» в Большом? Оперная дива ответила: «Мне было удобно». (14) Это «вежливое спасиба», что не изнасиловали на сцене и не перевернули вверх ногами, заставив петь вниз головой. Всем ревнителям «нецензурного театра» хочется напомнить ленинский лозунг о том, что «искусство принадлежит народу». Вы будете шокированы, но лозунг этот до сих пор никто не отменил. Справедливость этого, поистине мирового высказывания, может подтвердить главный бухгалтер любого театра, у которого в балансе статьи «приход» ежемесячно появляется сумма, перечисленная на нужды театра, из  бюджета республики. Если кому-то  хочется как-то особенно выделиться, «покаруселить» на всю катушку, пусть, в правом углу афиши, где обозначен, ставший обязательным символ 0+, припишет (можно от руки) слово: «нецензурный». Только прежде нужно отказаться от народных денег - государственного финансирования и прокомментировать свой статус, как «безнравственный».  Не бог весть какое новаторство, уверен, будет встречено с пониманием у любителей жестокого жанра, подбрасывающих под двери театра отрубленные свиные головы. Друзья, Нам необходимо единство и согласие. Православные христиане, мусульмане, иудеи, деятели культуры: художники, режиссеры, актеры, музыканты, поэты и писатели – ВСЕ, ВСЕ, ВСЕ - должны перековаться в могучий сплав - стать единым великим Русским Народом. «Если взять меч,-  рассуждает Антоний Сурожский, - холодный, серый, как бы без блеска – и положить его в жаровню, через некоторое время мы его вынимаем – и меч весь горит огнем, весь сияет. И настолько огонь, жар пронизал, соединился с железом, что теперь можно резать огнем и жечь железом. Обе природы соединились, пронзили одна другую, оставаясь, однако, самими собой. Железо не стало огнем, огонь не стал железом, и вместе с тем они неразлучны и нераздельны». (15) Больше любви, смирения и кротости, Братья. Помним: Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Посл.Иакова.4:6(16)
 Храни Вас Бог.

Примечание
(1) Ликург - законодатель Спарты  около 884 г.до н.э. Дата рождения не известна. Дата смерти не известна. (Такое случается с выдающимися правителями не только древности (авт)
(2) Спарта – аристократическое государство YIII – YII в.до н.э.
(3) Венеция (венецианская республика) – с конца YII века по 1797 год.
(4) Н.Макиавелли. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия)
(5) Н.Макиавелли. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия)
(6) Н.Макиавелли. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия)
(7) Н.Макиавелли. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия)
(8) Н.Макиавелли. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия)
(9) Н.Макиавелли. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия)
(10) Н.Макиавелли. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия)
(11) И.Золотовицкий –  профессор, директор Дома Актера, Ректор Школы-Студии МХАТ; интервью ТВ.
(12) М.Захаров – народный артист России, главный режиссер театра «Ленком»; интервью ТВ.
(13) Е.Миронов – народный артист России, главный режиссер театра «Наций». «Нашу профессию мы понимаем лучше всех, и те нелепые границы, которые нам пытаются поставить, могут привести только к одному – к деградации» (интернет-газета от 02.11.16)
(14) А. Нетребко – интервью ТВ. Премьера оперы «Манон Леско» в «Большом», постановка н.а. А. Шапиро.
(15) Митрополит Антоний Сурожский. «Человек»
(16) Библия. Новый Завет. Послание Иакова 4:6

                *