Кучер В. А. Мысли на Афганскую тему

Леонид Москаленко
 МЫСЛИ НА "АФГАНСКУЮ" ТЕМУ.

Как-то ранним, воскресным вечером возвращались мы с женой домой по набережной Ялты.
Прекрасный июльский вечер! Гостей курорта заметно прибавилось. Еще бы. Тєплое море, не стреляют, как пугали одно время по радио и телевизору и рубли ходят наряду с купонами, да еще как! Даже более предпочтительны! Словом, курорт как курорт! И хоть дорого все, но отдыхать можно.
У аттракционов, что напротив главпочтамта, музыка играет и группы отдыхающих (местные уже привыкли и знают что к чему) с любопытством кучкуются и внимают молодым проповедникам. Кто христианским, кто буддистам-кришнаитам, внушающим им, как они грешны сейчас и как им будет хорошо потом, в той, другой жизни.
Ближе к мосту, что у Клуба моряков парни с гитарами и в 3-х цветной форме через усилители поют песни на тему об Афгане.
Вокруг тоже стоят люди не больше и не меньше, чем у проповедников -- кому что нравится.
Мне тоже довелось воевать в Афганистане и мы подошли поближе. Смотрю - не наши, не ялтинские парни, - заезжие! Так случается каждый курортный сезон. Местным "афганцам" петь некогда, работать надо, хотя у исполнителей песен претензия те же, что и прежде были, - "давить слезу из граждан", - но как изменился репертуар! Каким-то христианско-демократическим стал, что ли. И самое главное, исчез аромат песен, рожденных там, у солдатских палаток, в курилках после боя, и потому без натяжек, а действительно берущих за сердце.

Вот о чем подумалось.
Все дальше уходит 1979 год, когда по воле амбициозных политиков, под лозунгами "О защите южных рубежей нашей Родины" и "Оказания братской интернациональной помощи народу Афганистана" в Афганистан был введен ограниченный контингент советских войск.
9 лет и 50 дней обманутые парни ограниченного контингента, приученные системой беспрекословно выполнять Воинскую Присягу, умирали за неправое дело. Достойны ли уважения они, эти парни? И вообще, стоит ли говорить об афганской войне и "афганцах"? И если стоит, то как оценивать происшедшее и самих участников этих событий?
И решили, и сказали: война в Афганистане - авантюра, но парни - герои и им надо воздать. Заметьте, все - герои! всем надо воздать! А у нас всегда так - чохом, или герои и воздать, или предатели и подлецы и тоже - воздать!
И воздали, вернее издали массу Постановлений, Указов и решений по замыслу направленных на социальную реабилитацию и защиту семей погибших, инвалидов и оставшихся в живых, но которые никто и не думал выполнять на местах.
Под шумок и в эйфории на Верховном Совете бывшего СССР быстренько осудили афганскую авантюру, амнистировали всех предателей и подлецов, осужденных за воинские преступления в Афгане, уровняв, тем самым, порядочность с подлостью, героизм с трусостью, честь и преданность с предательством.
По радио и телевидению, в прессе и под гитарные слезы на улицах создали вокруг участников войны в Афганистане ореол мучеников, а затем, бессовестно спекулируя на этой теме и вызывая сострадание и жалость к ним у народа, и не подумали по-настоящему разобраться в проблемах, порожденных этой войной и реально, а не на словах решить эти проблемы.
Вы спросите какие это проблемы?
Вот некоторые из них.
Скажите, кому было выгодно всех "афганцев" валить в одну кучу, представлять, как нечто единое, целое, требующее к себе равного отношения? Или это наша привычка обобщать, не видеть за понятием народ отдельного человека, за явлением - частности? Но нет. Создали это понятие единого, целого-"афганцы" и ворочают этой массой, вообразив, что коли уж они прошли через огонь и кровь, то это на всю оставшуюся жизнь делает их правыми, безгрешными, социально активными, очень прогрессивными и еще бог знает какими хорошими, ну просто пай~мальчиками!
Пора, наконец, понять и признать, что "афганцев", как единого целого, как массы наиболее сознательной части общества, на которую можно было бы положиться в лихую годину, увы, уже нет. Их разобщили и они растворились. И это тоже часть политики, направленной на то, чтобы не дай бог, они не обьединились и не предьявили счет за все, что с ними сделали. Разобщенные они не опасны! Проблема? Конечно!
Или еще. Скажите, как можно мать, воспитавшую честного парня, погибшего героя уравнять в правах, с матерью осужденного подлеца или трусливого перебежчика, предателя пусть даже не РОДИНЫ (что она для него значит? ), а просто своих товарищей? Уравнять по амнистии, только на том основании,что война была ошибкой,авантюрой политиков?!! А ведь во все времена и у всех народов такие понятия как честность, храбрость, товарищество, взаимовыручка, верность слову высоко ценились, а подлость, трусость, предательство, лживость и другие пороки презирались и сурово осуждались. Или с приходом демократии эти ценности стали новыми и поменялись местами?
Впрочем"о чем я спрашиваю, если сейчас герои Великой Отечественной стали красно-коричневыми, а фашистам, оуновцам ставятся памятники и воздаются почести, то тут вопросы излишни!
Так и с "афганцами", Честные, порядочные парни, прошедшие огонь и кровь, познавшие истинную цену боевому братству с омерзением смотрят как по телевизору, с легкой подачи Ионы Андронова и ему подобных борзописцев, выполняющих социальный заказ теперь уже демократов, показывают наших (наших ли? ) "военнопленных", а, по сути, перебежчиков и предателей, сохранивших свою жизненку за счет убийства своих бывших товарищей, земляков, единоверцев.
Льют слезы,- какие они несчастные и покинутые! Ах, как здорово, что Система и неправедная война заставила их предать Родину и товарищей и они единственные герои, которые во время смогли понять, оценить неправедность этой войны и приняли правильное решение перебежать к душманам и с оружием в руках отстаивать честь и свободу афганцев, которые и тогда и сей час, уже после нашего ухода, не могут разобраться кто прав, а кто виноват и потому убивают друг друга в Кабуле. Интересно, за какие идеи, находясь в разных бандах Хекматияра и Ахмада Масуда, теперь они вынуждены убивать друг друга?
Вот вам и другая проблема! Проблема, так называемых "военно-пленных. А я считаю, что нет и не должно быть этой проблемы, так как настоящие военнопленные, не изменившие и в плену своим идеалам, честности и порядочности давно погибли. Это они в Пешеваре, подняв восстание в тюрьме и захватив склад с оружием, несколько дней сражались в неравном бою, пока пушки регулярной пакистанской армии не расстреляли их в упор (вспомните корреспонденцию об этом эпизоде).
Им, этим героям, наш низкий поклон и Вечная Память! А изменившим Родине, Вере, Братству - вечный ПОЗОР и всеобщее ПРЕЗРЕНИЕ!
И никакие амнистии не смогут уравнять героев с подлецами и предателями. Спросите об этом тех, кто ходил в горы, умирал в засадах, на дорогах, в "зеленках", на караванных путях, кто сражался на Черной площади в Кандагаре или на Кандагарском рынке в Герате, кто ходил дорогами Афгана через "Чертов мост" у Чарикара и Саланг, кто воевал в Джелалабаде, Хосте, Газни, Гардезе. Да мало ли где? И они вам скажут и о "военнопленных" и о любимце демократов А. Д. Сахарове, оклеветавшем братство и взаимовыручку в бою "афганцев". Как надо было не знать и ненавидеть свой народ, чтобы возвести на боевое братство такую клевету.
И еще проблема. Скажите, а где обещанная "Книга Памяти" погибших в Афганистане? Почему ее нет? Ответ простой!
Еє нет потому, что в Афганистане погибших гораздо больше, чем это официально обьявлено. Сколько на самом деле? -- может ответить "Книга Памяти", если ее когда-нибудь все-таки выпустят.
Но вы не ошибетесь, если 9 лет войны умножите на 6-8. Сюда войдут погибшие в боях, умершие от ран и болезней, в госпиталях, пропавшие без вести. Таких уже на 13 декабря 1981 года было в 40~й армии более 10 тысяч человек, если верить той схеме, которая была представлена на одном из совещаний в штабе армии. Если я не прав, то почему не издается "Книга Памяти", которую мы так ждем?
Или взять проблему "лжеафганцев", примазавшимся на волне любви народной к честным парням, воевавших там. Это они, примазавшиеся, так любят носить 3~х цветную форму, считая ее символом Афганской войны, накупившие орденов и медалей, но не в состоянии ответить на простой вопрос: "А где ты там воевал? ", боясь попасть впросак. Это они в большинстве случаев, на улицах и площадях с гитарами выдавливают из прохожих слезу и рубли и позорят настояних фронтовиков.
Им ли знать, что там на желтых песках и серых скалах такая форма не применялась, так как резко демаскировала и надевший ее, приговорил бы себя сам. Если и надевали масхалаты, то сетчатые (жара! ) желто-песочного цвета, а обычно и, как правило, ходили в рейды и засады в незаменимом нашем х/б.
Сейчас, я бы не надел 3-х цветку, тем более, что она стала печальным символом Карабаха и Приднестровья, где мои сограждане, убивая друг друга, красуются на экранах телевизоров в 3 - х цветке, с автоматами в руках и улыбкой на устах. Несчастная страна, имеющая таких граждан и несчастный народ, ностальгически тяготеющий к разрушению и убийству себе подобных. И среди них мои боевые братья-афганцы!
Вот вам и последствия, отрыжка войны в Афганистане. Она, война, пришла к нам, в наш дом с теми, кому недальновидно отказали в социальной защите и внимании.
И пока их проблемы не решаются - они будут уходить в рэкетиры, спиваться, участвовать в сомнительных экономических и политических акциях (вроде Импекс-55) или голодовок за деньги политических партий, осуществлять самозахваты земель и квартир, наконец, уходить в наємники и делать то, чему их научили там, в Афгане - убивать!
Это из их числа рождаются полевые командиры в Таджикистане, Это они формируют боевые отряды по образу и подобию душманских.
Не слишком ли дорогая плата за бездействие и невнимание к проблемам "афганцев"?
Такие вот мыс ли, огромная душевная боль за себя и за них, моих бое братьев, жалость и протест одновременно смешались в душе, глядя на ЭТИХ поющих парней на площади у Клуба моряков. И почувствовав мое состояние, жена взяла меня под руку и мы пошли домой. А ночью, в постели, в который уже раз я вновь и вновь уходил в бой, общался со своими боевыми товарищами, которых, увы, уже нет, задыхался нестерпимой жары, когда распухший язык не помещается во рту, но вновь, ощутил радость приобщения к чему-то непреходящему, настоящему.