Русская песня. Пролог

Валерий Мухин Псков
                Песни, песни, о чём вы кричите?
                Сергей Есенин (Песни…)       
      
                …и русской песни гул,
                То глубоко беспечной, то унылой,
                Проникнутой невыразимой силой…
                Иван Никитин (Юг и север)

                …Не так певали на Руси
                (Господь, помилуй и спаси),
                А пели дружно, пели хором -
                Кружили песни над простором.

                И был мотив у них простой …
                Они дружили с высотой.
                А нынче песни - развлеченья,
                Что сеют на душу сомненья.       
                Валерий Мухин (Дед)


                Русская песня (2)

                Пролог

     Стоял жаркий июнь 2013 года. Мы с женой Валентиной и моей престарелой матерью Александрой Николаевной, которой в апреле исполнилось 96 лет, жили на даче. Мать сама хотела жить на даче вместе с нами и, приученная с детских лет к деревенской жизни, так и рвалась в огород «делать какую-нибудь работу».
И надо сказать – делала её, да ещё как! Она легко собирала любую ягоду, полола морковку или свёклу… Мы с женой или я один редко наезжали в Псков, чтобы пополнить запасы продовольствия, или получить пенсии…
Был сезон созревания клубники, которой в то лето у нас уродилось много, не в пример прошлым годам. Было жалко, что клубника пропадёт, и мы стали созваниваться с дочкой Леной и внучкой Светой,
чтобы они приехали, хотя бы на выходные – поесть ягоды.
И они приехали на субботу и воскресенье.  Это для нас, родителей, всегда – большая радость, когда приезжают дети, потому что в итоге это всё – для них: дом, баня, земля…  Приезжайте, живите радуйтесь труду. Да просто так – приезжайте отдыхать, поесть свежей ягоды, искупаться в Черёхе, позагорать…
И то не хотят. А это очень обидно, непонятно и обидно…

     Вечером, когда огородные дела были закончены, после «клубничного» ужина все сомкнули ряды у телевизора, потому что «на улице» собирались не то дождь, не то гроза, а мокнуть никто не хотел.
Света включила первый российский канал, где шла новая программа «Голос». На экране завязалась борьба за лучшее исполнение, за лучшую песню, а в итоге - за лучший голос. Мы увлеклись, слушая конкурсантов, болея за каждого стоящего исполнителя. И вдруг моя мать, тоже принимавшая участие в наших переживаниях, говорит:
     - Всё хорошо: красивые и статные парни и девчата, и поют хорошо, но почему - всё не на русском языке? Это неправильно. Не патриотично. Я считаю – это должно быть одним из условий конкурса, чтобы песня исполнялась на русском.
     - Ой, бабушка, - сразу возразила Света, - как ты устарела!
     - Да нет, Светочка, вот раньше, песня звучала, и все её могли подхватить, все её знали, любили. А сейчас вы отучились петь русские песни, вы их не знаете, да теперь и русский язык скоро забудете.
     О, нахватались всяких слов – в другой раз и не поймёшь – о чём речь.
     - Бабушка, ты конечно, права. Но в чём виновата я или мои подруги? Конечно, мы слушаем такие радиостанции, как «Европа плюс», или смотрим подобные вот этой передачи и естественно поём то, что слышим. Я не против русской песни и русской народной музыки, ведь отходила десять лет в танцевальный ансамбль «Радость» при ГКЦ и была очень счастлива. А там всё у нас было русское: и песни, и музыка, и костюмы. А перестала ходить в ансамбль, вот меня вначале тянуло в эту стихию, очень не хватало той удивительной ауры и той музыки, а потом привыкла к другим песням, ритмам… Время бабушка другое.
     - А как же патриотизм, - не унималась мать, - любовь к своим корням, к земле? Вот вас почти силой уговорили приехать сюда – так бы и сидели всю жизнь за своими компьютерами, как будто кроме них другой жизни уже и нет!
В это время за окнами вспыхнула яркая молния, а потом так громыхнуло, что мы даже вздрогнули. Началась гроза и по крыше сразу зашумели, забарабанили хлёсткие удары дождевых капель.
     - Ну, бабушка, - продолжала оправдываться Света, - да не сижу я целыми днями за компьютером! Но и без друзей, что на «Одноклассниках» и в «Контакте», уже обходиться не могу. А ты бы лучше когда-нибудь взяла да и рассказала бы о себе и своей молодости, чем вы-то жили, какие песни пели и вообще обо всём, обо всём, - слабо? А мы бы и послушали?
     - Я-то рассказала бы, да боюсь, вы и слушать не будете. Вам ведь всё некогда, всё бегом да бегом…
     А за окнами снова всё осветилось, и гром ударил с такой силой, что погас свет и выключился телевизор. Всё погрузилось в полнейшую темноту.
     - Это, наверно, сработал автомат, - успокоил я, - и выключил подстанцию в Старанье. Теперь света не будет до утра, пока не начнётся рабочий день у карамышевских электриков.
Тем временем жена в темноте отыскала пару свечей, установила их на блюдце и зажгла. В доме сразу запахло копчёным воском, и вся обстановка приняла вид какой-то полусумрачной сказочной старины. За окнами то и дело всё ещё сверкали молнии и раздавались утихающие раскаты уходящей грозы. Света с дочкой сразу стали тормошить мать:
     - Вот теперь-то уж точно мы никуда не убежим – хоть всю ночь будем слушать.
     - Ну, что же, тогда - слушайте…