Ч. 57 Взятие Севастополя

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2016/10/31/1965

В конце 1942 года и в 1943 году союз стран Антигитлеровской коалиции нанёс несколько мощных ударов странам Оси, изменивших ход войны. Любознательный читатель может посмотреть в интернете, какие страны  входили в противоборствующие союзы.

Главным ударом был, разумеется, разгром фашистской шестой армии в Сталинграде. Но моя тема – война на море. У нас большинство читателей либо вообще не представляют, либо слабо представляют себе размах морской войны. Их знания ограничиваются, в основном, фильмом «Перл-Харбор».

Между тем, во время второй мировой войны происходило много морских битв, по масштабам намного превосходивших морские сражения на Чёрном море, Балтике и на Севере. Недооценивать эти битвы нельзя, и надеюсь рассказать о них после окончания Черноморской эпопеи.

Несмотря на тяжёлое поражение и гибель эльтигенского десанта, командование продолжало переброску войск и техники на плацдарм севернее Керчи, где советским войскам удалось закрепиться.

Командование Черноморского флота проиграло борьбу за господство в южной части Керченского пролива, но, перекрыв пролив минными заграждениями, не допустило суда противника в Азовское море.

Советский флот не имел специальных десантных судов, какие были у немцев, мореходных, способных перевозить и высаживать войска с тяжёлым вооружением, боевой техникой на необорудованное побережье.

Картины наших живописцев, изображающие героев-десантников, высаживающихся со шлюпок, у военного человека могут вызывать только горечь. Героизм десантников не заменял десантные средства, которыми обладал противник.

От отчаяния контр-адмирал Холостяков, пытаясь прорвать блокаду Эльтигена, пошёл даже на методы борьбы наших предков. Один катер решили использовать в роли брандера, только не поджигающего, а взрывающегося.

У итальянцев имелись такие катера, но, то была конструкторская разработка в заводском исполнении. Затея умельцев Новороссийской военно-морской базы окончилась неудачей.

Тогда контр-адмирал стал готовить бойцов, которые должны были взять немецкие катера или БДБ на абордаж. Но немцы никого близко к себе не подпустили.
Ставка готовила стратегическое наступление по освобождению Крыма, поэтому Азовская флотилия занималась перевозками войск и дважды высаживала тактические десанты.

Из 650 боевых самолётов морской авиации для участия в Крымской операции выделили 400 самолётов. Что касалось больших кораблей, то Ставка приказала: «Крупные надводные корабли тщательно готовить к морским операциям, которые будут при изменении обстановки указаны Ставкой».
 
Н.Г. Кузнецов в своих мемуарах передаёт разговор, когда его вызвали на доклад в ставку: «…попутно зашёл разговор  об использовании крупных кораблей. И.В. Сталин дал прямое указание не рисковать ими».

2-я Новороссийская бригада торпедных катеров в начале марта 1944 года перебазировалась в Скадовск, а 1-я бригада торпедных катеров перешла в Анапу. В Скадовске сформировали Очаковскую военно-морскую базу. Катера действовали на коммуникациях противника.

Азовская флотилия до 20 апреля 1944 года доставила на Керченский полуостров 240 000 военнослужащих, 2200 орудий  и миномётов, 380 танков и бронемашин, свыше 100 000 тонн грузов.

8 апреля началось наступление войск 4-го Украинского фронта, которым командовал генерал армии Ф.И. Толбухин. Советские войска, имели полное превосходство над противником. Они насчитывали около 470 000 человек, 5 982 орудия и миномёта, 559 танков и самоходных установок, 1250 самолётов.

Там, где осуществлялся прорыв обороны противника, на 1 км фронта приходилось 183 орудия и миномёта.  Уроки, полученные в начале войны, не прошли даром. 11 апреля от противника освободили Керчь, а к 18 апреля немцы удерживали только Севастополь.

Чтобы эвакуировать свои войска, фашистское командование использовало более 500 единиц плавучих средств, от средних и малых транспортов до буксиров и катеров. Советским торпедным катерам удалось потопить девять кораблей и судов, при этом погибли два катера.

Против конвоев противника действовали подводные лодки. Они потопили два транспорта, танкер, буксир, одну быстроходную десантную баржу и два сейнера. Одна из советских подводных лодок была потоплена. О большой эффективности наших морских сил говорить не приходится.

Следует заметить, что из Севастополя вывозили раненых, румынские войска и, частично, гражданское население, которое использовалось для прикрытия, в расчёте на то, что летчики не будут бомбить и торпедировать суда с советскими гражданами.
В трюмы грузили солдат и технику, а на верхней палубе – женщин и детей, от которых требовали, чтобы они махали белыми тряпками и поднимали на руках детей при появлении самолётов.

Авиация Черноморского флота потопила 65 транспортных средств и 55 повредила. По донесениям лётчиков они сбили 81 самолёт противника, а потеряли свыше пятидесяти своих самолётов.

Гитлер, видимо, рассчитывал, что хорошо укреплённый Севастополь будет тоже держаться 250 дней, как во время осады города войсками Манштейна. Но советские войска взяли его за три дня.

По советским сведениям при взятии Севастополя нашими войсками фашисты потеряли убитыми и ранеными более 24 тысяч человек, свыше 24 тысяч солдат и офицеров взяли в плен на Херсонесе, в том числе и двух генералов.

Вице-адмирал Ф. Руге  об этом писал так: «Эвакуация Крыма откладывалась слишком долго. Гитлер не разрешал её до 9 мая 1944 г., а к этому времени русские уже ворвались в крепость Севастополь,

и порт уже нельзя было использовать для эвакуации. Тем не менее, до 12 мая удалось эвакуировать с берега 32 тыс. человек, включая 6 тыс. раненых. В ходе эвакуации были потеряны 46 судов стран Оси, в основном, небольших….

Если бы в это время в события вмешался русский флот, ни один немец не вышел бы из Крыма».

Продолжение http://www.proza.ru/2016/11/07/1340