Сирийский релакс

Станислав Бук
    

     От автора: Пусть читатель простит автора за этот примитивный ликбез.

     Фото "Яндекс Директ"



                СИРИЙСКИЙ РЕЛАКС

     Релакс – это такое состояние сознания, при котором ваша энергия никуда
     не движется – ни в будущее, ни в прошлое, она просто присутствует в вас.
     Вы погружаетесь в безмолвную теплоту вашей собственной энергии.
     Этот момент – всё! Нет других моментов, время остановилось. Если время
     останавливается – это и есть релаксация. Если оно движется, релаксации нет.
           Блог Relax Style


     1. Таинственная маска.

- Я – не ты.
- Что за новости? Разумеется, ты – не я!
- Когда я, только включив телевизор, перебираю каналы, ты всегда просишь меня остановиться на этих «круглых столах»; раньше по Украине, а теперь вот по Сирии. Я мог бы записать на видео один такой «круглый стол» и крутить тебе его как новый каждый раз; ты бы и не заметила подмены.
- С чего ты взял?
- Есть несколько фантастических опусов, в которых каждый раз с утра повторяется вчерашний день. Но Сирия – это не петля во времени, это театр, в котором сюжет ужасает, и будет ужасать тебя больше, чем трагедия Шекспира; у шекспировских персонажей есть сердце, у этих игроков не просматривается ничего подобного.
- Раз ты такой философ, просвети, расскажи коротко о Сирии.
- Коротко о Сирии? Смеёшься? Нет, коротко – абсолютно невозможно.
- Но можно ведь разобраться в происходящем? Вот там, на экране, они…
- Они не разбираются, они играют, а это разные вещи. Ладно, а как ты сама представляешь себе Сирию?
- Я? Ну, вот, например, у Вениамина Каверина в повести «Освещённые окна» я вспомнила такой стишок: «по тёмным улицам Дамаска брела таинственная маска».
- Не совсем точно, там было «крадётся медленно»…
- Пусть. Ну, была «дамасская сталь»… упоминания в сказках… да ещё легенды о сирийских колдунах и ясновидцах… якобы с одним из них в молодости встречался Сталин.
- Заплыли. Хотя, действительно, в сирийской глубинке и сегодня много тайн. Например, алавиты, а это десятая часть населения…
- Всего десятая?
- Там столько разных религиозных общин и сект, что десять процентов – много… так вот, алавиты на людях имеют право представлять себя кем угодно: мусульманином – хоть суннитом, хоть шиитом; или христианином, при этом алавит уверенно покажет знание христианских святых писаний; даже может прикинуться иудеем!
- Алавит скрывает, что он алавит? Как шпион? А зачем?
- Понимаешь, в течение нескольких сотен лет на них было столько гонений, что они приспособились жить вот такой закрытой сектой.
- Остановись вот на этом канале. Сейчас будет Соловьёв.
- С вами всё ясно.
- Да я не отказываюсь, только давай сделаем так: ты будешь рассказывать о Сирии понемногу, кусочками.
- Ладно, только уж сама напоминай, когда будешь готова слушать очередной сказ о Сирии. Смотри своего Соловьёва.


     2. Температура.

- Опять температура? Ты же недавно переболела.
- Наверное, вторая серия. Да не волнуйся, я выпила «терафлю».
- Ладно, телек включить?
- Не хочется. Рассказывай дальше о Сирии. Я буду слушать, закрыв глаза, но не думай, что я сплю. Ладно?
- А ты вопросы…
- Я молча…
- Ага, я буду напрягать голосовые связки, а ты дремать?
- Так вот ты всегда давишь, добиваешься своего. Ладно, договорились.
- Я? Своего? Когда это…
- Ну всё, всё, рассказывай.
-Так сразу? Вот лучше скажи… а где та Сирия?
- Южнее Турции.
- Молодец. Сейчас это знают все. Напомню: на востоке Сирия граничит с Ираком, на юге её от Саудовской Аравии отделяет тонкая полоска Иордании, на западе – спорная территория Голанские высоты, своеобразный буфер между Сирией и Израилем, севернее – Ливан и кусочек побережья Средиземного моря. Кстати, до 1926 года в течение четырёхсот  лет Ливан был частью Сирии. И сейчас у сирийцев к Ливану такое же отношение, как у России к Крыму…
- Сирия ведь вводила в Ливан свои войска?
- Об этом поговорим позже. А пока… помнишь сказку, которая начинается словами «Три девицы под окном»…
- …пряли поздно вечерком. Сказка о царе Салтане… Пушкин.
- А в какой стране она написана?
- Что за вопрос? У нас, в России.
- Верно. Но обрати внимание на имя царя. Салтан. Мог ли быть на Руси царь с таким именем?
- Да вряд ли… где-то на Востоке. И где тут Сирия?
- Сейчас дойдём. Сначала поговорим о букете сказок под названием «Тысяча и одна ночь».  Учёные ломают копья, гадая, где написаны эти сочинения. Самые первые упоминания тысячу лет тому назад – это переводы с арабского. Версий много. Основные – в Египте, в Сирии, в Индии. При этом учёные ориентируются по именам владык, упоминавшихся в этих сказках. Но давай сами подумаем. Сказка про Аладдина и волшебную лампу начинается с того, что Аладдин жил в одном из городов Китая. И вот к нему приходит из китайской глубинки – запомни это слово – колдун-магрибец. Ты думаешь, Магриб – это в Китае? Да ничего подобного. Магриб – это Египет, Марокко, словом – Северная Африка.
- Впечатление такое, что составителю сказки совсем неведома география. Где тот Китай, а где Египет?
- Ну и какой вывод можно сделать, действуя методом исключения?
- Я думаю, что сказка не могла быть написана ни в Магрибе, ни в Китае.
- Вот именно! И если таким образом отнестись и к прочим сказкам, окажется, что сирийская версия самая верная. А вот почему?
- А ты что, перечитал всю тысячу сказок?
- На самом деле их не тысяча, а если отбросить короткие и такие скабрёзные, которых никак не могла рассказывать умница Шахерезада, то останется меньше сотни. И написаны они так, что видно – автор собирал их. В одних сказках владыки – добрые дяди, в других – уличные проходимцы умнее и хитрее жирных купцов и глупых владык, но в большинстве непременно упоминается Аллах… типа «если позволит Аллах, я завтра приду к вам»…
- Я понимаю, так принято говорить в мусульманской среде.
- Это ты заметила верно. В седьмом веке, во времена халифатов Мухаммед со своим войском завоевал район нынешней Сирии, который был до того преобладающе христианским.
- А сейчас?
- Видишь ли, именно в этих местах войско Мухаммеда, попав в места виноделия, спилось и распалось. И тогда пророк сказал, что пить вино – грех, и что христиане – тоже «люди книги» и могут служить в его войске! Сейчас христиан в Сирии процентов двенадцать, и они составляют ту часть культурной элиты, которая получила образование в Европе. Тут есть представители католиков, армянской церкви, православные, ну и ещё несколько церквей. Мусульмане в Сирии тоже разные. Кроме суннитов и шиитов, много других сект. Например, друзы, как и алавиты, полу-христиане, полу-мусульмане, да ещё верят в переселение душ, как индуисты…  есть и поклонники огня зороастрийцы. Сирия – страна оазисов и горных племён. И у каждого племени своя религия…

- Та-а-ак, я вижу, ты устала. Дай-ка сюда градусник. Температура поменьше. И в сон клонит? Я ведь предупреждал, что про Сирию коротко ну никак. Ладно, отдохни, поспи.


     3. Сирийский релакс.

Новый скоростной поезд «Ласточка», запущенный между Финляндским вокзалом и Выборгом, впечатлял неким сервисом: открывание дверей нажатием кнопок, цифровым табло, на котором высвечивалась скорость поезда, удобными сиденьями, вежливыми молоденькими проводницами. Хорошей стала звукоизоляция: можно разговаривать хоть вполголоса.

- Что, запыхалась? А западло прийти минут за десять до прибытия поезда, пройтись по платформе?
- Сам же просил купить АиФ, а там продавец…
- Ладно, дели пополам.
- Вот тут… опять Сирия. А поезд «Ласточка» хорош, приятно ехать, и не догадаешься, что такая скорость, пока не посмотришь в окно, или на дисплей с цифрами.
- Кстати, я где-то вычитал, что в Сирии хорошо развита сеть железных дорог, а электрички под стать этой «ласточке», только ещё комфортней. В поезде вагоны первого и второго класса, один вагон спальный. Вот по вагону второго класса каждые двадцать минут проходит уборщик, протирает пол и собирает мусор, а стюарды разносят бесплатные угощения. А что там в первом классе – можно только представить.
- А здесь чем хуже? Ну, ходил бы тут уборщик, а нам это надо? Лишнее беспокойство.

Поезд набрал скорость. В соседнем купе пожилая женщина жаловалась своей соседке:
- Я им говорю, что могли бы хоть раз в месяц найти время, приехать к бабушке, что я беспокоюсь за них, а они мне советуют слушать музыку Релакса. Что за музыка такая?
Сидевший напротив седоватый мужчина лет пятидесяти вмешался:
- А это, сударыня, похоронные марши.
Собеседница пожилой женщины, сидевшая у окна, всплеснула руками:
- Какими же бездушными растут наши внуки, что советуют такое!
Девушка, сидевшая рядом с пожилым мужчиной, повернулась к участникам беседы:
- Слушайте его больше! Тоже шутник нашёлся! Музыка релаксации – это успокоительные и расслабляющие мелодии. Между прочим, очень популярна именно у молодёжи.
Пожилой хмыкнул:
- Хм! Так нынешняя молодёжь расслаблена и без специальных симфоний!
- А то ты шибко напряжён! – вмешалась женщина у окна, – лучше объясни, что за слова такие – релакс, релаксация.
Девушка у окна достала планшет:
- Вот, Интернет объясняет: релаксация – это расслабление мышц с помощью разума и специальных упражнений.
Седоватый мужчина всё-таки вмешался:
- Больше верьте Википедии. Термин «релаксация» медики слямзили у физиков. А в физике релаксация – это время  возвращения возбуждённой системы в равновесное состояние. Если ещё проще, то вот узкий пример: Вы склеили что-то клеем ПВА. Это водный клей, склеенное место можно увлажнить и оно расклеится. Но если выждать какое-то время, клей полимеризуется и станет водостойким. Это и есть время релаксации клея.
Сидевший в соседнем купе парень лет тридцати приподнялся и повернулся к говорящим:
- Извините, что вмешиваюсь. Понятие релаксации пришло из математики, а точнее – из линейной алгебры. Релаксацией называется метод решения системы уравнений способом последовательных итераций… ну, приближений. Чем их больше, тем длиннее релаксация.

- Сколько ещё ехать? Прочитала про Сирию?
- Ничего я не читала, слушала разговор о релаксации.
- Нехорошо подслушивать.
- Да тут хочешь-не-хочешь…
- Ну и что ты поняла?
- Так… релаксация – это вроде как время приготовления борща.
- А что, довольно ёмкий пример. Если хочешь, вот тебе пример из совершенно другой области, из Сирии.
- Как это? Сирия и релаксация?
- Представь себе: сотня племён, десятки религий, есть у племён взаимные претензии, а иногда и вражда, но никто ни с кем не воюет. Все подчиняются власти и законам государства. То есть в этой системе этнических, религиозных, политических и экономических интересов установлено равновесие. Но тут назревают противоречия, вмешиваются сторонние силы, это равновесие нарушается и дело доходит до гражданской войны. Время, которое потребуется для перехода к новому равновесию, – это вот тебе – сирийский релакс.
- Ты думаешь, это случится?
- Не хочу тебе запудривать мозги непонятными терминами, но ты вопрос задала, и я должен ответить. Так вот, в физике  релаксация сложной системы происходит поэтапно, при этом на каждой ступеньке возникает так называемая диссипация энергии, то есть переход её из равновесного состояния в неравновесное, в процессе чего производится энтропия.
- И как это будет по-русски?
- Пожалуй, так. Применительно к Сирии. Переход к мирной жизни будет сопровождаться мелкими взрывами, выяснением отношений между племенами, этносами, религиями, партиями и внешним вмешательством в любую из этих разборок.
- Ну, и…
- Что «и»? Нельзя же слепо переносить понятие с физики-математики на общественные отношения, тем более на войну. Хотя… применительно к Сирии, где война гражданская… словом, будем надеяться, что сирийский релакс протянется не слишком долго.

- Это не обычная электричка, уже подъезжаем. Газету положишь к себе?
- Давай.
 

     4. Вареники не гайки

- Чертовщина какая-то, ну ничего нельзя найти, вечно они тут… чёрт ногу сломает после их уборок…
- Ты чего там стремянкой гремишь? Ещё и ворчит сам на себя.
- Лепишь, так лепи. Или помочь?
- Обойдёмся. Вареники лепить – не гайки закручивать.
- Было бы предложено.
- А чертыхался чего?
- «Чего-чего»? Почему я должен каждый раз… ну, всё попереставляла.
- Да ищешь что? Может, знаю.
- Примакова вот сюда вчера поставил.
- Вчера? Ты сколько провалялся? Слава богу, хоть  выздоравливаешь. Первый раз этот свинячий грипп тебя две недели трепал.
- И то верно. А сейчас я болел с неделю?
- Три дня ты болел. Вот вы, мужики, страдальцы. Пару дней полихорадило, так он уже как в Китай сходил пешком!
- Ладно, книги-то, зачем было переставлять? Примакова найти не могу.
- Книги сложила как надо, по размерам.
- Да зачем тебя вообще сюда понесло? Ещё бы со стремянки свалилась!
- А пылюку вытирать? Зачем тебе Примаков?
- Сама ж просила про Сирию. Где-то он описал, как сирийцы подставили Косыгина, когда тот был Председателем Совета Министров СССР и находился с визитом в Дамаске.
- Лучше так расскажи, своими словами. Вот пока я вареники леплю. А то всё ходишь вокруг да около той Сирии, а что там наши бомбовозы крушат и зачем? Или мне дождаться объяснений от Соловьёва?
- От него тоже. Он много знает.
- Да не всё говорит. Ну что, нашёл?
- Нашёл. Ладно, я вот тут устроюсь. Ща, подсмотрю в «рыбу»*. И что тебя так на политику потянуло?
- А чтоб знать, когда сухари запасать.
- Тьфу на тебя, постучи по столу, он деревянный.
-  Ну, подсмотрел? У тебя сегодня пол часа, не больше.
- Я вот хочу тебе пояснить, каким образом СССР, а теперь вот Россия обжились в Сирии. Всё началось с Египта. Когда после войны образовался Израиль и начал конфликтовать с арабами, еврейское лобби в США добилось того, что американцы выступили на стороне Израиля.
- Напомни, лобби – это что?
- В общем, так называют депутатов… у них – сенаторов, которых подкупили, чтобы голосовали, как надо…
- А-а, вспомнила.
- Так вот, поэтому арабские страны Египет и  Сирия по инициативе Сирии организовались в ОАР – Объединённую Арабскую Республику, во главе которой стал президент Египта Абдель Насер. Вскоре Насер стал проводить социалистические преобразования, распустил все сирийские партии, и стал осуществлять национализацию в промышленности и сельском хозяйстве.
- Даже так? Насер был коммунистом?
- Нет, но я думаю, он был большим идеалистом. Но всё равно Советский Союз стал помогать ему оружием и военными специалистами, так как ОАР противостояла Израилю, а тому  помогали США. После войны с фашистской Германией у нас и оружия, и военспецов было с лихвой. Сирийским офицерам такой социализм не понравился, они в шестьдесят третьем году захватили власть, и Сирия вышла из ОАР.
- А что Египет?
- К семьдесят первому году в Египте было уже тридцать две тысячи советских солдат и офицеров. За эти годы там много чего произошло, но как говорил Кузьма Прутков – нельзя объять необъятное. Вернёмся к Сирии.
- А я думала, так говорил наш сосед про свою жену, когда мы жили на Гражданке. Помнишь?
- И он тоже.
- В Сирии тоже были наши военные?
- Были. Позже. Там сложнее. В Сирии и соседнем Ираке к власти пришла партия Баас – так  называла себя партия социалистического национального возрождения. Но сначала у власти оказалось правое крыло Баас, и начались жестокие репрессии против коммунистов. Дело в том, что в годы войны Сирия была протекторатом Франции, а Франция была захвачена фашистской Германией. Вообще, националисты Ближнего востока считали Гитлера союзником в их борьбе за освобождение от колониальный зависимости. Так что нацистская партия в Сирии была ещё сильной. К тому же, после войны бежавшие из поверженной Германии сотрудники СД, СС, и Абвера нашли пристанище в Дамаске. В таких условиях Советский Союз не мог помогать Сирии. Но потом к власти пришло левое крыло Баас, коммунистов выпустили, и они до семидесятого года получали от нас и финансовую помощь.
- И военную?
- Военную само собой, ведь Сирия находилась в постоянной конфронтации с Израилем.
- Несмотря на то, что Сирия приютила немецких фашистов?
- Я думаю, нашим коммунистам пришлось просто закрыть на это глаза. Тогда советское присутствие в Сирии висело на волоске, хотя Дамаск остро нуждался в военной помощи, а получить её мог только от соцлагеря. Да в те годы такая помощь шла сначала из Румынии и Чехословакии.
- Всё равно от нас.
- Конечно. А потом не думай, что бывших немецких специалистов использовали только американцы. Это так в наших фильмах и газетах. Советские спецслужбы за рубежом, особенно на Ближнем и Среднем востоке…  тоже… если было надо.

- Ладно, я на кухню. Не можешь ты коротко. Готовься рассказывать про Сирию моим вареникам.
- Ну как тут коротко… а ну тебя!

*)  «рыба» на студенческом жаргоне – контрольная  работа по заданной теме, проделанная кем-то из предшественников.


     5. Многоэтажный Дамаск

- Ты чего?
- Не спится.
- Я виноват. Хотел же в своей комнате.
- В обнимку с ноутбуком? А потом спать до обеда?
- Бок у тебя совсем холодный. Когда такое было, чтобы я тебя грел, а не наоборот?
- Вот и грей!
- Кожа у тебя нежная.
- Не дыши в ухо.

- Курить обязательно?
- Так сегодня первая.
- Приляг ещё, рано вставать, соседку разбудим.
- Ха, думаешь, до сих не разбудили?
- Не разбудили, наш матрац не скрипит.
- Всё равно «у девушек сон утренний так тонок».
- Говорил – склероз, а Грибоедова помнишь.
- У тебя было такое лицо…
- Какое?
- Красивое.
- Ладно тебе, знаю я своё лицо.
- Правда, правда. Такое, как на одной старой фотографии, из тех моих цветных самоделок…
- Вчера я тоже… перебирала фотографии, попалось фото Рурика.
- Мустафина? Разве сохранилось?
- Его. В погонах лейтенанта. Жалко мальчика. Был такой забавный.
- Ха, мальчика. Это он в твоей памяти мальчик. Бывший преподаватель военного училища, автор монографии о диалектах персидского языка, военный атташе России в Афганистане полковник запаса Рушан Мустафин погиб в мае 2013 года в Мазари-Шерифе… наверное были у него и другие звания.
- Да знаю всё это. Всё равно жалко. Воевал в Афгане – остался жив, а в наше время…
- При мне он был толковым переводчиком. И не только переводчиком. До призыва он проходил практику в Тегеране и хорошо разбирался в таких вопросах, которые до других долго доходили.
- Это ты о чём?
- Помнится, мы ехали в поезде в апреле семьдесят девятого. Мы оккупировали три купе, так как везли с собой секретную аппаратуру. Возвращались в Ташкент. И тут по радиоточке передают, что в Афганистане революция и у власти Тараки. Рушан тогда сказал: «они сошли с ума. Тараки – коммунист, а на Востоке это слово ругательное. Будет война».
- Что ты имел в виду, когда говорил о каких-то вопросах, которые до кого-то не доходили?
- А-а. Это я о Призраке Коммунизма.
- Призрак? Почему призрак?
- «Призрак бродит по Европе. Призрак коммунизма» Так начинался «Манифест коммунистической партии», написанный Карлом Марксом. Всё забыла?
- Да вспомнила уже. Какое отношение…
- После войны этот Призрак бродил не только по Европе, а ещё по Ираку и Сирии. Коммунисты этих стран в шестидесятые годы надували щёки, выдавали себя за незаменимых борцов, получали щедрую финансовую помощь от Советского Союза, но тратили её на себя, а в народе их серьёзно не воспринимали. Давай включим свет, я тебе прочитаю, что писал Примаков…
- Лежи, не надо никакого Примакова. Будет он читать! Раз уже сам прочёл, так пересказывай. Только главное.
- Словом, американцы тоже купились. Им тогда мерещился коммунизм в любом уголке, вплоть до того, что, опасаясь тех иракских и сирийских коммунистов, они стали «изменять» Израилю в пользу арабов. А наши дипломаты, понимавшие, что в Сирии партия Баас не однородна, что в ней есть прогрессивные силы, боялись в своих докладах, чтобы их не обвинили, как выступающих против линии партии, опасались опорочить коммунистов Сирии, И у руководства СССР сложилось мнение, что Баас – однородная антинасеровская партия, выступающая против социализма, а значит и поддерживать её не следует. В шестьдесят пятом году Евгений Примаков, бывший тогда корреспондентом «Правды» в Каире получил задание редакции вылететь в Сирию. По результатам этой поездки он написал статью «Многоэтажный Дамаск».
- Примаков, конечно, выставил себя, как смельчака, посягнувшего на линию партии?
- Нет, вот так не надо. Были люди в советской политической элите… впоследствии такую элиту стали обозначать словом истеблишмент… сразу и не выговоришь… так вот, люди, которых невозможно не уважать за их порядочность. Как правило, это были трудяги, рабочие лошадки, тянувшие лямку в сложной среде своего окружения. К таким я отношу и Евгения Примакова, и Алексея Николаевича Косыгина, бывшего Председателем Совета Министров СССР с шестьдесят четвёртого года до своей смерти в восьмидесятом.
- Все они сидели в мягких креслах до самой смерти.
- Ну, кресло Косыгина мягким не назовёшь. Он спал по шесть часов в сутки, несколько раз просился в отставку – не давали, он был незаменим.
- Ну и что было в той статье Примакова?
- Статья была познавательной. Он описал, как в Дамаске все дома не должны превышать высоты минаретов мечетей, поэтому высотки строились не вверх, а вниз. Причём нижние этажи были не подвальными. Вокруг них образовывалось пространство, засаженное деревьями и цветами.
- Интересно было бы побывать там.
- Завтра съездим. Сразу, как закончится обстрел…
- Стоило Примакову лететь в Дамаск, чтобы описать деревья и цветы.
- Он в этой статье сравнил дома с партией Баас, как многоэтажной. Рассказал о встречах с рядом баасистских деятелей, в частности с одним из братьев Джунди, который высказался против антикоммунистической политики правых, бывших в руководстве страны.
- И Примаков, конечно, подвёл братьев «под монастырь»?
- Ну, ты у меня законченный политик. Так и произошло! Как и в России, в развивающихся странах очень пристрастно и болезненно относятся к зарубежным публикациям о своей стране. Хаседа Джунди, о беседе с которым написал Примаков, хотели исключить из членов партии Баас, но не успели. В результате кровавого переворота в феврале шестьдесят шестого года к власти в Дамаске пришла левая фракция партии Баас. Брат Хаседа – Абдель Джунди возглавил спецслужбу Сирии, а для Примакова в Дамаске появилась «зелёная улица». Были открыты двери всех лиц, пришедших к власти.
- И в нашем ЦК сразу поняли, кто есть кто в Сирии?
- Увы! На прозрение потребовалось ещё четыре года.
- И четыре года наши денежки проедались пиарщиками?
- Тогда и слова такого не было. Но, в общем, ты угадала.
- Так ведь меня ещё и Высоцкий просвещал …

- Ладно, давай вставать, меня ждёт кухня. А ты не шаркай тапочками сразу к своему компу, а приберись, подними спинку дивана.
- Ладно. Всё равно, сначала кофей…


     6. Мёртвые сраму не имут

- Во что это ты уткнулся, замер на целый час?
- Читаю…
- Оч-чень полный ответ! Почитай вслух!
- Я думал, что мешаю тебе считать петли. И вообще… зачем тратить время, вязать носки, которые можно купить в готовом виде?
- Чтобы это понять, не хватит всего твоего дважды высшего образования.
- Одно не оконченное.
- Неважно. И петли считать ты мне не мешаешь, ведь не нагружаешь меня математикой. Так что давай, читай вслух!
- Здесь диалог… что тебе даст моё чтение вслух… без начала и конца?
- Разберусь. Читай!
- Ну, слушай: «Я говорю не об этом. Меня возмущает жестокость Бланш». –  «Но ведь Лизетта сама во всём виновата, пусть пожинает, что посеяла». –  «Маргарита! – вскричал Рене. В эту минуту он был не в силах назвать её Ромашкой, – Маргарита! Но ведь она умерла!». –  «Ну и что же? Ты всё ещё сентиментален. Смерть не избавляет человека от последствий его поступков». И она первый раз за время разговора подняла на брата глаза…
- Я так и знала. Снова «Прерванная дружба». Ты уже выучил её наизусть! Но этот ужасный отрывок… по-моему, смерть избавляет человека от всего…
- Где-то я это слышал. Вот: «Мёртвые сраму не имут»
- Нет, не то. Князь Святослав сказал эти слова в узком смысле: лучше погибнуть в бою, чем бежать с поля сражения. А в твоём отрывке, как я понимаю, Маргарита просто цинична, когда говорит, что Лизетта заслужила свою смерть.
- Ну вот, и ты уже прониклась «Прерванной дружбой».
- Да ничем я не прониклась. Я только прокомментировала прочитанный тобой отрывок. А теперь смотри. Мы говорили о Косыгине, как его…
- Алексей Николаевич.
- Вот…он был единственным в Политбюро, когда выступал против ввода советских войск в Афганистан и по этой причине полностью разорвал отношения с Брежневым. Через год он умер. Человека нет, но после всего случившегося оказалось, что он был прав. Мне это не понятно. Он руководил советским правительством и должен был быть зациклен на внутренних проблемах? При чём тут Афганистан?
- В этом то и дело. Деньги нужны были для нашей экономики, и Косыгин выступал против бездумной поддержки финансами коммунистов на Ближнем и Среднем Востоке. А тут такое дело… он понимал, что военная операция в Афганистане неизбежно должна привести к новым огромным расходам.
- Мы так мало знаем об этом человеке, хотя когда-то его портрет висел вместе с другими портретами членов Политбюро во всех общественных местах. Я уже сознаю, что он был особенным, не таким, как другие. Ты недавно упомянул, что Косыгин был в Дамаске, когда Сирия ввела свои войска в Ливан. А можно об этом как-то понятнее?
- Я думаю, он понимал, что СССР может оказаться, как квочка со своими цыплятами – странами соцлагеря, за железным занавесом. Он ездил и в Англию, но в семьдесят пятом году был в Дамаске. К тому времени в Сирии укрепилась власть левого крыла партии БААС – арабского национального социалистического возрождения.
- Кажется, ты уже рассказывал, как статьи Примакова привели к переориентации Советского Союза.
- Но это было прежде всего в политическом плане. Надо было укрепить экономические связи, в которых нуждалась и сама Сирия. Кстати, ты знаешь, сколько русских людей было в Сирии к началу гражданской войны, к две тысячи одиннадцатому году?
- Наверное, несколько тысяч?
- Не поверишь – около ста тысяч!
- Ого!
- Вот тебе и «ого». Но тогда наши политики понимали, что развитие этих связей возможно только в условиях мира. Лозунг «Мы – за мир во всём мире!» имел под собой экономический интерес и СССР, и Сирии.
- Это понятно…
- Так вот. Но ведь «Восток – дело тонкое». Рассматривать Сирию можно только через призму её соседей: Израиля, Ливана, Турции, Иордании, Ирака. Причём у каждого соседа в Сирии есть свой интерес. В Ливане назревал конфликт между шиитами и суннитами, а суннитов становилось всё больше за счёт палестинских беженцев из Израиля.
- Ну и пусть бы разбирались сами.
- Вот это – основной довод против присутствия России в этих странах. Сложилось так, что к руководству Ирака и Сирии, а также Ливана пришли люди, понимавшие, что при многообразии конфессий власть может быть только светской. Сирия вводила свои войска в Ливан, как миротворческие… это не всегда получалось, об этом нужен отдельный разговор…
- Ага, наши в Афган тоже шли, как миротворцы, а ввязались в войну.
- Заметь – только потому, что западным идеологам удалось представить СССР как противника Ислама. То есть придать войне религиозный характер. Словом, руководитель Сирии Башар Асад решил ввести своих миротворцев в Ливан. Но он понимал, что без «крыши» СССР Сирия окажется против объединённых сил Европы, Израиля и США. Но и согласия от Советского Союза ждать не приходилось.
- Почему?
- СССР избегал любых ситуаций, позволявших Западу упрекать нас в агрессивности. Словом, пригласив Косыгина в Дамаск, ночью, пока Алексей Николаевич почивал в своём номере гостиницы советского посольства, Сирия ввела войска в Ливан. Косыгину об этом сообщили только утром, и он понял, что его подставили. Но это не помешало дальнейшему военному и экономическому сотрудничеству до самых дней перестройки в СССР. Сирия перестала получать советскую помощь, вывела войска из Ливана, но вскоре нашла другого спонсора.
- Кого же? США?
- Да нет. Американцы прошляпили этот момент. Таким спонсором выступил окрепший после исламской революции – Иран! 


     7. Сирийская магия

Сегодня, девятнадцатого февраля, я огорчён смертью обожаемого мною Умберто Эко.
Но тут на моё настроение надвинулось ещё одно огорчение:
- Это идиотизм покупать варенье, когда полки забиты банками…
- Но у нас нет ни абрикосового, ни вишнёвого, ни клубничного…
- Клубничное есть!
- Возможно, только не докопаться.
- У тебя несколько открытых банок…
- Черника и смородина надоели, а калина не варенье…
Вот так всегда, что бы я ни купил…
- «Вечер с Соловьёвым»? Опять… давно идёт?
- Только что началось.
- А-а, ладно, послушаем.

- Ну, чего уставился в одну точку? Сегодня программа Соловьёва тебя впечатлила?
- А тебя?
- Он дал высказаться и туркам, и сирийцам.
- Пожалуй, соглашусь. Сегодня умер Умберто Эко.
- Ну и переход! Я помню, ты читал отрывки из его «Маятника Фуко», вернее цитаты.
- Два или три эпиграфа к главам второй части  повести «Цветной код»… точно не помню.
- Но причём тут Фуко? Мы говорим о Сирии.
- Есть какие-то смутные ассоциации… помнишь выступления этого мальчика сирийского журналиста?
- Да, я обратила внимание. Аббас Джума.
- Я задумался над его примером. В сирийской школе, где он учился, в его классе было тридцать человек. И христиане, и алавиты, и сунниты, и шииты, и ещё двое из какой-то секты… и они, когда учились, совершенно не знали, кто там из них шиит, кто суннит, кто алавит… только сейчас, общаясь в Интернете, определяют – кто был кто.
- Я сразу подумала о своём классе.
- А я о своём. Действительно…
- А помнишь фильм «Сирийская невеста»? Там все персонажи хорошо знали, кто из них друзы, кто сирийцы, алавиты, русские…
- Сравнила! Израильская зона оккупации, свадьба, там старейшины решают, кого за кого можно выдавать. Да, так вот.  Умберто Эко. Он меня раздражает… не могу точно сказать, чем… какой-то нелепой эрудицией или манерой писать… даже мыслить. Что-то в его логике задевающее.
- Ну, знаешь, у каждого своё… твои опусы тоже не всем нравятся.
- Нравятся-не-нравятся, дело не в этом. Вот у него есть роман «Остров накануне». Там персонаж после кораблекрушения попадает на странный корабль. Судно стоит на мели посреди какой-то лагуны. Земля видна и с одной стороны, и с другой, но наш герой не умеет плавать, а на судне нет ни одного предмета, который помог бы ему добраться до суши. Роберт – так звали героя романа – воспринимал диковинные запахи и слышал пение птиц, думая, что они доносились с острова. Но когда он начал осматривать судно, оказалось, что верхний этаж трюма представляет собой оранжерею из диковинных растений со всего мира, а в тростниковых клетках распевают сотни разных птиц… не буду пересказывать роман, важны размышления этого человека. То есть размышления самого автора.
- Ау, ты о чём? Где тут Сирия?
- Не забегай вперёд телеги… я, конечно, могу наговорить тебе о народах Сирии, о религиях, о влиянии на сирийскую проблему всего того, что произошло в соседних странах. Это можно услышать  и от гостей Соловьёва. Сейчас я вот о чём. Этот парень – сириец Аббас Джума – звонит друзьям, чтобы узнать гибнут ли их соседи. И друзья бесхитростно рассказывают ему, что хоть армия и просит жителей выйти, террористы их не отпускают, используют как щит. Но армия не может не наступать. И люди гибнут.
- На как же тогда наши самолёты бомбят убежища террористов? Вон Багдасаров, Морозов, Калашников… с ними генерал Иванов… хвастают… пятьсот вылетов бомбовозов с ракетами и бомбами. Сколько их на каждом самолёте? Потом  – точечные удары… и мирные люди не гибнут? Сказали бы честно: это война, значит…
- А знаешь, сколько снарядов выпущено за Вторую Мировую? Если бы от десяти снарядов погибал один солдат, то уже к сорок третьему году на Земле не осталось ни одного немца. Но давай вернёмся к теме. Нельзя же говорить о гибнущих людях, как о скошенных снопах соломы. Я представляю юношей и девушек – одноклассников Аббаса. Кто-то из них уже обзавёлся семьёй и потерял ребёнка или любимую… Мы знаем, что это такое. А умница Умберто Эко в этом же романе пишет, что есть только любовь к любви. Что это?
- Но и такое есть, особенно у подростков.
- Вот и ты… он так именно и пишет. Но есть и другие аналогии. Этот странный персонаж Роберт надумал вести дневник. И предался воспоминаниям. Например, об осаде испанцами итальянской крепости Кале, в которой были и их союзники французы. Отряд итальянцев шёл на помощь осаждённым. Они проходили неопознанными сквозь ряды испанцев, так как у неприятеля не было единой формы одежды и было много наёмников, всякого сброда.
- И что, прошли?
- У самой крепости их остановил испанский патруль. Кто, мол, такие, и куда прётесь? – «А мы идём на помощь осаждённым, чтобы выполнить свой долг и стрелять в вас!». – Поражённые такой честностью и доблестью, испанцы пропустили отряд. Проявили, так сказать, некое благородство и со своей стороны.
- Но в Сирии гражданская война…
- Войну армии с захватчиками трудно назвать гражданской. К тому же курды, бывшие в оппозиции к правительству, тоже выступили против ИГИЛ, как против захватчиков.
- К чему твой пример из  книги Умберто Эко о войне испанцев с итальянцами?
- А тебе не показалось странным, что обученные американцами мусульмане перешли к противнику? Неприятель широко использует исламские лозунги, фразы из Корана и Суны. И в Афганистане были случаи, когда караван душманов проходил сквозь позиции армии ДРА. Душманы тоже прикрывались зелёным знаменем Аллаха…
- В Ираке американцы рассчитывали, что им будут благодарны.
- Надо полагать, что и в Сирии, как в Ираке, большинство населения станет враждебным к иностранцам… такое отношение сформируется рано или поздно. Упаси бог сунуться русским. Мало того отношения, которое сложилось к нам со стороны всех, кому Россия помогала?
- Почему-то вспомнились слова Достоевского о восточных славянах… об их неблагодарности, которую, впрочем,  следовало ожидать.
- Но Достоевский при этом пишет, что как бы ни были к нам неблагодарны эти народы, Россия предназначена нести свет, что такова её миссия в этом мире. И что Россия при случае всё равно будет помогать.
- Вот именно… но мне жалко тех людей.
- Мы умеем жалеть, потому что помним своё… потерю близких, оккупацию и эвакуацию… и что теперь? Надо, чтобы такую жестокую школу проходили все?
- Не знаю… у меня лично к сирийцам какое-то особенное отношение. Наверное, даже романтическое. Была оттуда какая-то магия…
- Кстати, в этом же романе Умберто Эко описывается такой случай. Один воин поранился собственной саблей. Рана долго не заживала. Рядом оказался некий пилигрим, принявший ислам и прибывший из арабского Востока. Он достал порошок типа пороха, насыпал его на саблю и поджёг. Рана быстро зажила.
- Ты оговорился? Может быть – насыпал на рану?
- Нет, именно на саблю. Наверное, такова была магия – устранить причину и рана сама заживёт.
- Хорошо бы, чтобы такая сирийская магия помогла этим людям сегодня.
- Хорошо бы…


     8. Дежавю: РФ+США = СССР+США ?

- Погода-то! С улицы уходить не хочется. Сидишь тут сиднем.
- Драсьте! Мы только зашли.
- И куда вас носило?
- Внуки приедут. Надо как-то поздравлять.
- Я давно купила подарки.
- И что ты купила? Опять какие-нибудь шмотки?
- Не шмотки, а дорогие шарфики. А вы?
- Одному – спиннинг, другому ракетницу с набором пулек. В походы ходят, а это вещи в походах незаменимые!
- Ладно… пока я накрою на стол, послушай новости.

- Ну, что скажешь? Выступление Путина слушал? Наши с американцами теперь союзники?
- Слушал. И знаешь что… у меня возникло некое дежавю… словно всё это уже было.
- Как это было? Когда?
- В семьдесят третьем году. Помнишь, я ездил дежурить на ЗКП округа в Нанай?
- Как не помнить… мне приходилось давать тебе с собой еду на сутки.
- Нас тогда инструктировали о событиях на Ближнем Востоке. Однажды во всей советской армии была объявлена повышенная готовность.
- А что тогда произошло?
- В двух словах не расскажешь…
- Я не спешу…
- Дело было так. После поражения арабов в войне с Израилем шестьдесят седьмого года Египет и Сирия в семьдесят третьем решили взять реванш. Действительно, Израиль оккупировал Синайский полуостров – а это территория Египта и Голанские высоты – территорию Сирии. Но президент Египта Садат, решивший переориентировать Египет на союз с США, схитрил. Он составил два плана войны. Своим генералам – один план, а союзнику президенту Сирии Хафезу Асаду сообщил другой. Вместо того, чтобы наступать до границ Израиля, египетская армия, едва форсировав Суэцкий канал, стала окапываться, что позволило Израилю перебросить все войска против Сирии.
- Это же предательство!
- Так мы видим со стороны. Садат заботился об интересах Египта и не хотел позориться вторым поражением.  Он планировал  решить и другую задачу – вернуть захваченные Израилем территории не кровопролитной войной с неясным результатом, а с помощью ООН. Надо было сдвинуть переговоры с мёртвой точки.
- А что Сирия?
- Если бы Египет возобновил наступление, то Асад рассчитывал к началу переговоров освободить Голанские высоты.
- Ты начал с дежавю. Я так поняла, что Советский Союз и США договорились?
- Да, но не сразу. Сначала Садат, не договариваясь с Сирией, обратился в Совет Безопасности ООН с просьбой о прекращении огня. Хафез Асад посылал в Каир одну телеграмму за другой, но Садат на них не отвечал. Для Сирии сложилась критическая обстановка. Советский Союз добивался прекращения огня только при условии, что Израиль примет на себя обязательства освободить захваченные территории. В то время США искали повод возобновить поставки оружия Израилю, хоть Устав ООН запрещал такие поставки воюющим странам.
 
- Садись за стол. На обед сегодня…
- Да вижу! Опять навалила вдвое больше, чем я могу…
- Сможешь, сможешь.

- Так что там с дежавю?
- Короче. США поставили Израилю оружия на два с половиной миллиарда долларов. СССР пригрозил, что поможет арабам войсками. Но это был шантаж. В то время и США, и СССР стремились не ввязываться в разборки напрямую. СССР объявил повышенную готовность в южных округах. Война между арабами и Израилем началась в начале октября семьдесят третьего года. В середине октября Совбез ООН принял резолюцию о прекращении огня, только теперь этой резолюции не подчинился Израиль: его войска вышли к Суэцкому каналу и к границам Сирии, кое-где зашли на сирийскую территорию.
- Конечно, у израильтян были офицеры с опытом войны в рядах Советской армии.
- Наверное, были. Но наши советники были и в Египте, и в Сирии.
- Тогда, кажется, война длилась недолго?
- Брежнев и президент США Никсон постоянно вели телефонные переговоры и оба не хотели, чтобы наметившаяся разрядка пострадала из-за конфликта на Ближнем Востоке. Брежнев был всегда осторожен, но возмущение советским народом действиями Израиля способствовало возникновению оппозиции в советском руководстве, обвинениям в нерешительности, чего Генсек боялся больше всего. И он  в одном разговоре предложил Никсону ввести совместно и американские, и советские войска в зону конфликта.
- Ни хрена себе! И что Никсон?
- Отказался и тоже ввёл в войсках США повышенную готовность. Нашему послу в США Добрынину он объяснил это скандалом, устроенным оппозицией в связи с «Уотергейтом».
- Скандал с прослушкой телефонных разговоров. Видишь, я это помню!
- Ты у меня законченный политик!
- А то! Офицерские жены бывают политиками больше, чем их мужья. Похоже, и тогда США вели свою особую игру в арабском мире. И что им надо?
- Тогда они решали две задачи: нефть и границы СССР.
- Как же они всё-таки договорились? Брежнев напугал Америку?
- Америку напугало нефтяное эмбарго, которое применили арабские страны через тринадцать дней после начала конфликта.
- Что-то помнится. Тогда это назвали энергетическим кризисом?
- Сначала Саудовская Аравия, Иран, Объединённые Арабские Эмираты, Кувейт и Катар подняли цену своей нефти на семнадцать процентов, –  до цены, большей чем три с половиной доллара за баррель.
- Всего-то?
- Сегодня это кажется смешным. Но сразу после войны нефть стоила один доллар, а перед эмбарго – чуть меньше трёх. Но так как США не прекратили поставку оружия Израилю, Саудовская Аравия и Ливия полностью прекратили продажу нефти в США. Потом эмбарго задело Голландию, Португалию и Южную Африку. А в начале ноября все арабские страны сократили добычу нефти на двадцать пять процентов. Цена поднялась до двенадцати долларов. Эмбарго ударило по Японии, Европе и США.
- Но я помню время, когда нефть стоила и сто долларов…
- Вообще, начиная с того эмбарго, события на Ближнем и Среднем Востоке постоянно стали влиять на цену нефти. После исламской революции в Иране в семьдесят девятом году цена на нефть прыгнула до тридцати долларов, а с началом ирано-иракской войны в восьмидесятом – до тридцати семи.
- Но ведь нефть добывалась не только там.
- В восемьдесят шестом году пошла северная нефть Brent, которая стала новым ценовым ориентиром. Тогда её цена упала до четырнадцати долларов. Европа и США приняли меры, снижающие зависимость от Востока. Но всё равно, в восьмидесятом году, когда Ирак вторгся в Кувейт, цена выросла. С началом двадцать первого века цены росли ежегодно… но вернёмся в семьдесят шестой год. Интересы США и СССР были разными: США хотели как можно быстрее покончить с арабским эмбарго, а СССР опасался, что израильские войска вторгнутся в Сирию. Цель США и СССР оказалась общей: прекратить войну на Востоке. Наконец, в июне семьдесят четвёртого года в Женеве были подписаны документы о разъединении войск Израиля и Сирии, выводе израильских войск с сирийской территории, освобождении большой площади, захваченной Израилем у арабов.
- Действительно, у тебя не напрасно возникло дежавю: опять Россия и США, и опять Женева, и Сирия, и прекращение огня…
- Кстати, тогда же отец нынешнего сирийского президента – Хафез Ассад написал Брежневу послание, в котором подчеркнул, что Сирия высоко ценит поддержку русских.




Оглавление

1. Таинственная маска
2. Температура
3. Сирийский релакс
4. Вареники не гайки
5. Многоэтажный Дамаск
6. Мёртвые сраму не имут
7. Сирийская магия
8. Дежавю: РФ+США = СССР+США ?

 
Справка.

  Сунниты составляют около 80% сирийских мусульман, а также беженцев из Палестины и Ирака (до 10% населения) не являющихся гражданами Сирии.
   В силу географического положения Сирия оказалась на стыке трех основных масхабов суннизма. Половина сирийских суннитов придерживается ханбалийского толка, курды и бедуины - шафииты. На юге страны проживают маликиты. Особых противоречий между этими толками нет, поскольку масхабы различаются отношением к источникам исламского права, не касающихся основ вероучения.
   Разделению способствует и наличие и активная деятельность множества суфийских орденов: накшбандия, кафирия, рашидия, рафия и прочих. Они зачастую подобны мужским сообществам, однако исповедуемый некоторыми орденами мистицизм (в основном на обрядовом уровне) способствует клерикализации суннитской уммы (религиозной исламской общине или общности местных правоверных). В определенной степени деятельность суфийских орденов создает почву для распространения идей радикального ислама, подобно ситуации на Северном Кавказе. В догматах ордена накшбандия заложено активное вмешательство в политическую жизнь с целью насаждения ислама. На протяжении веков этот орден вел активную миссионерскую деятельность, в том числе на Северном Кавказе (где стал основой мюридизма) и в Средней Азии, а укрепившись, обычно становился проводником реакционной политики средневековых строго религиозных норм жизни.
   Сунниты Сирии объединены под властью Великого муфтия, наделенного властью издавать фетвы. Его резиденции находится в Хомсе.
   Более полувека в Сирии распространяется идеология радикального ислама представленного идеологией "Братьев-мусульман" и еще более жесткой его формы - ваххабизма иначе называемого салафизмом. Последние в своем роде "протестанты" от ислама, также как первые протестанты проповедующие "возврат к первоначальным нормам ислама", аскетизм, религиозный фанатизм, в том числе проявляющий себя в джихаде. Его роль сильно возрастает с ухудшением социально-экономического положения и политического положения суннитской уммы Сирии, так и благодаря активной миссионерской деятельности и финансовой поддержке эмиссаров из Саудовской Аравии, где салафизм является государственной религией.
   К суннитам относится особая часть арабского этноса - бедуины. Ранее их племена кочевали по всей Аравии, не признавая государственных границ, весьма условных в пустыне. Богатая и культурная Сирия постоянно привлекала их как объект набегов и завоевания. В начале 50-х большая часть бедуинов перешла к оседлости. Ранее основным их богатством были верблюды - пустынное транспортное средство и источник пропитания. Когда основным транспортом стал автомобиль, бедуины перешли на товарное разведение овец, что резко ограничило расстояния их перемещений. Ныне в Сирии живет более миллиона бедуинов, придерживающихся старинных укладов и обычаев, традициям воинственности, мести, "убийства чести" и деления на племена.
   Наряду с "классическим" и радикальным исламом суннитского толка, в Сирии обосновались множество исламских сект. Традиционно их объединяют в группу "шииты", хотя правоверных шиитов, подобно большинству населения Ирана или Ирака, среди них не много.
   Главное отличие шиитов от суннитов - отрицание Сунны (записей историй о жизни пророка Мухаммеда); почитание потомков Али - сподвижника Мухаммеда; учение о "скрытом имаме" - одном из первых последователей Мухаммеда, таинственно исчезнувшем и долженствующем появится в дни Страшного Суда, и судить всех мусульман.
   В сектантских шиитских учениях, как правило, выделяется какое-то неканоническое воплощение "скрытого имам", а так же объявление таковым некоторых исторических деятелей ислама, приписывается воплощение в их земном теле высшего Божества. Так же вольно трактуется само бытование Аллаха в мире.
   Наиболее крупная община шиитов Сирии - алавиты (самоназвание нусайриты). В их культе ислам тесно сплетен с христианством и язычеством. Алавиты могут принимать крещение (считается языческим обрядом от "дурного глаза"), пить вино, почитать как святых Христа и Деву Марию. Собственно ислам в их трактовке выглядит учением о Троице, где Аллах имеет воплощения, а различные пророки равны Мухаммеду. Алавизм близок суфизму, в частности учению секты бекташи, бывшего "внутренней религией" ордена янычар в Османской империи.