Скифы и саки перевод названий

Темиргали Изъящев
(цитата из книги "Откровение Вещего Кота")

...На Руси булоны известны как поляне. Булоны остались жить на Севере, жили они и на Украине, и в Волго-Окском треугольнике. Летописные поляне (булоны) изначально были тюрками, они являются родственниками тех, кто жил в древнем Чатал-Хуюке.
Поэтому я в начале работы, ориентируясь на орнамент, огромной блок древних культур Передней Азии, включая халафскую, отнёс к тюркам. Халафская культура – культура «гнезда движения», кроме орнамента, она знаменита ещё тем, что первой создала анимационные картинки на своей посуде, зафиксировав в фазах движение изображённых персонажей. К «гнезду движения» относятся и этруски. На Востоке они известны под названием жуан-жуаней (жужан). Вот как тесен мир! На ранней Руси они известны как авары (обры), более поздней как торчины. В последствии, они повсеместно перешли на тот язык, на котором говорило местное население. Этруски родственны скифам, они также произошли от ОРІС «пастбища», только в письменности они букву «О» табуируют.  АУАРЫС «охотящийся лев» это визитка аваров. Их язык лежит в основе имён скифских героев и богов. Насколько он отличается от казахского я могу показать на примерах.

И СНОВА СКИФЫ

Во-первых, скифы относились к «белым гунам» - эфталитам. На это указывает концовка имён трёх братьев. АКСАЙ «белый сай», что может пониматься как «белое ущелье», «белая вода».

КОЛАКСАЙ «(с) кулахом связанный»; «(с) городом связанный»,   согласно Менандру Протектору, посол тюркского кагана Дизабула - Маниах на вопрос византийского императора: “Жили эфталиты в городах или в сёлах?” ответил: “Городской это народ” [с.17, Прошлое Каз...]; «(с) озером связанный»; «(с) войском связанный». КАЛАКСАЙ можно перевести и как “с крылом связанный”, где КАЛАК перен. “крыло”, колпаки с крылышками - отличительный головной убор печенегов (эфталитов). Именно печенегов Анна Комнин называет скифами. На кулахе из иссыкского кургана – крылатые стрелы. Печенеги (патша ногай) с «Е»-кающим диалектом, жили ещё в Трипольской культуре (уши на статуэтках).  Колаксай мог быть по происхождению казахом.
                Паралаты – от БЕР АЛТЫН «присваивай золото». ПАР АЛТЫН «равный золоту». «Н» теряется в конце.

АРПАКСАЙ «(с) арбой связанный» это собственно аргыны и есть, ср. свидетельство Шакерима о происхождении аргынов; «(с) ячменём связанный». Кадиары – род кадиев (первоначально: мировых судей), траспии – ТЫРАШ БИ «готовый оказать услугу судьи» - свободные судьи, наиболее способные и известные из них становились предводителями союза племён.

ЛИПОКСАЙ «(с) поясом связанный», ср. ЛИППА узб. «пояс (штанов)». Авхаты – от АУХАТ «пропитание». Они же скифы-пахари (таранчи – прозвище уйгуров, от ТАРАН «плуг»).

ПАПАЙ «предок Луны», «лунный предок» (ср. критскую секиру). Всех стариков-азиатов на Руси кличут бабаями.

ТАБИТИ «рождающая сковорода», ср. кикладскую сковороду с двойной ручкой (критский знак «РУ»). По-казахски ТАБА ТУУ «сковорода родить». А также ТАБЫТ «гроб». Табити и рождающая, и погребающая богиня.

АПИ «мать» это Гея – богиня Земли.

ТАГИМАСАД (по-гречески Посейдон) ТАГ «1. низ, нижняя часть 2. дно» МАЧИТ первоначально: «храм» (с узбекского).

АРГИМПАСА (Афродита Небесная) - «красавица-дева (небесного) купола». По-казахски будет АРУ КУМБЕЗ.

ГОЙТОСИР (Апполон) –                КYДАЙ «бог» СЕРІ «рыцарь» (покровитель рыцарей-песенников).                КYЙ «состояние; самочувствие» КЮЙ «мелодия для музыкального инструмента» ТОЙ «праздник; свадьба»;KYТ здесь: «здоровье» + АС «пища; жертвоприношение» ЕР «муж; герой».                          KОЙ «овца» ТУУ «родить» ОСІРУ «растить; выращивать.                KYДАЙ «бог» СЫР «тайна» (это тайный бог киммерийцев).

АРИС (Арес) «лев».

Все скифы назывались сколотами по имени царя. Следовательно, слово СКОЛОТ должно как-то соответствовать имени Колаксая, заключать некую генеалогическую легенду. По моему мнению, это может быть легенда о тождественности младшего из трёх братьев отцу. КОЛАКСАЙ созвучно КОЛ АКЕСЫ “рука отца”. Согласно скифской легенде, именно младший из братьев смог натянуть отцовский лук. Комплексное сложение СЕКIЛДI “похожий; как; подобный; наподобие” + АТА “отец; дед; предок” даёт СКОЛОТ. Название царского племени ПАРАЛАТОВ также может заключать ПАР “1. пара. 2. равный (по силе)” + ЭЛ “сила” + АТА “отец; дед; предок”.

АГАФИРС «белый волк», «старший брат – волк» имя отражает более раннюю традицию.

ГЕЛОН – помесь волка и собаки (ксилон). В узбекском языке есть слово СИЛОН «помесь волка и собаки».

СКИФ, название греческое, переводится как «скитающийся». Калька со слова КАЗАК от КЕЗУ «бродить; скитаться». Настоящее имя Скифа – САГ «собака». Сколот(н) – «золотая собака».  Скифы это ответвление саков. В свою очередь саки делились на:

Саки ХАУМАВАРаГА «по нескошенной траве иди старший брат».

Саки ПАРАДАРАЙА «две лошади рассвета», «два имени рассвета», это собственно аргыны. Их визитка – тамга, т.н. «псевдопсалии» привязывалась к спинам запряжённых куланов на штандарте из  Ура. Эти псевдопсалии (учёные принимают их за первые на Земле псалии) в виде двух картушей отражены в египетских иероглифах. На Бехистунской скале саки-парадарайа в виде дани несут свою тамгу (типичные раскосые казахи).               

На рисунках 53, 54: аргынская тамга на спине куланов [с.114, Дмитриева, Виноградова, 1989]; серьга из Иссыкского кургана [с.49, Древнее золото Казахстана, 1983].

Саки ТИГРАХАУДА «шьющий мелкой строчкой». Их отличительная особенность - шитьё бисером. Это бесермены, жившие до монгольского завоевания в низовьях Сыр-Дарьи.

Получилось – «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Старший – пастух (на дуде игрец), средний – жнец (см. АРПА «ячмень») и младший – швец. Критские древности принадлежат жнецу (ср. двойной серп). ПАР АТА ОРУ YA "два предка жать гнездо", ср. парадарайя.

В плане материальной культуры предскифского времени интересен черногоровский этап скифской культуры. Прав А.И.Тереножкин, только нужно учесть, что киммерийский этап тоже тюркский [с.17-19, Мурзин, 1990].

Царские скифы по традиции должны были изучать четыре языка: наверняка это греческий, иранский (по моему мнению, один из курдских языков, осетины пришли позднее с сарматами), естественно, тюркский… Языки народов, с кем скифы были наиболее близки. Я считаю, что четвёртым языком мог быть в то время какой-нибудь кельтский. В этой связи интересно изображение паризея, представителя кельтского племени. На его причёске изображена принадлежность к аргынскому объединению «белургов» (знак пояса и сердца).

У него вытаращенные глаза и знаки сердца и пояса в волосах. Царские скифы, куманы это разные названия аргынских ногаев. Изображения на Куль-Обском сосуде относятся к более раннему периоду: здесь изображён Гагауыз (треснувший рот) – от него произошли гагаузы, Сактеаяк – представители американского фольклора (Гагавиц и Сактекаух)...

© Изъящев Т.П., 2016
(из книги "Откровение Вещего Кота", ISBN 978-601-06-3798-6
Свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права №1952 от 19.09.16г.)