Записки немолодого врача. Ч. 1

Елена Ахмедова
    Надеюсь, вы не подумали, что мне покоя не дают лавры М. Булгакова?

   Помню, как будучи совсем молодым врачом-гинекологом, я от души  смеялась и плакала над его "Записками молодого врача", получившего распределение в глушь, в деревню и самостоятельно вынужденного осваивать нелегкую профессию врача в одиночку.

   Интересно, почему среди писателей такое большое количество врачей, начиная от Авиценны, которому было чем поделиться с коллегами, а также и теми, кто писал все, что угодно, в том числе и детективы: А. Конан-Дойл, Сомерсет Моэм, А. Чехов, В.Вересаев, М. Булгаков.

   Ну, я не претендую на такую высокую честь, но мне, как врачу со стажем, тоже  есть, что рассказать.

  Уже будучи достаточно опытным врачом, попала я в ситуацию. Дело было в Узбекистане, где свои реалии, доставляющие врачу-гинекологу немало неприятных и комических минут. Как говорится, было бы смешно, когда бы не было так грустно.

  Однажды , приняв смену, я увидела роженицу, которая заставила меня, не раздумывая, попросить врача предыдущей смены задержаться и подстраховать меня. Он был моим однокурсником, замечательным врачом и товарищем.

  Пациентка средних лет, маленького роста, с громадным выпирающим животом была уже матерью девяти детей. Обычное дело в Узбекистане, где мужчины старались доказывать свою неубывающую мужскую силу, а женщины - свою способность рожать, пока не лопнут. И это не игра слов. Я очень боялась возможного разрыва матки, которая предположительно уже превратилась в гнилую тряпку, плод был гигантских размеров и не собирался продвигаться.

   Короче, мои опасения были не напрасными. Появились первые признаки надвигающейся катастрофы, когда счет жизни матери исчисляется минутами, мы приняли решение оперировать. Нам с коллегой Хакимом пришлось обоим подставить табуреточки к операционному столу. Жизнь матери нам удалось спасти, к нашему изумлению - и ребенка, но матку пришлось убрать:  как всякая гнилая ткань она расползалась в местах наложения швов. Будучи знакомой с узбекскими реалиями, я настояла на приглашении хирурга, чтобы он засвидетельствовал третьей подписью  необходимость радикальной операции.

    Послеоперационный период протекал с осложнениями, пациентка была очень грязной и запущенной и мы, откачав ее, перевели в специализированный роддом, не забыв, записать в истории болезни, что были вынуждены вызывать дежурную бригаду психиатров: пациентка вела себя безобразно, кричала, использовала такую русскую ненормативную лексику, что  даже мы диву давались, не давала покоя остальным  больным. Дитя оставалось у нас.

  И вот ее выписали и она явилась убивать меня, как и обещала. Ну, мало ли, кто, что обещал, были и такие, что руки целовали.

   Выхожу я из роддома в 4 часа дня вместе с своими студентками, а тут...  Многодетная мать, что кидается на меня с кулаками, сильная зараза и вполне окрепшая. Я-то, как вы понимаете, ее бить права не имею и студенткам не разрешаю. Рядом с воротами больницы - импровизированный базарчик, торговцы, в том числе и мужчины, пытаются ее урезонить. Тогда она, задрав бесстыдно подол и спустив штаны, продемонстрировала всем желающим живот с рубцом ( кстати, зажила рана хорошо!) и начала кричать, что я ей нитки в животе оставила, потом пришлось швы снимать.

   - А ты что, хотела, чтобы я тебе живот на молнию застегнула что ли?

Она озверела.  После того как, молодая мамочка нанесла мне и моим студенткам некоторые ранения, царапалсь, кусалась, студентки позвонили по внутреннему телефону главврачу больницы. ( Пишу и разглядываю длинную царапину-рубец на руке, как напоминание).
 
   Имя  руководителя больницы подлинное - Кулахмат Ташпулатовия Ризаев, ответил, что за пределами больницы - не его территория и вмешиваться, и помогать он не будет. Был известен тем, что регулярно избивал жену, балерину, народную артистку СССР. Узбеки не вмешивались. Он - ее хозяин. Вмешались сверху, из Москвы, объяснив ему, кто она и кто он. Такой вот фрукт.

   Вызвали милицию, но нарушительница спокойствия сбежала, угрожая мне, что все равно меня убьет, что  ее муж-таксист переедет меня машиной.

   Коллеги были возмущены. Уговаривали меня сменить место работы. Я отказалась. Какой смысл? Я же вся на виду.

  Заведующий отделением, понимая, что за ребенком она явится, приказал  дитя без него не отдавать. Вызвал меня, начал ее стыдить, что я - мол ей жизнь спасла, и ее ребенку тоже.

   Она протянула руку, сорвала с меня белую шапочку, топтала ее ногами:

   - Я  - учительница русского языка  ( отличные знания предмета, надо между делом отметить!), я за 16 лет ни одного дня не работала, из декрета в декрет переходила, а она лишила меня  возможности рожать, что же мне теперь в школу возвращаться?!

   Вызвали милицию. Милиционеры, пряча глаза, сказали мне, что общественность ее осудила (?!), не привлекать же к уголовной ответственности кормящую мать-героиню?

   Ну, об этом я уже писала ( см. " Матери-негероини")