Умный Букварь и важная Тряпочка

Иван Борисов-Алтайский
В шкафу под мойкой на полочке около мусорного ведра лежала грустная Тряпочка. Была она грязной и мокрой. Она горько жаловалась на свою судьбу. Сколько раз приходилось ей слышать от своих хозяев, что другие ткани живут как королевы: из одних сшиты деловые костюмы, из других – красивые кофточки и блузки, из третьих – верх мечты каждой ткани – шикарное бальное платье.

А тут много раз на дню приходится вытирать сальные пятна с кухонного стола, смахивать с него крошки, косточки, объедки и выполнять еще более унизительную работу, о которой и вспоминать тошно.

Почему судьба так несправедлива к иным, хотя другим все даётся легко и просто? Может быть, хлопок, из которого ее произвели, был некачественным, второсортным? Вот этого она не могла понять. И не хотела.

Она горько и долго вздыхала. Соседу-венику надоели вздохи, и он не вытерпел:

– Слушай, голубушка, сколько же можно? Нельзя ли прекратить?

Тряпка рассердилась:

– Тебе хорошо, ты твёрдый, а вот попробуй с моё пережить,  — и снова вздохнула.

– Эх ты, эгоистичная размазня, – у Веника характер был тоже не сахар, – а потому не знаешь, сколько, от кого и чего тебе надо... Знала бы, почему я страдаю.

– А ты разве тоже страдаешь?

– А то нет. Моя самая заветная мечта – стать пылесосом.

– И как же ты хочешь им стать?

– Как-как… Сам не знаю. Может, если верить индийской философии о реинкарнации или, по-русски, о переселении душ, в следующем рождении стану пылесосом.

Тут раздался хриплый хохот. Это рассмеялся старый разорванный Букварь. Хозяйский мальчишка уже вырос из него и книжку забросил за мусорное ведро.

– Вот уморили, мудрецы. Слушайте, я буду говорить.

Букварь считал себя очень образованным. Он знал все тридцать три буквы русского алфавита и мог изъясняться простыми предложениями, конечно, без причастных или деепричастных оборотов. О существовании других книг он не догадывался. Хотя ходил в школу вместе с другими учебниками. Он думал, что все они – тоже буквари.

– Так вот. Ты, Веник, пылесосом никогда не станешь. Не надейся и зря не мечтай, – строго произнес Букварь. – А тебе, Тряпочка, я помогу, – великодушно добавил он.

– Помоги, пожалуйста, – взмолилась Тряпочка, – я тебя отблагодарю.


– Чем же ты отблагодаришь? – удивился и в то же время обрадовался Букварь.

– Ну, например, если ты мне поможешь и я стану знатной дамой, – таинственно произнесла Тряпочка, – я унесу тебя в музей.

– А что это такое? – недоверчиво спросил Букварь.

– Ну это такое место, где собираются все очень известные и знаменитые личности. Их почитают как реликвии. Тебя в музее посадят за стекло в роскошную витрину, и тобою будут интересоваться и любоваться многие поколения людей. Ты станешь очень знаменитым посланцем из нашего века.

– Вот это здорово! Это мне подходит! – пришёл в восторг Букварь. — Ему не терпелось поскорее оказаться в музее, и он с волнением произнес: — Слушай, Тряпочка, внимательно мой совет. Ты сейчас мокрая. Тебе надо встряхнуться. Встряхнешься — и станешь влажной. А уж потом произойдет чудо... Ты сама знаешь, что ты Тряпочка, а «тряпочка» – имя существительное. То есть под этим именем ты существуешь и тебя каждый знает. Еще у тебя есть имя прилагательное – влажная в данном случае. Оно означает, какая ты, в каком виде существуешь в данный момент. Мы берем букву «л» и убираем из твоего слова «влажная», и ты становишься «важная». Ты знаешь, что такое быть важной?

– Конечно, знаю, – возгордилась Тряпочка. Она быстренько встряхнулась и стала влажной.

– А теперь, – сказал Букварь, – выброси из своего прилагательного слова букву «л».

– Я уже выбросила. Я выбросила. Я сейчас не влажная, а тем более не мокрая, я стала важная. Важная! Важная!!!

– Теперь тебя приспособят на какую-нибудь красивую одежду, – сказал Букварь. – Только потом не забудь про меня. Отнеси меня в самый лучший музей.

– Не забуду, не забуду, – успокаивала его Тряпочка. – Я теперь важная, важная-важная! Не забуду... Может, мною украсят бальное платье. Я страсть как люблю всякие балы.

Она долго еще предавалась своим мечтам и грезам.

Веник обиделся, забился в угол и от горя уснул.

Устав за день от работы и впечатлений, погрузилась незаметно в сон и  Тряпочка.

Что снилось ночью Букварю, Венику и Тряпочке  —  мы не знаем.

Утром, вынося мусорное ведро, хозяин выбросил в мусоропровод заодно и всех их. За ненадобностью. Так посчитал хозяин.