Мои стихи - мои молитвы...

Николай Парацельс
Мои стихи – мои молитвы…

Автобиографический очерк

Землянск, 2014 г. моя страница на стихи.ру: http://www.stihi.ru/avtor/slovo6


      Я родился в краю заводском, в  уральском городе Чусовом Пермской области холодным днём  8 февраля 1957 года.

       Мои родители – отец Веретенников Аркадий Иванович и мама Веретенникова Мария Емельяновна переехали в этот город в 50-е годы ХХ столетия из Кировской (Вятской) области после войны. И почти всю жизнь они проработали на Чусовском металлургическом заводе, в основном, в мартеновском цехе. А мои деды и бабушки были коренными крестьянами Вятской губернии.

     В Чусовом также жили и трудились наши близкие родственники – брат отца Александр Иванович, офицер запаса и замечательный баянист, сестра мамы – тетя Аня и их брат Миша, которого я не знал, так как он рано трагически погиб. Другая половина моих родственников со стороны отца после войны по вербовке уехала обживать Калининградскую область (земли Кенигсберга).
 
       Нас детей у моих родителей родилось четверо. Тамара, старшая моя сестра не выжила и умерла от воспаления легких в три годика. Брат Володя (1953 г.), окончив школу и отслужив в морфлоте, всю свою жизнь, до выхода на пенсию, проработал рабочим – сначала  в Чусовом на металлургическом заводе – литейщиком, а потом в Перми уже по мехчасти, но его уж нет в живых. В наследство нам он оставил двух сейчас уже взрослых дочерей, у которых появись и выросли уже свои дети. Старший из их Слава учится Пермском мединституте. 

     Сестра  Валя (1961 г.), окончив школу и  техникум, вышла замуж, переехав в Невьянск (Свердл. обл.), где и посейчас она трудилась до перестройки главбухом одного из профучилищ, а потом во время реоганизации (слияния двух учебных заведений) ушла на Невьянский механичский завод, где работает в должности главного экономиста. А ее муж Сергей - в местной колонии строго режима, трудится преподавателем высшей категории, обучая зеков разным нужным для жизни ремеслам и технологиям. У них сейчас (2016 г.) два самостоятельных сына. Один женат и прошлом году родилась внучка.

Чусовской металлургический завод, как сейчас говорят градообразующеё предприятие, и на нем работали наши родители и многие родственники. Мама была крановщицей пролетного крана в мартеновском цехе, а отец то стропальщиком, то подсобником, а до этого был подрывником в заводском карьере, где добывали какие-то руды для создания нужных сплавов стальных.

         А так в начале своей деятельности в Чусовом он работал бухгалтером в средней школе №8, где трудился и дед моего друга Кольки Комкова, Е.И. в качестве завхоза. Когда мой отец перешел работать в бухгалтерию железнодорожного цеха ЧМЗ (Чусовского металлургического завода), то Е.И. не раз говорил: " Вот, с Аркадием Иванычем легко было работать, на всё что нужно деньги найдёт, всё что-нужно приобретём, а он всё правильно по бумагам проведёт!" Работал он по бух. части и при домостроительном комбинате,ведь в тот момент строился наш дом на Толмачева  и приходилось крутиться, чтоб материал тот ли иной достать, или просто машину выписать. Уж по окончании стойки отец всё чаще к горькой стал прикладываться и пошла его трудовая карьера по наклонной вниз - к подсобным работам.

       Мне в студенчестве тоже  довелось в каникулярное время на ЧМЗ вкалывать. Один месяц в химцехе на подаче руды в камнедробилку-мельницу, откуда выходишь чернеё шахтера, и тогда я увидел реально в каких условиях запыленности и чада приходится порою работать простым рабочим людям. А в другие каникулы я поработал в дорожном цехе, на вольном воздухе, что мне больше понравилось, тем болеё что при моём участии была сделана часть дороги у кинотеатра «Юность», около памятника комсомольцам.  Иногда к тому же нам удавалось по окончании смены бесплатно посмотреть какой-нибудь фильм. Здорово!

          Впрочем, вернемся к детству. Дом, где мы вначале жили, был деревянный, двухэтажный, весь почерневший от времени, ветхий. Около дома стояла высоковольтная мачта, а также рос превысокий тополь. Мне было года два-три, а старшие ребята из катушечного самострела запускали стрелы, и они летели так высоко-высоко в небо, выше тополя и чуть ли не до верхушки мачты. А небо было голубое и чистое и только по краям, словно снеговые горы, вздымались белые кучевые облака. С тех пор устремление в небо осталось жить во мне.

            Второй раз я удивился небу в года четыре (мы уже жили в своем новопостроенном доме), когда я, обычно укладывающий спать рано, вышел во двор, где ещё пахло свежими стружками и узрел чудо. Это чудо называется звёздное небо. Откуда взялись эти неисчислимые светлячки, эти то спокойно горящие, то слегка мерцающие огоньки? Я просто был заворожён этой красотой, и чувство это не прошло и посейчас.

    В детстве мы никаких игрушек не знали. Живя, ещё на Чернышевской, в старом многоквартирном доме, со многими соседями, мы трое Колей (так я знаю, уже со слов нашей доброй милой постоянной соседки тети Маши Комковой) – это я, и еще два Николая – Комков и Сафин, все почти одногодки, целыми летними днями возились в прилегающем ко двору болотце, лепя глиняные безделушки. Эта глиняная идиллия завершилась, когда мы переехали в свои новые собственные дома, построенные кооперативно, а Комковы, построившись рядом, так и остались нашими прекрасными соседями, а их сыновья Колька и Сережка моими лучшими друзьями.

         Итак, в 1961 году мои родители приняли участие в строительном кооперативе и сообща с другими десятью семьями членами кооператива и при поддержке со стороны металлургического завода возвели 11 частных домов под крышу на улице Толмачева. А потом бросили жребий: и моей семье достался дом под номером 2, а нашим соседям Комковым следующий по лицевой линии дом под №20. В дальнейшем каждый из членов распавшегося кооператива  самостоятельно отделывал свое жилье по своим возможностям и потребностям, хотя общая планировка осталась типовая. Это был район Нового города, около посёлка Металлургов.  Там я и вырос вместе со старшим братом Володей и младшей сестренкой Валей.
 
      Ранее детство смутно помниться большими качелями, привязанными на стропилах сарая, запахом безлепестковой ромашки, которую зачем-то собирала бабушка, и внезапным открытием ночного удивительного звёздного неба.

       Любовь, красота и удивление – вот обычно первые спутники стихотворного творчества. Я учился в классе четвертом или пятом когда, однажды проснувшись, увидел, неожиданно для себя, свежевыпавший первый снег. Было ещё сумеречно, а снег светился каким-то таинственным светом, заменившим прежнюю ночную темноту. Тогда, как я помню, мне пожелалось это описать. И были какие-то строки…, были…, были, но я их не помню, а может всё это мне только почудилось, но лет через пятьдесят эти чувства вылились в строки стихотворения "Темно в светлице…"

Так что первое, что реально помню, это сочинённые мною довольно длинные дразнилки. Да простит меня сестра Валя, ведь от них особенно доставалось ей.

В это время меня очень восхищали сказки Пушкина и, прочитав их все и не один раз, я пытался отыскать его новые сочинения. Но, увы, новых его сказок я нигде не нашел. Возможно, тогда и родилось желание писать сказки… Которое сбылось
Читал я много и разное – конечно, более увлекали сказки, фантастика, приключения и детективы. Это уже в студенчестве я с интересом прочитал-перечитал Достоевского, Тургенева, Гоголя и других наших классиков.

     Тем не менее, я не был “ботаником”, как выражаются сейчас. Рядом с кварталом наших новых домов, с двух сторон были щитовые бараки, и в каждом жило по четыре семьи. Там тоже были ребята близкие мне и братьям Комковым по возрасту, с которыми мы дружили.  За бараками был луг, где мы иногда играли в футбол, (но чаще футбольные баталии проходили на небольшой площадке рядом с нашим домом), далее шли картофельные частные посадки, овраг с родником и лес. Вот здесь на свободе и резвилось наше детство: играя то футбол, то в лапту, то в городки, то в пробки от флаконов одеколона и духов, где каждый вид пробок в зависимости от красоты и частоты наличия, имел свою цифровую ценность (аналог игры в камушки), то в «собачий волейбол», придуманный нами, или в вышибалу, а также в «войну-войнушку» – все игры и перечислить даже затруднительно, впрочем, это и ни к чему. Не забывался нами и городской глинистый пруд, где мне однажды пришлось тонуть из-за схватившей ноги судороги, а позднее мы целыми летними днями пропадали на реке Чусовой. Вода там прогревалась не так сильно, как на пруду, но была изумительной прозрачности, и полна, особенно вблизи берега, мальков разных рыбешек, а под камнями прятались рыбёшки вьюны. Из отставших на берегу после сплава бревен мы строили плот и отплывали на нём подальше от берега, где ныряли в воду за ракушками, да и просто так. 

      Зимой, естественно, был хоккей с самодельными клюшками и лыжи. Я был на год-два старше моих многих друзей, что в этом возрасте немало, часто придумывал или находил новые забавы (запустить воздушного змея или самодельную ракету и т.д.) и потому ребята признавали меня без всякого давления с моей стороны своим капитаном. А я никогда не забуду друзей и подруг моего детства и юности – братьев Комковых Кольку и Сережку, Таню и Сергея Можеговых, Виктора и Светлану Соломенниковых,  Лену и Любу, и Володю Кондратьевых, Кольку Бажутина и Валеру Ильина…

      В первый класс я пошел в начальную школу, которая находилась недалеко от дома, но вскоре в новом районе  города построили среднюю школу №6 и нас всех перевели в это новое учебное заведение.

       Школа была просторной и из учеников разных 1-х классов сформировали новый первый класс «г». Я жутко обиделся, что меня перевели в другой класс, и с тех пор своей первой учительницей считаю только Мелентьеву Нину Васильевну, которая нас успешно доучила до конца начальной школы. А с пятого по восьмой класс нам (“гешникам - грешникам”, так порой нас называли учителя) не везло, в том смысле, что никак не находился классный руководитель, который мог бы нас вытерпеть. И только после окончания восьмого класса к нам пришла классным руководителем Шулятьева Мария Павловна – преподаватель немецкого языка, с которой мы и завершили обучение в школе.

      А в школе же я не был выдающимся учеником и не стремился выделиться среди одноклассников. Среди них у меня настоящих друзей было немного. Возможно, тут сыграло свою роль то, что они все жили далековато от меня, в пятиэтажных новостройках за большим оврагом. Вот на таких противоречиях и сложился мой характер: с одной стороны – свобода и воля, и разносторонние интересы, а с другой – школьная зажатость и необходимость зубрежки, так как обучение  наукам в школе, за редким исключением, не особенно увлекало меня. Этими исключениями были уроки литературы, которые интересно вела Людмила Владимировна Шкарст, а также уроки химии, которые привлекли моё внимание загадками превращений одного вещества в другое и уроки ботаники-биологии.

       В 1974 г. я окончил среднюю школу №6 – уже 10 “в” класс, ведь десятых классов стало меньше, чем восьмых, а потом поступил сразу же в Пермский государственный фармацевтический институт, чему очень были удивлены некоторые школьные учителя.
 
     Став студентом 1 курса 1 группы 1-го потока, я прожил 5 лет неспокойной студенческой жизни с её семестрами и сессиями, с изучением шести-семи различных химий, ботаник и физиологий, с загулами пьяных компаний, с преферансом до полуночи,  со студенческим хором, с подработками дворником, с осенними месячными повинностями по уборке картошки,  а также, без чего не бывает юности – с влюбленностями, доводящими до отчаянья, с переживаниями юного сердца – порою и по совсем пустяшному поводу. В эти годы мною сочинялись лирические стихи, а также были написаны “Новогодние сказки Зазеркалья” и сказка-повесть “История о том, как Сандро из Андалузы счастье искал”, кроме последних 2-х заключительных глав написанных позднее в Землянске. Кроме того я увлекался рисованием и живописью.
А на институтских каникулах я порой подрабатывал на Чусовском металлургическом заводе.

В 1979 г. я успешно окончил вышеназванный вуз и был направлен на работу в Новосибирскую область, где до призыва в армию поработал в центральной аптеке села Баган.

     Служба моя в армии в основном прошла в военном городке под Омском в медпункте мотострелковой части, где в свободное от службы время в летнем военном лагере среди берёзовой рощи меня снова посетило вдохновение, приведшее к созданию “Сказок берёзовой рощи”.

После армии я переехал в Воронежскую область, где и женился на своей институтской подруге Нине Карповой. Я познакомился с ней на пятом курсе, когда она была на четвертом курсе нашего института, а дальнейшая переписка во время моей службы в армии убедили её в серьезности моих намерений. Родом Нина из села Хренового Бобровского района, что и определило моё переселение в Воронежский край.

      Сначала я проработал полгода в аптеке №42 села Новая Усмань, а в середине апреля 1982 года был назначен заведующим аптекой №75 села Землянск Семилукского района. И в Землянске родились две мои дочки: Таня и Вера которые, впоследствии, тоже выбрали профессию провизора.
      Эти годы моей жизни протекали, как и большинства людей советской эпохи, в работе и обустройстве быта, в бесконечных ремонтах и в маленьких жизненных радостях.   
     Одной из причин, почему я выбрал для постоянного места жительство Землянск, было наличие вокруг него лесочков и прудов, ведь в мою душу навечно вошли наши уральские леса с обилием ягод и грибов, и чистые воды ручьев и речек, а также стремнины нашей таёжной красавицы – реки Чусовой. И мне на удивление, словно по волшебству или по моему хотению, в местных лесочках я находил в первое время и красноголовики (подосиновики), и обабки (подберёзовики), и даже белые (боровики) грибы. Теперь они мне почему-то уже не встречаются.

       В 80-е годы меня очень увлекла субатомная физика. И я  даже создал свою гипотезу основы нашей Вселенной, точнее сказать, развил отвергнутую когда-то гипотезу эфирной материи. На основе этой гипотезы я вывел структурное строение элементарных частиц и атомов, и написал дилетантский труд “Структура Вселенной”, который так и погиб втуне. Правда, на основе данной гипотезы я потом (в 2000 годах) написал стихотворное сочинение “Познание Вселенной”.

     В 1999 году волей обстоятельств мне пришлось организовать свое собственное небольшое аптечное дело, которое я пока и имею. И в силу обретения большей свободы, а также иных возможностей, я смог вернулся к увлечениям своей юности – сочинительству стихотворений и сказок. В них я пытался и пытаюсь осмыслить и довести до вас, пройденные через призму моёго сердца и сознания, многие понятия физического и духовного мира. И еще я решил всем доказать, что возраст – не помеха вновь начать творческую жизнь.

      Впервые меня опубликовали в “Семилукской жизни” где-то в 2002 году, а потом ещё Лютов Виктор Иванович отдавал мои стихи вместе в другими авторами в областную газету “Молодой коммунар”, где их тоже напечатали.

    А в 2003 году я с группой товарищей, придерживающих учения Рериха – Агни-йоги (Агни – огонь – (инд.)) начал издавать альманахы стихов под названием “Светоч”, беря тексты из накопленного мною архива стихотворений семилукских и землянских стихотворцев. Первые два альманаха я создал и издал самостоятельно, а третий более объемный создавался при активной участии  моих “рерихнувшихся друзей”, под названием “Здравствуй, Вечная Любовь”. На этом наше сотрудничество и издание альманахов закончилось. Но ещё одним побочным результатом издания данных альманахов стал давно уже назревший супружеский развод с Ниной, который и произошел реально в августе 2003 года.  Такова жизнь…

      В 2004 году я, после проверки моей деятельности инспекторами  лицензионной комиссии, которым очень-очень понравились мои стихи, начал издавать самоиздатом для землянцев книжки-брошюрки по общим названием “Мои первые книжки …книжки для всех”, если кто помнит издательство “Детская литература.” издавало для детей подобною серию книжек под названием “Мои первые книжки…”. Я немало их издал, где-то 24 сборничка стихов, которые раздал всем желающим.

    В 2004 году на радио “России” в воронежском диапазоне в передаче “Перепутье”, руководимой Нюхиной Татьяной Владимировной,   прозвучали некоторые мои стихи. Благодаря этой радиопередаче и её ведущей я смог познакомиться с Юлей Козорезовой, чьи стихи тоже были исполнены тогда по радио. Между нами завязалась сначала переписка, приведшая, впоследствии, к более близкому, но не длительному знакомству. У Юли была почечная недостаточность, и я по её просьбе ходил к руководству обл. больницы, чтобы поставить её на очередь по пересадке почек, ранее, чем бы ей пришлось проводить процедуры гемодиализа, которые очень снижают иммунитет организма. И, примерно, через год с небольшим такая операция ей была сделана. Позже в 2008 г. я потерял связь с Юлей, но исполнил в 2013 г. своё обещание и опубликовал её стихотворения отдельным блоком в своей второй книге "Азбука души. Познание Вселенной".

  А ранее в 2007 году к своему 50-летию я подготовил первую книгу стихотворений “Эликсир моего сердца… Испить до дна”, которую выпустил в  свет в воронежском издательстве им. Болховитинова с новыми дополненными стихами только в 2011 году.
      Правда, еще в 2006 году я издал небольшим тиражом в этом же издательстве книжку “Новогодние сказки ЗаЗеркалья”, а также одновременно под псевдонимом Николай Парацельс стал публиковаться в Интернете на сайте “Стихи.ру”, где получил достаточно откликов-рецензий на мои стихи  В 2008 году мои три стихотворения были также опубликованы в 12-ом всероссийской книге-сборнике “Поют вам ангелы поэты…Стихи о любви”. 
   
    С 2011 года я  участвую в работе творческого клуба "Гармония", руководимого заведующей землянской библиотекой Тонишевой Татьяной Сергеевной, и выступаю иногда с чтением своих стихов со сцены. И в целом 2011-2012 год был для меня очень плодотворным, ведь именно в течении этих двух лет мною был написан стихотворный сборник третьей книги "Цветы любви. Песенный крест", а также сочинены на одном дыхании поэтические "Землянские сказки", которые опубликованы вместе со сборником "Сказок ЗаЗеркалья" в этом 2014 году.
 Вот таков мой творческий и частично жизненный путь моей судьбы.
Почему я выступаю перед вами в двух лицах: Николая Веретенникова и Николая Парацельса? Причин несколько…
И я постараюсь прописать их по степени важности.

1. Николай Веретенников и Николай Парацельс – это несколько различающие психотипы сознания. Мой Парацельс часто выступает как богоборец, искатель иной разумной действительности… 

2. Парацельс, как и я, является профессионалом лекарственного дела, на чём особенно настаивали мои прежние “рерихнувшиеся” друзья, убеждая косвенными намеками, что я в прежней жизни был именно им.

3. Я разделяю принципы и идеалы реального Парацельса (Филиппа Ауреола Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма) (родился 10 ноября 1493 –  умер 24 сентября 1541) мага, гениального медика, алхимика, философа, бескорыстного лекаря бедняков, а именно: “Alteris non sit, qui suus esse potest” (“Пусть не принадлежит другому тот, кто может принадлежать самому себе”).

4. Мне был нужен звучный и соответствующий моему раздвоенному ego псевдоним для публикаций в Интернете на сайтах  www.stihi.ru и www.proza.ru

5. Есть еще одна причина, о которой я пока желаю умолчать…

Все предложенные вашему вниманию сочинения в моих книгах были написаны мной либо в юности (1974-1982 г.г.), либо в последнее двенадцатилетие (2001-2013 г.г.). Выражаю надежду, что они найдут отклик в ваших сердцах. Стихотворения более поздние частично публикую на странице сайта стихи.ру http://www.stihi.ru/avtor/slovo6


      И, напоследок, мне хотелось бы выразить мою искреннюю благодарность моему редактору Юрию Ивановичу Тимошенко за серьезную, вдумчивую работу с моими текстами стихотворений и сказок, огромное спасибо и Гревцевой Валентине Ивановне за редакцию цикла стихотворений «Цветы Любви», ведь их замечания помогли мне избежать многих ошибок и сделать стихотворения более ясными.

(Очерк не охватывает многие моменты жизни, но публикую, чтоб случайно, не потерять  и естественно он будет дополняться и редактироваться. Рад буду Вашим отзывам и замечаниям)

Искренне ваш, мои читатели, Н. Веретенников (Парацельс)