Продавцы на рынке и другие звери. Часть первая

Светлана Красавцева
 Ага, это название я слямзила у Даррелла. Только у него было: "Моя семья и другие звери".

 

   Небольшой оптовый рынок, на котором я сейчас торгую, это своеобразная среда обитания людей и животных. Люди здесь проводят время до часу-трёх дня, а животные живут постоянно. И важно, придя туда работать, вписаться в эту среду, стать своей. Хотя в первые дни я услышала от одной из продавщиц:

   - Здесь каждый сам за себя, все завидуют друг другу, если торговля вдруг пойдёт более-менее нормально. И могут подставить...

   Не поверила. И ошиблась. 

   Мне привозят газеты некоторые на остановку Гаевого, а некоторые прямо на рынок.  Товар свой я оставляю в одном из модулей, принося хозяйке бесплатную газету с программой раз в неделю, да её любимые журналы по себестоимости. Газет-журналов, кроссвордов, а теперь ещё и календарей набирается столько, что на своё рабочее место приношу их за три ходки (ещё и столик  со раскладным стульчиком). Как-то раз пока ходила за товаром, привезли "Спортивное обозрение"  и... оставили у соседки, торгующей конфетами. Я удивилась:

   - Лена, а что же ты не сказала, что я уже здесь?!! Мне ведь надо было рассчитаться за газеты!

   И вдруг вижу перекошенное гримасой лицо и слышу:

   - Светочка, а я не должна  следить за твоими газетами! Мне своим товаром надо заниматься!

   Я чуть не упала! Это при том, что каждая из нас, когда куда-то отходим, оставляет всё на соседей. И торгуем порой друг за друга. Мне, бывает, продают газеты или кроссворды (если знают цены). Я взвешиваю овощи. Конфетницы продают мясо. И так далее. Покупателей здесь не слишком много, рынок маленький, и дорожим каждым.

   А тут вдруг такой выпад! Я, конечно, "проглотила" это, хотя и неприятно и даже обидно было. Продолжаю так же здороваться, приходя на работу, разговаривать о том - о сём, когда нет покупателей, но... на ус себе намотала, что здесь действительно не всё так гладко и хорошо.

   Утром, идя в модуль за своим товаром, я громко здороваюсь со всеми, кто торгует в нашем ряду. Когда мне привозят бесплатные газеты, раздаю всем желающим. Я стараюсь вписаться в это сообщество, в котором раньше работать никогда не приходилось. Благодаря таким несложным действиям, летом в жару "девочки", работающие там, где есть холодильники, оставляют у себя купленное мною молоко, выбирают для меня получше рыбку и мясо, или наоборот советуют что-то не покупать (не очень качественное).

   Многие работают здесь годами. Некоторые вообще без выходных (это в основном хозяева модулей). Таня, у которой я оставляю свой товар, жалуется, что после выплат налогов и за место у неё практически ничего не остаётся.

    Есть те, кто выпивают во время работы. Напротив меня ребята торгуют пивом и напитками, так я все лето наблюдала за одной "мадамой", которая в течение всего дня бегала и покупала пиво (литра по два в день!). Сейчас похолодало, она перешла на коньячок в маленьких бутылочках.  Некоторые в конце дня собираются по двое-трое и устраивают себе маленькие праздники: коньячок или водочка и немудрёная закуска. Слава Богу, в моём окружении таких нет. И выпивать каждый день у меня желания нет тоже.

   Отдельная "песня" это наши животные! Здесь их любят, жалеют, кормят. И если подбрасывают "новичков" (котят, щенков), то их тоже сразу кто-то начинает подкармливать.

                Кеша

   Аксакал среди животных, можно даже сказать "смотрящий"! - старый пёс по имени Иннокентий. Кеша по-простому.  Он небольшого роста, шерсть чёрная, кое-где уже с проседью. Грудь, лапки, бровки и низ мордочки серые. Хвост всегда бубликом, как у лайки. Это самый ответственный работник рынка! В течение всего рабочего дня он трудится, не покладая лап!

   У рынка двое ворот. И вот весь день Кеша бегает против часовой стрелки, пробегая по рынку и за рыночной территорией, делая круг за кругом! При этом рассказывает всем, особенно машинам, велосипедистам и пришлым собакам, кто в доме хозяин! Лает он гулким басом, так что если не видеть, кто издаёт такие звуки, можно подумать, что это огромный страшный зверь! На людей внимания не обращает (кроме тех, кто на велосипедах и мопедах). И только один раз я видела, как вся стая, во главе со своим начальником облаивала какого-то мужчину, пока он не вышел за ворота. "Хороший", должно быть, человек! Животные это всегда чувствуют! Их не обманешь! А вот за велосипедистами и мотоциклистами, если они не ведут своих "коней" за руль, а едут, бросаются все псы. Неистово лают, но никого, правда, ни разу не укусили.

   Рядом с моим рабочим местом мясной павильон. Кеше частенько достаются обрезки мяса, косточки. Поэтому в перерывах между работой, он тусуется здесь. Да и охранять ведь надо такое "хлебное", а вернее, мясное место! Иногда залезает в специально  поставленную для этого картонную коробку и спит. Если вдруг оставили тележку, на которой возят овощи, Кеша забирается на неё. А когда её везут - для него это особый кайф! Он едет, оглашая воздух басовитым лаем, мол смотрите, каков я!

   С самого начала я стала к Кеше подлизываться  (хозяин всё-таки!).

   - Кеша! Кеша! - звала я в пустоту.

   Иннокентий делал вид, что меня тут нет!  Мол, кто ты вообще такая?!! Мне было ужасно  интересно, что же будет дальше. Я купила куриную лапку и принесла гордецу. Даю её ему - он не берёт! Я положила лапку перед его носом:

   - Кушай, Кеша! Кушай!

   Он долго её разглядывал, потом всё же лениво начал жевать. После этого, когда я стала кричать ему "Кеша!", он приподнимал свои светлые брови и косил на меня одним глазом. Типа я за тобой наблюдаю, но ещё не знаю, как к тебе относиться!

   Пробегает свои круги Иннокентий возле моих сумок с товаром. Старательно метит на каждом круге угол стены. Сумки не трогает. Но вот, пришёл момент, когда на мои призывы "Кеша! Кеша!", он стал вначале останавливаться и слегка махать мне хвостом, а затем позволять себя погладить. Сейчас у нас с ним взаимная любовь! Лапки, которыми я его угощаю, он уже есть сразу и охотно, не делает вид, что мол "подумаешь, удивила". И не только позволяет себя погладить, но и порой сваливается, как мешок, на землю, подставляя своё пузо. Гладь! Я тебе доверяю! И даже когда я перестаю гладить, пощелкивает зубами, мол ты чего отлыниваешь?!! Гладь давай!

                Жуля

   Когда Кеша нарезает свои круги вокруг рынка, за ним неизменно семенит Жулька - небольшая коротконогая, рыжая и оч-чень упитанная собачка. Она больше похожа на толстую сардельку с ножками. Нет, Жуля не бегает по кругу! Это не для неё! Она чуть выбегает из ворот и возвращается назад. Ждать своего любимого, когда он побежит на следующий круг. За это время можно столько приятного сделать! Например, выбрать кого-то, кто ДОЛЖЕН её погладить! Выбранный объект, если не хочет гладить такую прелесть, подталкивается мордой, мол ты чего отлыниваешь?!! Почеши мне за ушком! А ещё шейку! Этим объектом часто оказываюсь я. Во первых, тут должен пробегать Кеша, а во-вторых, я никогда не отказываю ей в её удовольствии.
      Походка у Жули такая же, как у женщины - пышечки, осознающей свою неотразимость. Она идет, покачивая попкой с гордо поднятым хвостиком. Сразу видно, что идёт ДАМА! И не просто дама, а фаворитка главного работника рынка Кеши!

   Иногда она тыкается мордой Кеше в бок и призывно сморит на него. Он отвечает взаимностью, начинает слегка покусывать ей шею, бока - имитирует ловлю блох. Такая вот у них любовь - морковь!

   Жульеткина-красопеткина, как я её называю, стерилизована. Кто-то молодец, раз и навсегда решил проблему многочисленного потомства, которым могли "радовать" Кеша с Жулькой.

    Если у Кеши коронное место возле мясного павильона, то Жуля любит подрёмывать возле модуля с товарами для животных. В самом же модуле сладко спят на мешках с кормом пара трёхцветных кошек. А продавец однажды при мне открыла банку с дорогим кормом - рагу в желе - и разделила между Жулей и Пиратом.
    Как-то подхожу купить корм для своей Клёпочки. Жуля стоит, не двигаясь перед прилавком и смотрит вглубь модуля.

   - Ты посмотри на эту нахалку! - говорит Света, взвешивая мне "Вискас". - Гипнотизирует пакетики с собачьим кормом!

   - Жуля! - позвала я.

   Ноль внимания! Взгляд полный тоски умирающей от голода собаки.

   - Вот паразитка! - Света в сердцах достаёт вожделенный пакетик, вскрывает его и высыпает содержимое на картонку.

   Жульеткина - красопеткина сразу оживилась, подошла к картонке с угощением, но не набросилась на него, как можно было бы ожидать, а очень культурно и аккуратно стала выбирать лакомые кусочки. При этом хитренько посматривала на меня и на Свету. Мол как вы ни сопротивлялись, а я своего добилась!

                Пират

   Такое имечко он получил из-за того, что кто-то выбил ему один глаз... На рынок он прибился, когда глаз гноился и причинял бедняге страшные мучения. Сердобольные продавцы вылечили его. И теперь этот молодой, резвый пёс напоминает мне длинноногого вороного жеребёнка. Такой же подвижный и слегка взбалмошный. Он первый может начать атаку на пришлую собаку, провоцируя и других. Людям доверяет с трудом и не всем. Но уж если кого полюбил, то , как и Жуля, может подойти и потребовать ласки, толкая носом. Его я жалею и частенько угощаю куриной лапкой (покупаю тут же, рядом). Он быстро расправляется с угощением и доверчиво подставляет свой невидящий глаз под руку. Но благодарность его обычно короткая, он убегает по своим многочисленным интересным делам.

                Рыжик и Мухтар

    Они обитают в нашем ряду рядом с модулями, торгующими полуфабрикатами. Их хозяек они считают своими и охраняют модули. Особенно усиленно нужно отгонять велосипедистов! Ишь, взяли моду ездить по рядам!  Рыжик похож на большого рыжего спаниеля с висячими ушами, а Мухтар - полулохматый белый пёс с  рыжей мордой и рыжим же хвостом. Он пылко любит свою кормилицу. Я как-то наблюдала, когда она подошла померить обувь, а Мухтар притащился за ней. И пока она мерила, он ей помогал: трогал лапой новый ботинок, улыбался, приседал от избытка чувств, а хвост всё это время мог заменить вентилятор.

   Я заметила у него на спине свищ. Сказала "хозяйке". Она махнула рукой:

   - Да это уже мизер, что осталось. Был вообще ужас! Думали, не выживет! Вылечили! Так он ведь мазать-то особо не даёт!

   Эти два пса далеко от своих "рабочих" мест отходят только тогда, когда вся стая вдруг ополчится на какого-то пришлого наглеца. Однажды я видела, как мужчина хотел зайти на рынок со своей овчаркой - кобелём. Что тут началось! Все собаки сбежались и готовы были разорвать пришельца. Хозяин овчарки с трудом, обливаясь потом, утащил своего питомца, тоже рвавшегося в бой! Потом, придя ко мне за газетой, он сказал:

   - Мой Герд мог ведь тут такое устроить! Убить, может, и не убил бы, но покалечил точно! Потому я и утащил его побыстрее...
   В другой раз Рыжика слегка задела машина, развозившая по рядам товар. Он завизжал, а одна из продавщиц бросилась к нему. Присела перед пострадавшим на корточки, ощупала лапы, спину. Цел! Просто испугался. Но она ещё несколько минут гладила его и успокаивала.

                Чёрный кот

    Не знаю, как его зовут. Это чисто чёрный гладкошерстый матёрый котище. Любит перебегать всем дорогу. А однажды пометил мою красную тряпичную сумку с товаром... Она стояла на земле. А раньше на ней любил спать кот по имени Тимоша. Наверное, запах остался, и Черныш (как я его прозвала), решил обозначить, что хозяин здесь он! Теперь я эту сумку убираю повыше...

   А обитает кот, конечно же, рядом с рыбкой, возле рыбного модуля. И ему частенько достаётся угощение! А иногда он приходит погреться на солнышке на деревянном настиле рядом с сестричками, торгующими конфетами. Они его не гонят, а шутливо говорят:

   - Вон хозяин пришёл погреться! Приходится через него перешагивать!

                Пришельцы

    Несколько раз в ворота рынка заходил старый-престарый лохматый пёс. От старости у него шерсть возле хвоста почти вылезла. Длинные уши уныло висели почти до самой земли, а в глазах была такая вселенская скорбь, что не пожалеть беднягу мог разве что совсем бездушный человек. Танечка, торгующая конфетами, сразу побежала за куриными лапками. Он съел их пять штук довольно быстро, видимо, был действительно голоден. А я начала уговаривать его:

   - Иди, дорогой, отсюда, а то прибежит Кеша, и вся стая на тебя набросится...

   Пёс смотрел на меня понимающим мученическим взглядом, разворачивался и... уходил.

   Как-то Кеша застал его за поеданием угощения. Я внутренне приготовилась защищать пришельца. Но... ничего не произошло! Кеша понюхал старичка, сделал задними лапами движение, как будто роет землю и ... убежал. Неужели животные понимают, на кого надо нападать, а кого лучше оставить в покое - что с него взять, со старого и больного?!!

   Через несколько дней визиты прекратились. То ли бедняга куда-то ещё ушел, то ли упокоился и попал в свой собачий Рай...

   На днях появился небольшой серенький, перепуганный насмерть щеночек.  Я купила лапку, угостила малыша. Он не съел, а буквально проглотил её! Потом его угостил один из работников администрации рынка. И щеночек сразу признал его хозяином. Мужчина как-никак! А подкидыш оказался "девочкой". Она вертелась у новоявленного хозяина в ногах, пока тот не ушёл по своим делам.

   На следующий день, не увидев её, я спросила про малышку.

   - Да Кеша с компанией прогнали её... Кто же позволит на хлебное место чужакам прибиться?!!
   Эх, жалко, что не прижилась здесь... Куда-то она побежала, кто её накормит?.. Хотя, кто его знает, а вдруг щеночка ждёт лучшая доля, и кто-нибудь его возьмёт к себе? Он такой славный!
   Повезло ведь однажды крохотному котёночку, которого кто-то подкинул утром к рынку. Он был совсем беспомощный, видимо, только от мамы-кошки. Даже ещё не успел проголодаться... Но жалобно плакал от страха. А рядом со мной торговали пучками зелени мама с дочкой-школьницей, частенько приезжающие сюда на дизель-поезде из деревни. Девочка как увидела котеночка, так обрадовалась:
   - Мама, смотри, какой! Прямо как наш Барсик!
   И повернулась ко мне объяснить:
   - У нас недавно кот от старости умер. Он такой же был рыженький и пушистый, как этот котёнок!
   - Мама, давай его возьмём!
   - Ну конечно возьмём, доча! Нам его как специально подбросили!
   Теперь каждый раз, когда они приезжают торговать овощами или зеленью, девочка рассказывает мне о проделках маленького Барсика.
   

 

   Это я написала только о самых заметных животных нашего небольшого рыночка. А так в общей стае можно увидеть ещё трёх-четырёх собак "дворянского" происхождения, несколько кошек разных возрастов и расцветок.
   Однажды утром, подходя к рынку, я увидела замечательную картину! На травяной газон выскочило шестеро собак. Тут и Рыжик с Мухтаром, и Пират, и ещё трое, имён которых я не знаю. Один из псов что-то держал в зубах и убегал от остальных, бегая по кругу и делая финты не хуже профессиональных футболистов. Вся стая с весёлым лаем гонялась за ним. Только Кеша и Жуля стояли в воротах и наблюдали за игрой. Мол не пристало солидным собакам так дурачиться.

   Света, торгующая кормом для животных как раз подходила к рынку с другой стороны. Видя, что я смеюсь над проделками животных, она, тоже смеясь, сказала:

   - Я вначале думала, что это у него косточка. А это простая палка! Просто утренняя разминка!

   Что ж, если животные веселы и играют, значит они сыты, и живётся им неплохо!