Предыдущая страница http://www.proza.ru/2016/10/20/1223
Помимо переправы войск на судах, на своих транспортных самолётах немцы перевезли через Керченский пролив около 70 тысяч солдат и офицеров.
Освобождение Новороссийска было лишь частью плана Ставки по очистке от войск противника Таманского полуострова. По приказу командующего фронтом Новороссийская военно-морская база высадила десант в Анапе, в районе озера Солёное и станицы Благовещенская, Азовская флотилия – в районе станиц Голубицкая и Чайкино, и в район Темрюка.
Высадкой десанта в Анапе руководил контр-адмирал Холостяков. 24 сентября 1943 года он вывел из Геленджика три отряда в составе сторожевого корабля «Шквал», 3-х тральщиков, 17 сторожевых катеров, 30 десантных ботов, 12 торпедных катеров.
Из трёх отрядов Холостяков 25 сентября высадил только один из-за начавшегося шторма. Но морские пехотинцы из штурмовой группы действовали очень успешно, а последующая высадка 166-го полка позволила освободить станицу Благовещенскую.
На следующий день высадили два десантных отряда у озера Солёного. Противник упорно сопротивлялся, но под натиском полученных десантом подкреплений, двух стрелковых гвардейских бригад, отступил. Следует отметить, что потери, понесённые десантниками, были большими. Количественная оценка нигде в открытых источниках не приводится.
Без сомнения, Рабоче-Крестянскому Красному флоту (РККФ) перед войной нанёс удар Сталин со своими подручными из НКВД, чему фашисты могли только аплодировать.
ВМФ потерял много талантливых флагманов и командиров, таких, как М.В.Викторов, К.И. Душенов, Г.П.Киреев, И.К. Кожанов, И.М. Лудри, Р.А. Муклевич, В.М. Орлов, Э.С. Панцержанский, П.А. Смирнов…, замученных в застенках и расстрелянных.
Наверно не было бы таких страшных потерь в первые годы войны, не испытывай командиры страха за свои семьи и за свою судьбу, которые зависели не только от действий, но и от неосторожного слова, когда достаточно было доноса в политдонесении, чтобы уничтожить человека.
25-го сентября 1943 года одновременно с десантом Холостякова катера Азовской флотилии высадили первый эшелон Темрюкского морского десанта – 738 человек. Второй эшелон не удалось высадить из-за штормовой погоды. Десантники понесли большие потери, но свою задачу выполнили и соединились с частями 9-й армии. 3-го октября войска 18-й армии совместно с десантниками освободили Тамань. В ночь на 6-е октября батальон морской пехоты высадился на косу Тузла. Бои за неё продолжались более 3- суток.
Немцы отступили организованно, переправили через пролив всю технику и военные грузы. Во многом этому способствовала канатная дорога через Керченский пролив. Им не удалось вывезти лишь фураж для лошадей. Они строили и автомобильно-железнодорожный мост длиной 4,8 км, завершить строительство которого планировали в декабре, но построили только значительную его часть.
Их планам помешало наступление Красной Армии и десанты Черноморского флота. В 1944 году, после освобождения Крыма в течение семи месяцев с участием пленных немцев, в том числе и строителей моста, его достроили, и он функционировал до 1945 года, когда сильный ледоход мост разрушил.
Восстанавливать его не стали, потом 23 года ушло на ликвидацию опор моста, мешавших судоходству.
По указанию командования Южного фронта Азовская флотилия высадила несколько тактических десантов, содействуя сухопутным войскам при взятии Мариуполя и Осипенко.
Теперь на очереди было освобождение Крыма. В результате наступления Южного и Закавказского фронтов для немцев большое значение приобрели морские пути снабжения войск. Они беспрепятственно переправляли свои войска и технику с Таманского полуострова.
Первый поиск немецких транспортных судов большими кораблями осуществили в ночь на 30 сентября 1943 года эсминцы «Беспощадный», «Бойкий», «Способный». Искали они в районе мыса Чауда – мыса Айтодор. Ничего не нашли. Почему таких сведений не было у флотской разведки, неизвестно. Противник будто и не заметил корабли.
Тогда 5-го октября 1943 года командующий флотом поставил задачу: «Силами 1-го дивизиона эскадренных миноносцев в составе лидера «Харьков», эсминцев «Беспощадный» и «Способный» под командованием командира дивизиона капитана 2 ранга Г.П. Негоды
во взаимодействии с торпедными катерами и авиацией флота произвести в ночь на 6-е октября набег на морские сообщения врага у южного побережья Крыма и обстрелять порты Феодосия и Ялта для уничтожения плавсредств и десантных судов, отходивших из Керчи в порты Крыма».
Отряд перешёл в Туапсе, откуда ночью вышел в море. Но немецкая разведка обнаружила выход кораблей и воздушная разведка уже не выпускала их из виду. Лидер у Ялты обстреляли береговые батареи, а эсминцы не только обстреляли береговые батареи, но и атаковали торпедные катера. Не было сомнений, что немцы их ожидали. Когда рассвело, корабли атаковали пикирующие бомбардировщики Ju-87. Первым потопили «Беспощадный» прямым попаданием трёх 250-кг бомб, а затем два других корабля.
Снова встаёт вопрос о разведке. Впрочем, и замысел операции был совершенно непонятным – послать корабли, чтобы потопить какие-то плавсредства, когда немцы уже переправили с Тамани всю свою группировку войск и боевую технику, представляется несколько странным.
Для спасения людей отправили тральщики, торпедные и сторожевые катера, а также гидросамолёты. Подобрали из воды 123 человека, погибли 780 краснофлотцев, старшин и офицеров. После этого использование больших кораблей, начиная с эсминца, разрешалось только по согласованию со Ставкой.
В результате набеговых операций потопили четыре транспорта противника, а потеряли два лидера эскадренных миноносцев, два эсминца и тяжелые повреждения получил крейсер «Молотов».
Оказалось, что говорить о господстве на море не приходится. Немцам было достаточно иметь авиацию и «москитный флот» из торпедных и сторожевых катеров и четырёх малых подводных лодок, чтобы успешно решать свои задачи.
Продолжение http://www.proza.ru/2016/10/22/1294