Сентябрьский Крым. 2

Людмила Лунина
О графе Воронцове  я  знала вполне определенное:

«Полумилорд, полукупец,
Полумудрец, полуневежда,
Полуподлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец!»

Слепой верой в убийственные строки Пушкина  и мерила отношение к хозяину Алупкинского дворца. Но уже первый взгляд на величественный замок,  идеально    вписанный   в  пышную растительность и зубчатую горную гряду,  заставил усомниться в полуневежестве и дурном вкусе  генерал-губернатора  Новороссии.  А позднейшее знакомство с его  биографией и вовсе вызвало чувство глубокого уважения  к достойному гражданину России.

Михаил Сргеевич Воронцов. Сын русского посла в Англии. Умен. Образован. Слыл   либералом.   Карьера военного более, чем успешна. С девятнадцати лет воюет с турками, шведами, французами. Тяжело ранен в Бородинском сражении.
Да, очень богат. Но при этом  всегда щедр на  помощь  соотечественникам. В войну двенадцатого года, например,  содержал госпиталь для офицерских чинов и рядовых, где  даже после выздоровления каждый солдат получал белье, тулуп и десять рублей в придачу.
Три года после победы командовал  русским оккупационным корпусом в Париже и впервые  в русской армии отменил телесные наказания, организовал школы для рядовых и младших офицеров. При выводе корпуса из Франции заплатил полтора миллиона офицерских долгов, продав своё имение   в России. 

С начала двадцатых годов позапрошлого века его жизнь и служба  связаны с югом России. Будучи  губернатором Новороссии, Бессарабии, наместником и   главнокомандующий кавказского корпуса, Воронцов сыграл огромную роль   в освоении и расцвете черноморского побережья.  Умея  подобрать нужных людей, поддержать  и поощрить их полезную работу, он успел сделать очень многое для блага России.
Быстро  выросли  Одесса, Херсон, Николаев, Севастополь. По побережью  была проложена дорожная сеть, зародились и развились   сельское хозяйство и  виноградарство.  В черноморских городах открылись многочисленные учебные заведения.  Успешно  разрешился    кавказский конфликт.

При выходе в отставку   Воронцов  получил титул князя и  воинское звание фельдмаршала. За    заслуги перед Отечеством его портрет помещен в Зимнем дворце, в «Военной галерее двенадцатого года», а имя    значится на мраморных досках Георгиевского зала Московского Кремля в священном списке верных сынов Отечества.
Лев Толстой писал: « Он   владел большим богатством — своим и своей жены, графини Браницкой, — и огромным получаемым содержанием в качестве наместника и тратил большую часть своих средств на устройство дворца и сада на южном берегу Крыма.»
Может быть,   Воронцов знал, что    летняя   резиденция  в Алупке, на строительство которой ушло более двадцати лет,  останется  главным памятником ему  и трем поколениям его наследников на долгие времена?   

Но так или иначе, дворец, объединивший усилия английского архитектора, немецкого садовода, итальянского скульптора и красоту крымского пейзажа, до сих пор остается  одним из красивейших дворцово - парковых комплексов России.
В основе проекта -  оригинальное   соединение  английского и восточного  архитектурных стилей. Необычным  является и  выбор строительного материала  -   очень твердого  и редкого камня вулканического происхождения- диабаза.
Со стороны гор    дворец  выглядит   суровым замком английского аристократа. С южной  - напоминает   причудливый  дворец арабских правителей. При этом   представляет единый ансамбль многочисленных башен и башенок, резных карнизов, куполов, шпилей, ажурных балюстрад,  псевдокрепостных и подпорных стен,  окон-бойниц, лестниц, дворцовых интерьеров.
Перед фасадом -  «Львиная терраса», от которой спускается к морю потрясающая по великолепию монументальная лестница с тремя парами огромных   львов белого мрамора. 
На нижних уступах лестницы, уткнулись   мордами в  скрещенные лапы спящие львы.  Все в их облике дышит удивительным спокойствием – от небрежно подмятого под заднюю лапу хвоста до слегка растрепанной сном косматой шевелюры. Пролетом выше расположились львы, пробуждающиеся ото сна. Потягивая затекшие передние лапы, прогнув мощные спины и слегка прищурившись, они приоткрывают  пасти в легком зевке. Вход во дворец охраняет пара бодрствующих львов. Их головы с ощеренными пастями повернуты в сторону лестницы,   глаза зорко следят за приближением гостей, а ноздри  раздуваются в ожидании возможной схватки.
Рассказывают, что во время Ялтинской конференции 1945 года    Уинстон Черчилль сказал про  одного из спящих львов: «Этот лев напоминает меня!» и захотел его купить. Но   товарищ Сталин в продаже скульптуры отказал: «Народным добром не торгую!».
Из более, чем ста пятидесяти  комнат дворца   для посещения открыта малая  часть парадных интерьеров, каждый из которых оформлен в уникальном  стиле: китайский кабинет, ситцевая комната, голубая гостиная, английская столовая,  роскошный зимний сад.
Искуснейшая лепка, благородная позолота, богатейшая резьба по дереву, изысканные обивки и обои, картины и скульптуры великих мастеров. Мебель из ореха, дуба, красного дерева.   Идеально приспособленная для повседневной жизни   утонченная роскошь дворца  в целом и каждого предмета в отдельности   кажется невероятной и вызывает    робкое и сладкое восхищение.

Хозяйка — Елизавета Ксаверьевна Воронцова красуется на дворцовых портретах. Она, в девичестве Браницкая,  была дочерью любимой племянницы самого светлейшего князя Потемкина.  Её богатое приданое, возможно,  значительно превосходило состояние мужа.  Женщина она, несомненно, блестящая и светская.
Реальна ли растиражированная литературоведами версия её любви к Пушкину, отбывающему ссылку в Одессе?  Верно ли, что Поэт был отцом её дочери?  Экскурсовод об этом не сказала ни слова.
 
… Восторг вызывает и  огромный дворцовый парк.  Дикая, естественная природа  мастерски контрастирует    со строгим  английским парковым стилем.  Отсюда  великое разнообразие крымской и завезенной со всего света растительности,  естественные водоемы и каскадные пруды.  Многочисленные  водопады и изысканные  фонтаны,  среди которых -  даже копия Бахчисарайского.
Впечатляют большой и малый парковые  хаосы  из громадных глыб  диабаза. Здесь когда- то случился  вулканический выброс   магматической породы,  и  создатели ландшафта  тщательнейшим образом вписали хаосы  в планировку парка.
Садовые вазоны, мраморные скульптуры и скамьи, видовые площадки, причудливые гроты превращают  парк в дивное место  для прогулок и отдыха.   
К чести владельцев следует отметить, что Воронцовы и их потомки держали парк открытым для свободного   посещения, притом что на его содержание  тратились десятки тысяч  рублей ежегодно.
                ***
Снова пролетел день, и  вечерняя набережная Ялты,  обрамленная пушистыми веерными  пальмами,   встретила нас волшебным праздником света.  Переливающимся  алмазными брызгами морем. Разноцветным блеском павильонов и   ресторанчиков.  Мягким свечением волшебных фигурок в проемах между зданиями. Приглушенными огнями  старинных фонарей.
Внутри и около  этой  красоты  неспешно и негромко двигались люди.  Печальный саксофон танцевал в бережных ладонях музыканта. Древнегреческий корабль с явно неподходящим именем «Апельсин» дрейфовал рядом с набережной. В иллюминаторах мелькали фигуры официантов. 
Напротив   странный хоровод мальчиков и девочек окружил огромное дерево с шаровидной кроной. Потом я прочла, что это знаменитый платан Айседоры - гордость города, символ долголетия и процветания.  Ялтинцы  его холят и лелеют, потому что  гастролировавшая в городе   Айседора Дункан якобы им восхитилась.  И  создают  легенды.    По одной,  Айседора назначала под ним свидания Есенину. По другой  он впервые увидел её там и влюбился без памяти. В народных устах   возраст дерева  вырос до полутысячелетия, хотя   огромному платану с обхватом ствола в пять с половиной  метров около ста шестидесяти лет. Еще его  называют деревом влюбленных.  Но на свидание к платану   не следует надевать  длинный белый шарфик -  это считается нехорошей приметой!

Живой музыки на набережной много и разной. Можно потанцевать под мелодию   небольшого оркестра. Послушать женский струнный квартет. Подивиться на мальчиков, выделывающих невероятные па прямо на коврике, постеленном на тротуар.

    Не найдя в сумраке  памятника  героям «Дамы с собачкой», мы   вернулись, чтобы ещё посидеть на облицованных деревом ступенях, ведущих к морю. Послушать его ночное ворчанье, глядя  на  старинный ялтинский маяк.