Метаморфозы

Арина Ермолова
                СВЕТ  ПОДОБЕН  ТЕАТРУ

                Г.С.Сковорода


    Люблю этот махонький скверик старого города.
    Люблю памятник в нём, подобно ракете, взрывающий под собой клубы-клумбы ярко красных цветов.
    Сегодня мне повезло - свободна лавочка.  Падаю в неё и понимаю, что повезло вдвойне:  памятник закрывает собой огненное светило, уходящее на покой.
    Шутливо обращаюсь к  "каменному":
    - Спасибо за тень. Вы очень любезны, особенно в такой раскалённый летний вечер.

    Лёгкий поклон,
                поворот каменной головы,
                улыбка...

    И день кубарем            сворачивается         в жёсткий рулон:   и        я сама,               и витиеватая кованая            лавочка,            и все перипетии прошлые и сегодняшние сминаютсянеобъяснимойсилой инеимеютуженикакогозначения...




    Капелия её императорского величества радовала взор.
    Молодые чернобровые  малороссияне-певчие в ярких, ладно сидящих, праздничных мундирах, были при дворе в большой милости.
    А их божественное пение по партиям в 24 голоса радовало ещё и душу.
    "Киевский распев", родившийся от союза традиций певческой культуры и народного музыкального языка, был в большой  милости тоже.

    Сезон московских коронационных празднеств новой мамы-императрицы Елизаветы сменился сезоном машкерадных балов - "метаморфоз".

    Всё мешалось в буйстве превращений:
    женщины в мужских фраках и военных костюмах со сверкающими эполетами;
    мужчины в женских пышных платьях с каркасами-фижмами, в мехах и перьях;
    карлы на ходулях;
    молдавские скрипачи в костюмах буффонов;
    поверх всего - напомаженные круглые лица с  "мушками" в обрамлении белой пены париков;
    и, наконец, - плавающие меж всем этим фужеры с игристым вином - подарок  (более 50 тыс. бутылок  !!!) французского двора и его посланника маркиза де Шетарди.
    Залы гудели разноязычным многоголосием;
                звенели изысканным посудным серебром;
                шуршали атласом и парчой, расшитой золотом и каменьями;
                сияли зеркальными паркетами, зеркалами на стенах, позолотой расписных потолков.

    Всё это - на фоне заоконных пушечных салютов и колокольных пе ре зво нов...



    Я была свидетелем этой роскоши и веселья и я была раздавлена происходящим со мной.
    "Раздавлена" в прямом смысле, потому что не видела своего тела, хотя и ощущала его.
    И, похоже, не одна я чувствовала себя  "неуютно".
    Вон тот парнишка в мундире певчего явно растерян.
    Да я знаю Его !


    Ещё вчера я выстраивала
                лесенку
                из его книг, его слов;  ещё вчера я пыталась по этой лесенке дотянуться до понимания Его жизни.
    А сегодня  я выскользнула из своего мира и пребыванием здесь, вероятно, обязана  Ему.

    Да вот и подтверждение моих мыслей:  Он видит меня ( в отличие от окружающих); растерянность на лице сменяется на радость ; Он  спешит ко мне сквозь бурлящую толпу.

    Ещё пару недель назад Он, спудей Киево-Могилянской академии, прибыл в  Москву в "видавшей виды" суконной кирее до пят и был обут не по сезону в лёгкие чоботы.  В памяти: проголодь, душная запечь в бурсе и , конечно, книги.

    А сегодня у него личный гардероб:  с золотым позументом мундир, расшитый алый кушак , кафтан из изумрудного сукна;  сытная еда; жалование  25 рублей в месяц;  белоснежная постель;  возможность петь, писать стихи и музыку, играть на гуслях, флейте, скрипке, гитаре, бандуре.

    Он постоянно будет жить на грани несходных, часто враждебных миров.  Зачастую эту грань создавая, ускользая из одного мира в другой, Он будет всегда остро нуждаться в состоянии превращения, в метаморфозе.

    "МИР ЛОВИЛ МЕНЯ, НО НЕ ПОЙМАЛ" ,- эту фразу Он попросит в 90-х написать на своей надгробной плите...
    А  пока ему 20 лет !  Он молод, красив, умён, талантлив.
    И  Господь учинил его певчим императорской капеллы и свидетелем торжеств по случаю коронования императрицы Елисавет.
    Чего ещё желать парубку из небогатой казацкой семьи ?


    Он, однако, уже рядом.
    Протягиваю ему руку.

    - Здравствуйте, рад видеть Вас здесь. Я понимаю, что причиняю Вам массу неудобств и готов вернуть Вас в Ваш Мир, как только пожелаете.
    - Спасибо,  Григорий. Не стану лукавить: мне страшно. Но я желала этой встречи, даже осознавая её нереальность.
    - Нереальность для Вашего Мира вполне реальна для Моего.  Я же не меняю своих привычек и здесь:  Вы правы - метаморфозы - моя слабость.
    - И сила?
    - Пожалуй. Итак, Вы готовы к путешествию со мной?
    - Разумеется.
    - Удачное совпадение: Вы сказали "разумеется" - и перед нами граф Алексей Разумовский - фаворит Елизаветы, позже - венчаный её супруг.  Царица любит уроженцев Малороссии, любит, как и я, превращения, делая своих любимцев влиятельными, богатыми людьми.  Малоземельные казаки Розумы Алексей и Кирилл милостию Государевой были возведены в графы, получив фамилию Разумовские. Кирилл после учёбы за границей  возглавит Российскую Академию наук, будет избран Гетьманом войска Запорожского.   А это - мой дядя - камер-фуръер Игнатий Полтавцев... Но нам стоит покинуть бал. Лучшее место для разговоров и превращений - свежий апрельский воздух !  В 1742 он ещё нажористый, не то, что в Вашем двухтысячном...

    Выходим из дворца. Весенний воздух действительно крут!
    Идём по зимнеспящему ещё парку.

    Григорий неспешно продолжает:
    - Воля Елисавет распространяется не только на царское. Недаром отец Пётр дал ей имя в честь матери Иоанна Предтечи: она руководит и наместниками божьими в своём царстве. Да вот, кстати,- и доказательство.
    Навстречу нам идёт высокий красавец священнослужитель.

    - Это мой будущий близкий друг, тоже малоросс, Арсений  Могилянский. Сейчас он - молодой преподаватель Московской духовной академии, но полюбившись Елизавете на богослужении в Спасском Соборе,  он за два года сделает блестящее продвижение в архимандриты Троице-Сергиевой Лавры с рукоположением в архиепископы.

    - Да, Григорий, у Вас "знатное" окружение. Жизнь Ваша вполне могла быть срежиссирована и Елизаветой, и  Разумовскими, и  Полтавцевым, и  Могилянским...

    - Со всеми я сохранял дружеские отношения, гостя в их имениях , а в Лавре живя более года. Но я всегда предпочитал быть постановщиком своей судьбы. Находясь в человеческой среде, мне недохватало  чего-то НЕ ОСКВЕРНЁННОГО ПОРОКОМ ЛЮДСКИМ и я уходил это искать. Чувства свои всегда охотно доверял перу. Благо, почерком меня Господь наделил каллиграфическим.

    - Фактически, все события, происходящие с Вами, описаны чувственными письмами к друзьям или рукописями. А годы молчания пера - белые пятна Вашей жизни.  Элита нашего нынешнего общества пытается в обществе "засветиться" (достижениями ли, скандалами ли - всё равно), она пытается влезть на вершину общества. А Вы ничего не скопили своим положением и талантом, даже дома своего не имели, даже не печатались при жизни.

    - Я бы не сказал, что я избегал общества и его "вершин", но я всегда оставлял за собой право покинуть общество и не позволять никому влиять на меня. Ведь метаморфозы общества мощнее  моих стократ : ...ВСЁ ПЕРЕВЕРНУЛОСЬ... ПРАВЛЕНИЕ - В МУКУ; СУДЫ - В ВОРОВСТВО;  ВОИНСТВО - В ГРАБЁЖ; НАУКИ - В СНАРЯДЫ ЗЛОБЫ.

    - Все способы ухода из общества были хороши:  от поиска удачного случая до розыгрыша сумасшествия ?

    - Да, удачный случай позволил мне спустя два года после бала "метаморфоз" оставить царскую службу певчего. Ни внимание самой Елизаветы, ни условия моего содержания, ни дружба с известными придворными, ни чудодейственные кушанья повара-француза Баридо ( позже - главного повара К.Разумовского) не смогли более удержать меня при дворе.  ЧЕЛОВЕК  СВОБОДЕН...В ВЫСОТУ, В ГЛУБИНУ, В ШИРИНУ, ЛЕТАЕТ БЕЗГРАНИЧНО. НЕ МЕШАЮТ ЕМУ НИ ГОРЫ, НИ РЕКИ, НИ МОРЯ... ПРОВИДИТ  ДАЛЁКОЕ,...ТАЙНОЕ, ЗАГЛЯДЫВАЕТ В ПРОШЛОЕ, ПРОНИКАЕТ В БУДУЩЕЕ. Меня манило сияние золотых песчаных перекатов и плёсов  Днепра. И оно победило сияние дворцовых палат !  Удачным случаем стало Богомолье императрицы в Киево-Печерском  монастыре. С царской процессией я вернулся в Киев, чтобы продолжить обучение в академии.

    - Не обеспечив себе никакого материального благополучия,  а имея лишь желание образования, житейскую смекалку и хорошие знания светского этикета, Вы опять становитесь студентом?

    - Обучение не продлилось и года.

    - Да, я знаю." Небо пёстрое, похожее на серую лошадь в яблоках, между которыми солнце проскакивает иногда" , - писали Вы в письме Кириллу Разумовскому. Откуда печаль? Метаморфоза была на пороге?

    - Я поступил крайне несуразно и невероятно для окружающих: имитировал  сумасшествие. Мои планы на будущее и мечты о продолжении образования сильно отличались от реальности: руководство  академии намеревалось сделать меня священником. А на внутреннюю мою свободу влиять было нельзя ! Свободная Воля всегда найдёт выход - пусть даже в сумасшествии... Всё закончилось моим исключением из академии.

    - Но хорошее отношение к  Вам графа  Алексея Разумовского, смягчило ситуацию ? Вместе с русской миссией во главе с другом Разумовского сербским дворянином  генерал-майором  Федором Степановичем Вишневским,  Вы едете  в венгерский город Токай в качестве исполнителя воли царицы ("... повелеваю покупать самые лучшие вина!") и церковника ( ???)

    - Да хоть в качестве ... лысого ! Я в ту пору был увлечён странствиями Василия Барского, проведшего в паломничестве четверть века.

    - Странствия по Европе состоялись. Но страна счастья Вами  так найдена и не была. Потому пять лет , проведенные за границей, - белое пятно в Вашей биографии?

    - Что ж, белое пятно в биографии - тоже некая метаморфоза. Но поверх пятна я бы каллиграфически вывел  сегодня: ЕСЛИ  БОГ ВЕЗДЕ, ...ТО ДЛЯ ЧЕГО ИЩЕШЬ ПОМОЩИ В ДРУГИХ МЕСТАХ, А НЕ В САМОМ СЕБЕ ? ВЕДЬ ТЫ - НАИЛУЧШЕЕ ИЗ ВСЕХ ЕГО ТВОРЕНИЙ.    Во всех хлопотах Ф.Вишневского ( от услуг меня как переводчика, церковника до транспортировки вина через Польшу в Петербург) я был незаменимым помощником.   Видя  мою тягу к образованию , он великодушно позволял мне слушать лекции в  Шарошпатакском коллегиуме ( дойти туда можно было всего за полдня).

    - Это здесь появился Ваш "Букварь"?

    - Да, "Алфавит или Букварь мира" с рисунками появился под влиянием работ чешского педагога Яна Коменского, преподававшего в коллегиуме.  Посетил я неоднократно и Трнавский университет в Словакии, принадлежавший ордену  иезуитов. Хотя он и не распахнул мне, православному, своих объятий, но и здесь я нашёл знания во встречах, диспутах с философами университета, нашёл взаимопонимание ( позже я назову это СРОДНОСТЬ).

    - Понятно теперь , как началось Ваше превращение в "ходячий Коллегиум" и "русского  Сократа".

    - Да,  я делал только первые шаги к поиску гармонии своей жизни и  своей философии,  к главному своему открытию:  СВЯТОСТЬ  ДУШИ  -  В ПРИНЕСЕНИИ ДОБРА  ЛЮДЯМ.  Мне было  25,  я был расторопен, услужлив, карьера церковника складывалась... Но молодость и винное благоухание затмили благовония церковные.  Никогда более я не пил вина лучше токайского - вина золотого цвета из янтарных заизюмленых ягод ассу с ароматом хлебной корочки и мёда.  Я влюбился в него. Я познал грех искушения.

    - Ну, что ж,  Григорий, Ваше впадение в искушение,  возможно, будет как-то оправдано, если я сообщу Вам, что токайское вино упоминается сейчас в гимне Венгрии, а родина этого "золота" занесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Так что было бы грехом не влюбиться в него.

    - О. спасибо, но всё же я впал в соблазн, и токайское - был соблазн не единственный. Пора!  Вы увидите то, чего не знает никто - мою жизнь в Европе. Не волнуйтесь , Вы всегда вольны вернуться в Ваш Мир - достаточно Вам этого пожелать.

    - Благодарю за откровенность, Григорий. Я готова.

    Всё тот же лёгкий поклон, поворот головы ...и время и мы сворачиваемся в рулон...
    Миг...

    Мы с Григорием идём по приветливым улочкам Токая. Поздняя тёплая осень. Виноградный сезон.  Лавки и столы из глубоких винных подвальчиков "вынуты" на воздух. Присаживаемся у одного из них.

         В  октябре на Токай возвращается Лето!
                И хмельное купается солнце в вине,
                Чтоб своими лучами янтарного цвета,
                Его пьющим, усладу придать болтовне.
   
    Янтарное солнце плещется в бокале.
    И 270 лет спустя  солнце и вино останутся такими же...

    - Итак, токайское было не единственным моим соблазном. Я влюбился . Её отец- француз,покинувший Прованс в 1721 году, был из весьма состоятельной семьи виноделов. Семейный бизнес процветал бы и дальше, но его остановила жуткая эпидемия бубонной чумы. Все родственники тогда ещё 17-тилетнего паренька погибли в аду пандемии. И отец, передав сыну приличные сбережения, приказал ему бежать из страны.  За более чем двадцать лет француз преуспел в строительстве и бизнеса и семьи. Но главным его сокровищем была дочь Манон.  Сейчас я не знаю от чего более терял голову: от их вина, взмаха её чёрных ресниц, аромата её губ, ямочек на смуглых бархатных щеках или её тонких лёгких рук, чудесным образом перебирающих гитарные струны...  Гитарные струны и познакомили нас. Я был приглашен в дом  Манон преподавать музыку и латынь.

     - Отчего столько печали ?  Любовь была взаимна ?

     - Да. Кровь играла в наших жилах подобно молодому вину, а струны души звучали в такт.  Но что я мог дать состоятельной красавице и умнице, кроме своих  знаний и сердца ? Да и понимал, что ОТЕЦ ЕЁ БЫЛ ЛУЧШИМ ЕЁ УЧИТЕЛЕМ. А он бы не допустил продолжения нашей истории... К тому же ГОРДЫНЮ НИЩЕТЫ НЕНАВИДЕЛА ДУША МОЯ СИЛЬНЕЕ ВРАТ АДСКИХ. 

     - Ты отказался от любви?

     - Я оставил службу, оставил Токай, его чудесные вина и погребки, я оставил Манон. Хотя нет, Манон со мной всегда. ВСЯК ЕСТЬ ТЕМ, ЧЬЁ СЕРДЦЕ В НЁМ. ВСЯК ЕСТЬ ТАМ, ГДЕ СЕРДЦЕМ САМ. Я продолжил свой путь с Манон в сердце.

     - Ты всегда учил НЕ  ЖАЛЕТЬ ОБ УТРАЧЕННОМ, А РАДОВАТЬСЯ ТОМУ, ЧТО  ОСТАЛОСЬ. Осталось у тебя на то время совсем мало: только твоя свобода.

     - ДОБРЫЙ УМ ДЕЛАЕТ ЛЁГКИМ ЛЮБОЙ СПОСОБ ЖИЗНИ... ОТКАЗЫВАТЬ СЕБЕ... НЕ ОЗНАЧАЕТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СЕБЯ. Моя ДУША В КОЖАНОМ МЕШОЧКЕ трепетала от неизведанного (а более - от содеянного) и чтобы её не мучить долгими страданиями, я обустроился на первое попавшееся дело.  Мой знакомый Лука Ковачич, ярый сторонник и участник движения за просвещение, предложил мне работу учителя в Словении, на побережье Адриатического моря. Море, конечно, победило!

     - И  язык Гомера и Сократа, латынь, немецкий, польский, венгерский более чем на год закрыли Ваш рот , Григорий, от родной речи . А я даже стала скучать по путешествиям в рулоне времени. Да и не слишком ли мы засиделись с Вами на Землях короны Святого Иштвана, мой спутник?

     - Я тоже подумал, что засиделись. Как Вы переносите морские прогулки? А то я тут нанялся матросом на шняву,  лихо соврав, что "ходил" в море. Вы не против таких путешествий?

     Что я могла возразить? Не переписывать же мне жизнь Варсавы? Именно так он стал звать себя в Словении,  добавив Вар ( сын - евр.) к имени своего  отца.

     Ещё в памяти современников были рассказы о казни великого пирата Оливье Ле Вассера, оставившего на Сейшелах клад в 100млн. фунтов, ещё пересказывали любовные истории пирата Джека Рэкхема и его любимых женщин Мэри Рид и Энн Бонни, создавших флаг - символ пиратства (череп Джека и сабли барышень), а я жила в предвкушении причастности себя к этим морским  "шоу".
     Но байки о крутости морских походов резко закончились, когда судно вышло в открытое море. Я не знаю, сколько дней провалялся Григорий в трюме - время в "рулоне времени" идёт многократно быстрее...
     Кто-то из команды предлагал вышвырнуть его в море. Меня охватывает ужас при одной только мысли, что это могло осуществиться.
     Головокружение, потеря зрения, судороги, рвота... Я серьёзно была обеспокоена  здоровьем  Григория. На меня же, бестелесную, морская болезнь влияния не оказала никакого.

     Итак, летом 1748 года мы с моим попутчиком, едва стоящим на ногах (благодаря мне-подпорке!), после "морського шпациру" ( морская прогулка - укр.) ступили на землю  "страны телят"  Италию.
     - МЫ НЕ ТРУСЫ,  МЫ ЕВРОПЕЙЦЫ, МЫ ЕЗДИМ ПО ВСЕМ  МОРЯМ ! - весело ( или почти весело) продекламировал Григорий,  шагнув на твердь...

     Совсем немного истории : Аахемский мир (политический договор, заключённый весной этого же года), обеспечил людям Апеннинского полуострова 40-летний период относительного покоя, да и нам он был очень кстати.
     Выяснилось, Григорий имел рекомендательное письмо от знакомого по Трнаве иезуита, члена апостольских нунциатур Святого Престола ( своеобразная дипмиссия при Ватикане) с прошением о разрешении посетить Ватиканскую библиотеку с собранием рукописей средневековья и коллекцией инкунабул.
     Светский суверенитет Святого Престола был установлен ещё Папой Григорием Великим ( Григорием Двоесловом - почитаемым в православии) в 601 году и  является древнейшей суверенной единицей в мире.
     Конечно, ради этого стоило пересечь Адриатическое море и ПОЛ  ПОЛуострова !
И кто бы посмел отказать  Григорию в прошении  посетить обитель Григория ?
     Здесь же он познакомился с только что изданной книгой итальянского философа аббата Антонио Дженовези "Начала метафизики".

     - Он гений! Он считает, что путём внедрения в человечество чувств права и долга,  можно улучшить его участь. Человек, природа, культура должны стать тождественными. КТО Ж НЕ ДЕРЗАЕТ БЫТЬ ВОЖДЁМ К СЧАСТИЮ? - восторгался Григорий после прочтения книги.
     Никогда более я не видела его таким счастливым !
     Книги были для него источником жизненного света.

    
     Италия очень походила на нашу с Григорием родину : такая же участливость людей, схожесть темпераментов, напевность речи, мелодичность песен, такой же тяжёлый труд простых людей.
     "Имеет обычай и Италия молотить волами ",- эти слова Григория, сказанные при наблюдении за работой итальянских крестьян, совсем скоро станут репликой Лонгина  (литературного героя его философского трактата "Колесо"), а пока мы с Георгием счастливы в нашей "командировке".

     СЧАСТЬЕ НАШЕ - ЕСТЬ МИР ДУШЕВНЫЙ,  СЕЙ МИР НИ К КАКОМУ ВЕЩЕСТВУ НЕ ПРИЧИТАЕТСЯ: ОН НЕ ЗОЛОТО, НЕ СЕРЕБРО, НЕ ДЕРЕВО, НЕ ОГОНЬ, НЕ ВОДА... СЧАСТЬЕ ПОХОЖЕ НА СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ, ОТКРОЙ ТОЛЬКО ВХОД В ДУШУ СВОЮ.

     Он скучал по Родине. Мы возвращались...
     Жизнь в Европе сделала из  Григория настоящего мужа. Это был уже не испуганный парнишка в мундире певчего, которого я встретила на балу пять лет назад.
        В рискованной игре его с миром в "превращения" была смелость и даже дерзость, но точно никогда не было вахлацкого ощущения вседозволенности.  Он относился к миру, как к себе:  "ПОЗНАЙ СЕБЯ - И ТЫ ПОЗНАЕШЬ МИР."
     Он писал картину своей жизни с мастерством, которому завидовал потом не один  "живописец".
     Впереди будет и преподавательство, и жизнь в Лавре, и пустынножительство; будут басни, притчи, трактаты, песни; будут его ученики-"сковородинцы", собравшие более 600 тыс. серебром на открытие первого университета на его любимой Слобожанщине.
     Всё ещё будет...
     А пока мы возвращались.

     ДУША ЕСТЬ MOBILE PERPETUUM - ДВИЖИМОСТЬ НЕПРЕРЫВНАЯ. КРЫЛЬЯ ЕЁ - МЫСЛИ, МНЕНИЯ, СОВЕТЫ; ОНА ИЛИ ЖЕЛАЕТ ЧЕГО ИЛИ УБЕГАЕТ ОТ ЧЕГО; ЖЕЛАЯ - ЛЮБИТ;  УБЕГАЯ - БОИТСЯ. ЕСЛИ НЕ ЗНАЕТ ,  ЧЕГО  ЖЕЛАТЬ ...- НЕДОУМЕВАЕТ, СОМНЕВАЕТСЯ, МУЧАЕТСЯ...

     Я возвращалась в свою жизнь на крыльях его Души. Кто ещё совершит такое путешествие? Кто  посмеет осудить меня за это?
     Мы знали, что расстаёмся.
     Мы не прощались.
     Мои руки - в его руках.
     Лёгкий поклон, поворот головы. Улыбка.
    
     Контуры происходящего с нами размываются и никто из нас не в состоянии понять, где прошлое, а где настоящее, где моё, где его. Но мы держим это общее в своих руках, уверенно осознав, что именно это даёт нам СРОДНОСТЬ. И не важно, что отделяют нас века , у нас единая
           СРОДНОСТЬ - РАЗУМНЫЙ  ВЕЛИКОДУШНЫЙ  МИЛОСЕРДНЫЙ  ЧЕЛОВЕК.


     Глубокий вдох...уже киевского воздуха. Парк.
     Светило обласкивает памятник лучами заката, будто желая ему спокойного сна.
     А он продолжает шагать...

     СЧАСТЬЕ ПОХОЖЕ НА СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ, ОТКРОЙ ТОЛЬКО ВХОД В ДУШУ СВОЮ, - слышу я



 


     Автор текста, выделенного заглавными буквами, - Г.С.Сковорода
     Фото, стихи - автора.