Фильм Монах и бес

Павел Захаров 2
Фильм "Монах и бес" относиться к числу тех фильмов, которые нужно смотреть подготовленному зрителю. Редкий случай, когда важна идейная позиция автора. Непонимание многих зрителей идет как раз от незнания этой позиции.
Посыл картины крайне прост: все дороги ведут на небо. Даже бесовские дороги. Бес в картине становиться человеком, и начинает свою цепь мытарств, которые приводят его в монастырь.
Фильм еще и про любовь. Бесы могут творить чудеса, но вот любовь не в их власти. Бес не может любить. А если он полюбит, то станет человеком. Это крайне спорная концепция, выдвинутая Оригеном, лежит в основе фильма.
Фильм носит двухчастное название. И это очень верное название. И конкретное. Ибо фильм состоит из двух частей. Первая часть рассказывает о человеке, одержимом бесом, вторая часть рассказывает о бесе, который стал человеком. Человек, одержимый бесом, может творить чудеса, но самое его большее чудо, которым не восхитятся люди, это когда человек одержит победу над бесом и заставит его испытать, что такое любовь.
Фильм можно назвать художественной иллюстрацией к концепции Оригена, но иллюстрацией именно высокохудожественной. можно не соглашаться с авторами фильма, но чувствуется, что авторы живут этим и болеют этим.
И они умеют простым языком рассказывать о сложном.
Почему -то, когда говорят о литературных ассоциациях с этим фильмом, упоминают Гоголя, мне лично вспомнился Лесков. Очень необычный сказ, яркая речь, которыми разговаривают герои, все это напомнило мне этого автора. А разговор с бесом - это, конечно же, Достоевский с его Иваном Карамазовым. А также его роман "Бесы", где крайне много говориться об искусе, как легко стать жертвой этого искуса. Мы и сами порой рады искушатся. И самый главный искус - это тщеславие, ведь тщеславие - это любимый грех самого Сатаны, через который он и пал.
Любопытно еще и то, что фильм называется именно "Монах и бес", потому что бес -это в прямом смысле существо бес. Без любви, без сущности и без своего тела. Не зря же герой говорит, что имя нам - легион. Авторы очень тонко чувствуют природу бесов. Это природа состоит в искушении. Вроде и неплохо стать святым и творить чудеса. Люди восхищаются такими чудесами. Но главное христианское чудо - это чудо любви.
Не случайно герой - человек, узнав славу у людей, умирает безвестным в каталажке. Он не узнан людьми, но узнан Богом.
Любопытно и то, что на Кинопоиске картины причислена к жанру фантастики, хотя для христиан, которым является автор сценария, все это явь и реальность нашего мира. Тут уж все просто состоит в вере. Кто-то верит, кто-то нет. А вот юмора в картине много. И он очень светлый, и совершенно не пошлый.
Не буду говорить об актерских работах. Все играют просто блестяще. Для многих зрителей станет открытием актер Тимофей Трибунцев. Хотя, у него и были главные роли, но пока его сложно назвать звездой и медийным актером, но вот замечательным актером он был всегда. И этой ролью он это только подтвердил.
И в заключении о небольшом минусе. Спецэффекты недалеко ушли от сказок Роу. Удивляюсь, почему при таком заявленном бюджете, такие дешевые спецэффекты.
А в остальном, просто отличное кино, которым не так уж часто балует наш кинематограф.