Пешком из Котора в Жаньев До. Часть вторая

Сергей Рябцев
Начало рассказа здесь: http://www.proza.ru/2016/10/13/1379

Шпиляри или Пещеры, так переводится название деревни, что однажды оказалась у нас на пути из Котора в Жаньев До. Вероятно, первые жители этих мест, а были они пастухами, предпочитали селиться в пещерах. Археологические раскопки, проводившиеся здесь, датируют присутствие человека VI веком  до нашей эры. Тогда город Котор не существовал, он появился значительно позже.

Сегодня от Шпиляри остались одни руины, здесь никто не живёт, хотя по последней переписи населения, что проходила в 2003 году, таковыми признали себя восемь человек. Почему жители покинули свои дома, была ли причина в землетрясении, что не редкость для этих мест, или им угрожал враг, сказать трудно, однако козы покидать эти места наотрез отказались. Они, как и прежде, вольготно себя чувствуют среди горных круч, их не пугают землетрясения и от высотной болезни они не страдают, для них заброшенная деревня, как была, так и осталась родным домом.

Совершенно равнодушные к визитам немногочисленных  туристов, они продолжают спокойно пастись по отвесным склонам. И только один козёл, вероятно, вожак стада, проявляет внимание к незваным гостям. Взобравшись на стену заброшенного дома, он поглядывает с хитрым прищуром на незнакомых ему людей, как бы оценивая их значимость. Если людей много, лишь провожает взглядом, но если перед ним оказался турист-одиночка или пара, как, например мы, горе таким путешественникам, догонит и непременно покажет, кто здесь хозяин. Такой у него характер, одним словом, козёл.

Впрочем, мы на него не в обиде, подумаешь, пару раз боднул, что с того, ведь не рассыпались. А если откровенно, то козёл поступал правильно, как настоящий мужчина, дам своих защищал и малых детишек. А нам впредь урок, не следует ходить в гости без приглашения. А потому деревню основательно осмотреть не смогли, как-то не получилось, всё больше бегали в компании с козлом, любуясь горными видами.

Однако перед этим успели исследовать местную церковь. Видимо козёл, наблюдавший за нами, был очень порядочным, я бы сказал, высоконравственным. Он великодушно предоставил нам отсрочку, дал возможность посетить храм, подумать над своим поведением, покаяться, и тем совершить правильный поступок, быстренько удалиться с его территории. 

А теперь вкратце о самой церкви Святого Георгия, так она называется. В отличие от остальных построек, кои полностью или частично разрушены, она ещё имеет некое подобие обитаемого строения, но с явными признаками насильственного проникновения, особенно, через крышу, вероятно, причиной тому являются всё те же козы. Конечно, при посещении храма они могли бы пользоваться дверным проёмом, что значительно удобнее, тем более что никакой двери нет и в помине. Однако не стоит забывать, что хорошим манерам их никто не учил, как говорится, бытие определяет сознание.

О том же самом нам говорит и внутреннее убранство церкви. В сущности его нет, лишь сохранились незначительные фрагменты былой росписи, кругом всё разбито, видимо, храм давно находится в таком плачевном состоянии, хотя следы периодических уборок заметны, аккуратно сложенные осколки присутствуют тут и там.

Относительно хорошо сохранилась надпись, что выбита в камне над входом в храм. К сожалению, латынью мы не владеем, и сказать, что именно означают буквы, не можем, но читаются римские цифры, из них следует, что церковь воздвигли в 1559 году.
Сохранился ещё один элемент, на фасаде рядом с круглым окном виднеется небольшой каменный барельеф, рука и три звезды на щите, то родовой герб семейства Смекья, известного в этих краях ещё с XVI столетия.

Династия прославилась торговлей и морским делом, например, Пётр Смекья в 1756 году прошёл морским путём из Венеции в Балтийское море, о чём впоследствии всё подробно описал, где, когда, с кем. За эти и многие другие подвиги  ему присвоили титул почётного гражданина города Котора со всеми полагающимися этому статусу льготами, как то бесплатный проезд на общественном транспорте и аренда вил и дворцов, часть которых была впоследствии им и его родственниками приватизирована. Видимо, смекнули Смекья, что недвижимость, особенно здесь, на Адриатике, – это очень удачное вложение капитала. Однако время многое изменило, исчезли влиятельные покровители, а вместе с ними опустели их частные приобретения, правда, дворцы пустовали недолго, нашлись новые хозяева, вот только маленьким деревенькам с церквушками как-то не повезло.

Когда-то звон колокола церкви Шпиляри призывал жителей на молитву, сегодня колокольня молчит, храм опустел. И только немногочисленные туристы, что отправляются осматривать крепостные бастионы Котора, порой заходят сюда, бродят среди развалин, любуясь видами гор, и пытаются отгадать тайну загадочного исчезновения жителей. А ещё, вероятно, надеются найти клад семейства Смекья или на крайний случай хотя бы монетку, но обязательно тех времён, конечно, если позволит козёл, простите, глава местной общины.

Признаться, в наши планы не входило искать клады, да и что с ними делать, всё равно отберут на таможне. А потому, не задерживаясь в гостеприимной Шпиляри, мы отправились  дальше, нас ждали новые тропы, тайны и приключения, но прежде следовало где-то подкрепиться, бегая по горам, проснулся зверский аппетит. И здесь на помощь пришёл один из тех восьми жителей Шпиляри, вернее, мы сами его нашли.

Оказалось, совсем недалеко от заброшенной деревни находился его дом, нечто среднее между жильём отшельника-пастуха и небольшой кафешкой. Тут же располагался крохотный огород с тыквами, при этом наличие суровых рогатых аборигенов не наблюдалось. Уставшим путникам предлагался хлеб и козий сыр, а ещё горячительные и прохладительные напитки, последние были очень кстати.

Вкусив под тенью гостеприимного дома экологически чистые продукты питания, а заодно полюбовавшись очередным восхитительным видом на город Котор, залив и гряду гор, мы, прихватив с собой достаточное количество воды, продолжили своё путешествие.

Постепенно тропа стала приобретать вид совершенно заброшенный, похоже, ремонт здесь не производился лет двести, а то и больше. Виной тому были куски каменных глыб, однажды сорвавшиеся с вершины. Они заполняли собой всё видимое пространство. Среди высохшей пожухлой травы и можжевеловых кустарников, чернеющие под действием лишайников камни выглядели некими сказочными персонажами. Казалось, их оставил после себя великан, однажды побывавший в этих горах.

Один из камней, что покоился на самом краю тропы, удивительным образом смахивал на рыбу Наполеон или Губан. Та же разинутая пасть и характерный оскал челюстей, вылитый Cheilinus undulatus. Камень-рыба, выглядел устрашающе. Видимо, не зря он здесь объявился, вероятно, что-то хотел сказать или предупредить. Но рыбы немы и слышать мы их не можем, скажут многие. Однако нам повезло, и вот что камень-рыба поведала:

И встретят вас на пути два зверя с рогами,
Один только дремлет, его стороной вы пройдёте.
Другой вечным сном упокоился, он голову вам отдаст.
Хоть пользы в ней ни на грош, но вы её не бросайте,
Она вам потом пригодится, когда с глазу на глаз повстречаете третьего,
Ему-то и надобно голову ту предложить.
Возьмёт, по дороге дальше пойдёте, и цели достигнете в срок,
Но если Глазастому дар не по нраву придётся,
Немедля назад поворачивайте, да поскорей.
Кто эти трое, узнаете скоро, первый появится прямо сейчас.

Продолжение следует:http://www.proza.ru/2016/10/19/521

(Фото из личного архива)