Остаточная прочность

Александр Таубин
Этот раздел я мог бы озаглавить так: поставил ребро – уж не трогай его. Это совсем не относится к известному всем изделию из ребра, которое называется женщиной. Если ребро или женщину трогать не подумав, хорошо известно, чем это может закончится. Далее имеется в виду ребро подкрепляющее. А было дело так: я как-то зимой, примерно, 1980 года досрочно, за час до окончания рабочего дня ушел с работы. Не помню, по какому поводу. Было чуть больше 16 часов и уже было темно. Сел я в почти пустой односекционный  трамвай рядом со средней дверью, придвинулся к окошку и еду себе потихонечку в сторону своей улицы. Сзади несколько человек, такие же, как и я, из нашей организации. Трамвай едет на свой зеленый свет широкую улицу имени Серго Орджоникидзе. И вдруг край глаза ухватывает что-то невероятное и совершенно фантастическое. На мирно едущий по перекрестку на свой свет трамвай на полной скорости и поперек него, соответственно, на свет красный несется громадный КРАЗовский грузовик. Чувствую – столкновение неизбежно и чувствую, ударит в то место, где я сижу. Пытаюсь отодвинуться от окна - не успеть. Не верю, что это конец. Только руки к голове и успел поднять. Далее следует трудноописуемое. Удар, грохот, звон стекол, крики с задней площадки. Свет погас. Меня страшной силой бросило направо, в сторону  удара, потом такой же силой отбросило на другую сторону. Руки (к счастью, не голова) и тело очень сильно ударились о какие-то поручни и сиденья. Мне показалось, что трамвай встал на левый ряд колес, но вернулся на колею. Нашел я себя на полу. С трудом поднялся. Руки и тело ноют от боли. Вроде, всё на месте. С трудом, покачиваясь, вылез из вагона. Смотрю, рядом стоит разбитый грузовик стекла у него выбиты, капот помят. Водителя нет. Остальные, что сзади в вагоне ехали тоже вылезли. У всех помятый и испуганный вид. Но в центре удара был только я.  Смотрю на двери. Их обрамление в виде окантовочного ребра погнулось и больше всего там, где я сидел. Дугой выгнулось в нижней части, но не лопнуло. А было на грани разрыва. Многие знают, что у стали при сильном деформировании есть "площадка текучести". Сталь, действительно, течет, приобретая необратимые пластические деформации. Это во многих случаях и спасает. Без этой площадки текучести было бы хрупкое разрушение со всеми вытекающими последствиями. Но площадка эта не безгранична. Из-за этого эффекта течения реберное обрамление дверей так сильно и выгнулось. В случае трамвая это, в конечном итоге, произошло из-за резкого ослабления ребра, то есть из-за того, что через ребро конструктор вагона надумал протащить рычаг открытия-закрытия дверей. Этим решением он ребро существенно ослабил. Сопротивлялась только часть его сечения. Если бы ребро порвалось, я был бы трупом. КРАЗ въехал бы в вагон. Остаточная прочность подрезанного  конструктором ребра – вот что меня выручило. Но это было не единственное счастливое обстоятельство. Если бы удар произошел на долю секунды позже, вагон бы проехал то место, где в тот момент находился, и  грузовик бы ударил не по двери, а по месту точно напротив меня. Тогда бы дверь в этой истории не участвовала. Между мной и капотом была бы только обшивка вагона - тонкая фанера с тонкими полосками железа. Грузовик бы въехал внутрь вагона и я, соответственно, тоже был бы трупом. Как потом сказали, вдребезги пьяный водитель грузовика убежал с места столкновения, а вагон отправился в утиль. Добрался тогда до дому на автобусе. Трамвайное движение было надолго прекращено. На руках и на теле долго заживали здоровенные синяки.  Я поверил в существование ангела-спасителя.  Значит, нужен был для чего-то важного. А с ребрами аккуратнее надо! Если они поставлены, то ослаблять их нельзя.