Честь по заслугам. глава 11

Петр Чванов
Глава 11. Накануне перемен

Душой офицерского коллектива ОМУ ММФ несомненно, были Гаркушенко В.П. и Суханов Н.М. Валентин Павлович был шустр и оригинален. Николай Михайлович наоборот казалось уже родился с живым, но несколько тяжеловесным юмором, который как бы сочился из него. Гаркушенко очень много читал и умел во время и с юмором пользоваться цитатами и вырезками из газет. Однажды начальник цикла решил провести заседание цикла на тему укрепления дисциплины. Валя немедленно отреагировал на это. На доске объявлений появилось множество вырезок из различных газет типа:
– Не торопись выполнять приказание, пока его не отменили, или – Если ты опоздал на службу, то постарался уйти с неё пораньше.
– Не спеши на работу – торопись с работы!
Петр Васильевич потерял дар речи, увидев такие перлы.
– Кто? Кто это посмел? – вздернув на лоб очки и потрясая протянутой вдаль рукой, вопрошал он. Водрузил на место очки. Ещё раз внимательно прочитал и вымолвил. – Опять это Гаркушенко.

Больше всех от Валентина Павловича доставалось преподавателю судомехаников капитану 3 ранга Филиппову И.Д. Спокойный и несколько медлительный Игорь Давыдович не успевал достойно отражать набеги проказника и этим вдохновлял его ещё больше.

Однажды, незадолго до международного дня женщин, у нового начальника училища Теплова Г.А. появилась молодая, с огромными голубыми глазами секретарша. Игорь Давыдович прекрасно рисовал и, естественно, был членом редакционной коллегии училища. Выпуская стенгазету, посвященную этой любимой мужиками дате, он поместил на ней цветные фотографии почти всех женщин цикла и всех женщин-преподавателей. С помощью неистощимого на юмор Гаркушенко, он подобрал каждой даме эпитет и витиевато украсил им каждую фотографию.
– Игорек, ты был сегодня в учебном корпусе? – встретил Валентин Павлович Филиппова 9 марта, когда тот пришел на службу.
– Н-нет, – почуяв недоброе, ответил Игорь. – А что случилось?
– Да там уже всё училище на ушах стоит. Геннадий Александрович в бешенстве. Новая секретарка ревет как белуга.
– Да что случилось? – снова спросил Филиппов.
– Он ещё спрашивает, старый ловелас. Ты помнишь, что ты написал под её портретом?
– «Эти глаза напротив», – пожимая плечами, ответил тот.
– Н-е-ет, ты написал «эти глаза НЕ против!». У-у, козлина!

Как ошпаренный Игорь выскочил из преподавательской и помчался в учебный корпус, взглянул на газету и всё понял. Опять попался на крючок балагура. Не обходилось и без конфликтов.

Самым старшим по должности и по опыту службы на кораблях до прихода Алексея в преподавательской был капитан 2 ранга Батаев В.И. Небольшого росточка, смуглый, как арап Петра Великого, он любил важно посидеть в кресле, листая документы и раскуривая большую капитанскую трубку. Многие преподаватели, и Алексей в том числе, не курили и не одобряли эту привычку бывшего начальника штаба дивизиона тральщиков.
– Валентин Иванович, выйди со своей трубкой на улицу. Ведь дышать и так нечем, – довольно часто обращались к нему сослуживцы.
– Мне некогда,– неизменно отвечал Батаев, продолжая работать за столом, посасывая трубку.
– Тогда бросайте курить! – вежливо советовали офицеры. Они искренне уважали Батаева и не хотели с ним конфликтовать.

Алексей послушал, послушал и однажды решил тоже подключиться к этой проблеме. Он сам недавно бросил курить и не терпел даже запаха дыма.
– Валентин Иванович, – однажды вмешался он в подобный диалог. – Неужели Вам трудно выйти на улицу? Я много лет курил только из-за того, что не переношу запах табачного дыма. Теперь я бросил курить, а Вы меня снова окуриваете.
– А Вас тут вообще никто не спрашивает, – вдруг взорвался Батаев. – Без году неделя на цикле и уже с претензиями. Я как старший…
– Никто на Ваше старшинство не претендует, – рассердился и Рындин, – но предупреждаю: ещё раз закурите в преподавательской – выброшу Вас в окно вместе с креслом.
– Только попробуй! – буркнул Валентин Иванович, но трубку затушил.

После этого разговора несколько дней он не курил в преподавательской, а потом снова взялся за свое. Алексей молча распахнул двери преподавательской, отодвинул стол, взял кресло, в котором сидел Валентин Иванович, аккуратно вынес его вместе с хозяином в коридор и снова закрыл дверь на все защёлки. Преподавательская задрожала от хохота. Больше Валентин Иванович ни разу не позволял себе закурить в помещении, хотя с Рындиным потом долго не разговаривал.

Вскоре капитан 2 ранга Гаркушенко перешёл на должность старшего преподавателя Высшей мореходки. По старой памяти он частенько забегал в преподавательскую военно-морского цикла. Выдав один – два новейших анекдота, он тут же начинал расписывать, насколько интереснее работать в высшем учебном заведении.
– Преподавание в вузе коренным образом отличается от преподавания у нас. Помимо обычной преподавательской работы, офицер вуза обязан заниматься наукой, – как-то сообщил он. – В каждом вузе имеется ученый совет, который следит за интеллектуальным ростом каждого преподавателя. Не то, что у нас некоторые преподаватели годами читают лекции по одному и тому же конспекту. Валя выразительно посмотрел на одного из своих коллег.

Алексей давно мечтал заняться научной деятельностью. Но в среднем учебном заведении, да ещё с его специальностью, заниматься наукой было практически невозможно.
– При первой же возможности перейду на работу в высшее учебное заведение, – решил Алексей, в очередной раз услышав от Гаркушенко, какие горизонты открываются перед преподавателем вуза, но такая возможность появилась не скоро. При этом, как это ни парадоксально, главным тормозом в этом вопросе была его добросовестная служба и успехи на преподавательском поприще.
Став старшим преподавателем и получив низкую оценку на первом же открытом уроке, Алексей решил немедленно устранить все замечания и доказать всему коллективу, что он не зря попал на эту должность. Не жалея ни сил, ни времени, он наново переписал все конспекты лекций и другие методические документы. Немного модернизировал и без того прекрасную материально-техническую базу по своей специальности. Тщательно готовился к каждому занятию, добиваясь такого уровня, чтобы не пользоваться конспектом даже по самым сложным темам. Он изучил все имеющиеся на цикле технические средства обучения и машинного, и безмашинного контроля знаний курсантов и владел ими в совершенстве.

Вскоре его успехи были замечены, и ни одна проверка училища вышестоящими инстанциями не проходила без его участия. Как и когда-то на флоте после каждой проверки следовала высокая оценка.
– Петр Васильевич, в ОВИМУ появилась вакансия преподавателя, – однажды решился Алексей обратиться к начальнику цикла. – Я бы хотел попробовать себя на ниве науки.
– Даже и не заикайся, – немедленно отреагировал капитан 1ранга Гусев. – Я тебя на должность преподавателя не отпущу. Ты же старший преподаватель.
– Всё это так, но кто же возьмет «варяга» сразу на должность старшего преподавателя? Там свои кандидаты имеются, – пытается возражать Рындин.
– Всё, вопрос закрыт, – обрывает его Гусев П.В. – Будет вакансия старшего преподавателя – отпущу с дорогой душой. А перспектива роста у Вас будет и на нашем цикле.

Алексей понимает, что всё это нереально, но противоречить уже не может. Козыри в руках начальника. Проходят ещё три года. Уже ушли в запас капитаны 2 ранга Астахов М.М., Батаев В.И. и Литвинов Ю.В., а А.Т.Рындин продолжает оставаться «палочкой-выручалочкой» при всех проверках.


Конец 1 части