Я правды от неправды не отличу. Отзыв на спектакль

Нина Ватрушкина 2
"Я правды от неправды не отличу". "Царь Федор Иоаннович" на сцене Ульяновского драмтеатра

На сцене Ульяновского драматического театра изображение фасада православного собора с иконой Богоматери и младенцем. Звучит тревожная музыка. На руках выносят царя Федора Иоанновича. Его, сына Ивана Грозного, последнего из династии Рюриковичей, только что сбросила лошадь. Автор пьесы Алексей Толстой начинает действие с заговора Шуйскими, но режиссеры позволили себе изменить текст. Святая Русь накануне страшной смуты.

Почему же в который раз Русь попадает в трагическую ситуацию? Потому что схватились насмерть две группировки, обе ратующие всей душой за Русь.

С одной стороны, Иван Петрович Шуйский. Крупный военачальник, участник многих битв, родовитый боярин. В красивых одеждах, в ярко-красных сапогах, с горделивой осанкой – таким его представляет артист Денис Бухалов. Вот как предупреждает Годунова царь Федор: «Только вот о Шуйском я хотел тебе сказать, о князь Иван Петровиче. Он нравом немного крут, и горд, и щекотлив». Похоже в Шуйского гордыня бежит впереди любви к родной земле. Она мешает умело вести консенсус с сильным, ярким соперником – Борисом Годуновым, высокообразованном, тонком политике, тоже чрезмерно честолюбивом.

А что Федор, царь всея Руси? А у него одна мечта, одно страстное желание: «Когда же я доживу, что вместе все одной России лишь будут сторонники?». Боюсь, что и сегодня простые обыватели мечтают об этом.

Я отправилась в театр после очередной жаркой теледискуссии «Время покажет». Речь шла о героях Великой Отечественной войны. Как обычно сформировались две точки зрения. Одна во главе с ведущим Артемом Шейниным утверждала, что даже, если панфиловцев было не 28, а больше, и не все погибли, а прошли через плен, самолет таранил не Гастелло, а другой летчик, Александр Матросов вынужден был закрыть дзот, то эти и другие мифы должны сохраниться, поскольку подвиги совершались, и благодаря этому народ России победил грозного противника.

Другая группа, среди которых особенно выделялся доктор философских наук Игорь Чубайс, доказывала необходимость докапываться до правды. Только правда у них сродни обличению всего, везде и всегда. А между ними люди, которые не имеют времени и возможностей сидеть годами в архивах, и потому взывают словами Федора Иоанновича: «я правды от неправды не отличу!»

Федор Иоаннович по прозвищу Блаженный пытается примирить противоречивые стороны, творит мир и гармонию, отзывчив на милосердие. Ждет, когда подрастет истинный наследник земли русской царевич Дмитрий в Угличе. Но невозможно в этом жестком мире насадить взаимопонимание. «На Федора опоры нет никакой! Он словно мягкий воск в руках того, кто им владеть умеет» - говорит Шуйский.

И вот результат: Шуйский убит, царевич Дмитрий странным образом на собственный нож накололся, Годунов начал царствовать сам, пока «народ безмолвствует», а святая Русь падает во мглу.

Федор Иоаннович не слабоумный и болезненный, и даже не Блаженный. Это человек, который сам живет по совести и считает, что и другие должны жить по совести. Но кто же по совести живет? Может, поэтому на сцене Владимирская Богоматерь перевернутая?