Ч. 41 Тяжёлый поход

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2016/10/09/1219

Перед кораблями Черноморского флота теперь поставили новые задачи:  содействовать армии в прибрежной полосе, осуществлять оборону Кавказа, наносить мощные артиллерийские удары по противнику в занятых врагом приморских районах Кавказа и Крыма.

Положение  на южном фронте было крайне неблагоприятным для наших войск. Овладев Крымом и Ростовом, противник продвигался к Волге и вглубь Кавказа. Командующий эскадрой получил задачу уничтожить скопление войск и плавсредств в районе порта Феодосия. По данным разведки противник стягивал туда средства для десанта на Таманский полуостров. Требовалось не допустить высадки десанта.

Из девяти крупных кораблей Отряда лёгких сил (ОЛС) в строю оставались пять: лишились лидера «Москва», эсминцев «Свободный», «Совершенный», «Смышлёный». У эсминца «Свободный» взрывом мины оторвало нос, и он встал в длительный ремонт. Поэтому ОЛС расформировали, а корабли вошли в состав эскадры.

Штаб флота решил провести операцию по уничтожению плавсредств врага силами крейсера «Молотов» и лидера «Харьков». План заключался в следующем: 2-го августа вечером корабли должны были выйти в море и до наступления темноты следовать на запад, а затем повернуть в район Феодосии, где занять огневую позицию к началу 3 августа. За полчаса до открытия кораблями артиллерийского огня по порту Феодосии должна была нанести удар авиация.

Ориентировку и надёжную обсервацию поручалось обеспечить командиру подводной лодки «М-62», которую заблаговременно выслали в район стрельбы.

Историю похода кораблей к Феодосии я знаю очень хорошо потому, что командиром артиллерийской боевой части (БЧ-2) крейсера «Молотов» был мой отец, Або Юдович Врубель,  и не раз слышал её на встрече ветеранов крейсера, живших в Ленинграде.

Лидеру «Харьков» предстояло выпустить 100 снарядов 130–мм калибра по Двуякорной бухте, а крейсеру «Молотов» – 180 снарядов 180-мм калибра по порту. На стрельбу отводилось 15 минут. Расчёт строился на том, что противник обнаружит корабли только после первого залпа и артиллерийский налёт окажется для него внезапным.

Старшим на боевом выходе назначили командира бригады крейсеров контр-адмирала Н.Е. Басистого.  31 июля 1942 года весь личный состав крейсера собрали для митинга на юте. Присутствовал член Военного совета флота дивизионный комиссар И.И. Азаров.

До сведения краснофлотцев и командиров довели приказ Верховного главнокомандующего № 227, который вошёл в историю под названием «Ни шагу назад».

Сразу же после митинга крейсер вышел в море и за ночь с 31 июля на 1 августа перешёл в Туапсе. Там стало известно, что  в ночь на 31 июля порт Феодосии обстреляли из 100-мм орудий тральщики. Их удар предварялся налётом бомбардировщиков.

В ночь на 1 августа по такой же схеме на бухту совершили набег торпедные катера.
Командующий эскадрой Л.А. Владимирский обратился к командующему флотом с просьбой отменить поход крейсера и лидера из-за шаблонности плана, а атаковать торпедными катерами и авиацией. Но вице-адмирал Октябрьский не согласился отменить боевой приказ.

В 17.20 2-го июля крейсер и лидер вышли из Туапсе к берегам Крыма.

С самого начала всё пошло не так, как планировал штаб флота. Переход крейсера в Туапсе насторожил немцев. При выходе кораблей из Туапсе в море появился немецкий самолёт-разведчик Хе-111. Корабли изменили курс на Новороссийск.

С этого момента самолёт-разведчик противника не терял отряд из виду. Обмануть его не удалось. Противник раскрыл замысел операции, состав сил и ориентировочное время нанесения удара с учётом хода кораблей. При подходе кораблей к берегам Крыма лётчики передали, можно сказать, их из рук в руки береговым радиолокационным станциям. Ни о какой внезапности речь уже не шла.

3-го августа в 00.50 пришли в Феодосийский залив. Но подводной лодки М-62 не обнаружили, как и её огня с обозначением места. Она эту задачу не выполнила, из-за чего командир штурманской боевой части крейсера (БЧ-1) капитан-лейтенант З.Д. Кротов оказался в затруднительном положении при определении места корабля.

Артиллеристам предстояло вести огонь ночью, без корректировки по невидимым целям. Вот почему было важно ввести в приборы управления артиллерийской стрельбой точное место корабля.

Ошибка штурмана – и снаряды упадут не там где цель. Как вспоминал флагманский штурман Б.Ф. Петров, контр-адмирал Басистый крепко высказался по адресу штурманов и приказал стрелять по данным обсерваций по береговым ориентирам.

Крейсер лёг на боевой курс. Командир БЧ-2 приказал приготовиться к открытию огня. Оставалось две минуты до точки залпа. В этот момент сигнальщики доложили, что по носу с левого борта идёт торпедный катер. Командир скомандовал: «Право на борт!». На циркуляции катер потеряли, никто его не видел, ни сигнальщики, ни артиллеристы.

Адмирал приказал снова лечь на боевой курс. Вновь штурманы и командир БЧ-2 рассчитали новые данные для передачи в центральный автомат стрельбы. В этот момент с большой точностью немецкие береговые орудия открыли огонь по крейсеру. Видимо, у них была радиолокационная станция. Когда до залпа главного калибра крейсера оставалось меньше минуты, его атаковал торпедный катер.

Снова, уклоняясь от атаки, сошли с боевого курса. Зенитчики подбили один торпедный катер, но атаки следовали одна за другой. Это видели по следам выпущенных торпед вдоль бортов, по носу и по корме. Теперь нужно было ожидать атаки самолётов-торпедоносцев. Оценив обстановку, контр-адмирал Басистый приказал дать полный ход и отходить на юг.

Лидер «Харьков», успел сделать несколько залпов главным калибром, уничтожил одним из них торпедный катер. Береговая артиллерия противника не добилась попадания в крейсер, но снаряды падали столь близко, что корпус корабля содрогался.

В вахтенном журнале крейсера записано, что в 01.19 наблюдатель на баке по левому борту выстрелом из винтовки трассирующей пулей и докладом оповестил о появлении низколетящего торпедоносца.

Наблюдатели с винтовками  лежали по обоим бортам на расстоянии 10-15 метров друг от друга, чтобы наблюдать за подкрадывающимися в темноте катерами противника и низколетящими самолётами.

Продолжение http://www.proza.ru/2016/10/11/1131