Лучшее, что было на пути к счастью, это сам путь.
Более двадцати лет назад исчезла из кино уникальная актриса Ольга Мелихова, так громко и ярко заявившая о себе ролью Кати Котовой в фильме «Отпуск за свой счёт».
Нашлась совсем недавно : всеми забытой, живущей на птичьих правах в глухой финской деревне – постаревшей, одинокой, с двумя собаками, считающей каждую копейку. Но при этом, совершенно не жалующейся на жизненные тяготы, и держащей высокую планку человеческого достоинства.
Погасшую звезду к 35-летию культового советско-венгерского фильма отыскали пытливые редакторы программы ОРТ «Пусть говорят». Они и поведали зрителям первого канала о судьбе актрисы. Она предстала перед зрителями скромной, простенько одетой и потрясающе застенчивой. Без всяких признаков «звёздности».
Есть ли смысл подробно пересказывать блестящий фильм Виктора Титова(автора, в том числе, знаменитой картины «Здравствуйте, я ваша тетя!»). Чистый и светлый фильм о поисках счастья провинциальной «красавицей-дурнушкой» Катей , приехавшей из далёкой Сибири в напыщенную и высокомерную Москву к желанному Юре, оказавшемуся на поверку самовлюблённым эгоистом. Счастье неожиданно нашло Катю само в лице друга Юры красавца-венгра Ласло. Не одно поколение выросло на добрых, блистательных фильмах Виктора Титова.
Юной , тогда двадцатилетней исполнительнице главной роли, несказанно повезло. Такое созвездие великих актёров: Гурченко, Ахеджакова, Полищук, Басов, Костолевский , Ширвиндт... Такое яркое начало, сулившее небывалый карьерный взлёт, и вдруг резкий уход в забытье.
Как правильно заметил один из участников программы, в этом фильме был закодирован жизненный путь самой Ольги Мелиховой. Какая в кино, такая и в жизни. В жизни и повторила этот путь. Ради любимого бросить всё - кино, карьеру, искусство. Посвятить себя всецело Ему. Несколько неудачных браков. Принесение себя в жертву каждому новому мужу, и как следствие – ушедшая молодость, бездетность и одиночество. Ныне на грани изгнания из чужой страны, куда уехала за иностранцем –мужем(как и её киногероиня). Но тот, как и киногерой Юра, легко променял доверчивую Ольгу на другую. Вот так и осталась у разбитого корыта. Из близких существ – только собаки.
Отпуск за свой счёт оказался длиною в жизнь и с грустным финалом.
Мягкая пластика, добрая энергетика, не наигранные естественность, скромность и простота, ироничное отношение к себе и своим заслугам в искусстве – во всём этом виден потрясающий личностный потенциал. Ольга не жалуется на жизнь. Спокойно выслушивает ведущего, пичкающего постаревшую актрису сладким обманом о нужности её новому кино. Какое там актёрское будущее. Ясно, что её актёрская звезда закатилась безвозвратно. Актриса явно понимает, что этот неожиданный бенефис тридцать лет спустя – единственный и последний в её жизни. Нынче в киноделе «рулят» звёзды и «звездуны» совершенно другого типа.
Наверное, я как-то подсел на апологетику советского кино, рискуя получить упрёки в ретроградстве. Грешен, но не нахожу аналогичных достойных образцов в нынешнем российском кинематографе.
Мне ближе и милее такие забытые, но настоящие звёзды, как Ольга Мелихова – те, кто созидал подлинное искусство.
8 октября 2016 г. Питер.