Ромалы. Российские цыгане Образ жизни Что делать

Александр Смирнов 83
Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют.
Они сегодня над рекой
В шатрах изодранных ночуют.

А.С.Пушкин: поэма «Цыганы»

В лихие перестроечные и кризисные годы мне пришлось длительное время, наряду с работой, в выходные дни, заниматься извозом.

За это время  я перевёз тысячи пассажиров. Сейчас уже кажется, что большинство из них прошло мимо меня серой безликой массой, ведь невозможно запомнить каждого в лицо. Но при каждой конкретной поездке это было не так, с тобой рядом был живой человек со своим характером, жизненной позицией, судьбой.

 По результатам порядка сорока бесед с чем-то выделяющимися пассажирами я написал и выложил на сайте около десяти очерков.

Заранее оговорюсь, я человек, как теперь говорят, толерантный, способен находить контакт с людьми разного пола и возраста, национальности, убеждений, образования, стараюсь без предубеждений относиться к каждому. Это не означает, что я могу дружить с каждым, это случается крайне редко, просто я стараюсь не конфликтовать с людьми. Но иногда этого избежать не удаётся.

Вспомнились две, неприятные для меня, поездки, когда пассажирами оказались цыгане. В один из летних дней в Люберцах, прилегающих к Москве, ко мне в машину сели двое молодых цыган, парень и девушка, и пообещали хорошую оплату за поездку в район Преображенской площади. По дороге они пару раз выходили из машины, подходили к киоскам, торгующих сигаретами, пивом и затем возвращались. Располагаясь на заднем сидении, раскрывали какие-то коробки перед выходом, разговаривали на своём языке. Затем они захотели поехать к кольцевой дороге. Мне эти пассажиры не казались опасными. Доехали до кольцевой дороги, однако клиенты стали настаивать на поездке дальше, говоря, что ещё чуть-чуть, и они выйдут. Проехали ещё километр-два, снова такая же просьба. Так было несколько раз, меня это стало доставать.

Наконец, въехали в пригородный посёлок в районе Малаховки, начались дачные участки. Терпение у меня закончилось, к тому же начало темнеть. Я остановился и сказал, что дальше не поеду. Они отказываются выходить и настаивают на продолжении поездки. Что делать? Не вытаскивать же их силой? Ведь мне в тот момент было около 70 лет. Я вышел из машины, сказал, что отказываюсь от оплаты за поездку и демонстративно пошёл к находящейся рядом даче за помощью, оставив машину с сидящими в ней пассажирами. К счастью, видимо испугавшись возможных неприятностей, они быстро вышли из машины и ушли, а я тут же уехал домой.

К сожалению, через несколько дней событие имело продолжение. В тех же Люберцах  ко мне сел молодой светловолосый парень, явно русский, который находился в слегка неадекватном, как я позже понял, наркотическом, состоянии и попросил отвезти к центру города. Остановились, пассажир сказал, что сейчас подойдёт ещё один клиент. Когда тот стал подходить, я с изумлением узнал в нём всё того же цыгана! Он тоже узнал меня и сказал, что в этот раз ехать надо недалеко. Про себя я решил из Люберец не выезжать, понимая, что может возникнуть ситуация похуже предыдущей. Остановившись недалеко от  поста ГАИ, я твёрдо заявил, что дальше не поеду, вышел из машины, потребовал от пассажиров покинуть её и проявил намерение подойти к постовому. Вслед за мной вышли и пассажиры. Цыган сначала попытался уговорить меня ехать дальше. Когда я отказался, он страшно разозлился, стал ругаться и оскорблять меня. На большее поблизости от поста он не решился. Мне оставалось или врезать ему монтировкой, или срочно уехать от греха подальше, что я и сделал. Вот такая дрянь мне попалась. Поразмышляв, я решил, что не исключено, что в ту первую поездку они занимались сбытом наркотиков.

После этого я задумался о том, как устроена человеческая психика. Когда мы не встречаемся с каким-то негативным неприятным для нас явлением, нам кажется, что его как бы не существует. Пока я близко не пообщался с цыганами, я как-то отстранённо вспоминал о них. Аналогично мы воспринимаем и некоторые другие стороны нашей действительности. Только посетив, например, пансионат для неполноценных детей или психбольницу, пансионаты для инвалидов и престарелых, мы начинаем осознавать, как много таких людей и каковы условия их жизни в этих заведениях. После этого на какое-то время забываем о своих, теперь уже кажущихся мелкими неприятностях. Не посещая тюрьмы, не представляем, какое огромное количество граждан томится там в ужасных, зачастую нечеловеческих условиях. В большинстве случаев они заслужили суровое наказание, но не должно унижаться человеческое достоинство. К тому же нередки и несправедливые приговоры. Несмотря на строгости в тюрьмах человек после освобождения нечасто становится законопослушным.

Попробуем разобраться и с цыганами. Я не считаю себя специалистом по истории цыган, поэтому только кратко изложу своё понимание по этому вопросу. Считается, что в древности их предки были одним из племён, живших в Индии, которые по какой-то причине постепенно переселились на разные отдалённые территории, в первую очередь, в страны Балканского полуострова, а также в Россию. Наибольшее их количество оказалось в Румынии и Молдавии, по новому названию Молдове. В дореволюционные годы и вплоть до Великой Отечественной войны многие из них вели кочевой образ жизни, находясь в таборах. В большинстве государств, куда цыгане переселились, они до сих пор не вписались в структуру стран проживания и живут общинами по своим внутренним законам. Существует несколько цыганских сообществ или родов, различающихся своими корнями и внутренней организацией.

В последние годы усилился поток беженцев, в том числе и цыган, из стран Ближнего Востока в страны Европы, что создало проблемы в их взаимоотношениях с коренными жителями. С собой остротой они проявились во Франции.

А какие проблемы связаны с наличием цыган в России? Такие же, как и в других странах. За исключением узкой прослойки цыганской интеллигенции, которая вполне вписалась в жизнь российских коллег, основная масса живущих в России цыган за долгие годы совместного проживания так и не создала своей автономии, не ассимилировалась с местным населением и продолжает жить по своим порядкам. В России в основном распространена ветвь цыган, называющих себя ромалами. Попытки советской власти вовлечь их в общественную и хозяйственную жизнь страны, создавая цыганские колхозы и артели, дали некоторый эффект. Но после развала СССР всё вернулось, как говорится, на круги своя.  По прежнему цыгане оказываются на обочине жизни, рядовые цыгане ведут нищенский образ жизни, живут в основном  за счет подаяний, государственных пособий на детей, противозаконной деятельности.

Совсем иначе живут их предводители, так называемые бароны, нередко пребывающие в больших коттеджах, в роскоши. Откуда берутся деньги? Не секрет, что цыганские общины в последние годы во многих регионах являются одними из основных распространителей наркотиков среди молодых потребителей этого зелья. Их деятельность усилилась за счёт наплыва мигрантов из Средней Азии, в том числе и цыган, маскирующихся под таджиков, узбеков и лиц других национальностей. Неполностью перекрыты линии снабжения афганскими наркотиками. Но нельзя все беды с наркоманией сваливать на одних цыган.

Многими сотнями тысяч загубленных молодых жизней Россия заплатила за отсутствие действенной комплексной системы борьбы с наркоманией. При этом некоторые представители структур, призванных предупреждать, контролировать и беспощадно карать нарушителей законов в этой сфере, судя по публикациям СМИ, нередко сами осуществляют прикрытие цепочки распространения наркотиков.

В цыганских общинах мужчины обычно  не работают, основным источником средств для жизни являются женщины, нередко многодетные, которые получают пособие на детей, распространяют наркотики и разные смеси, занимаются попрошайничеством. По существу их превращают в рабынь и преступниц. Но сроки им дают сравнительно небольшие, с учётом наличия малолетних детей. Дети, как правило, нигде не учатся, что создаст для них и в будущем проблемы с возможным трудоустройством. В общинах высокая заболеваемость, в том числе распространены заразные болезни, включая туберкулёз.

Российские цыгане в общении называют себя ромалами, считая слово "цыган" ругательным, кличкой. Так может и нам последовать примеру чехов и не употреблять впредь слово "цыган"? Так же как в США законодательно запрещено называть неграми чернокожих граждан США и предписано называть их афроамериканцами.

Что делать? По моему мнению, необходимо создание выверенной комплексной программы  вовлечения  общин ромалов в общественную и хозяйственную жизнь страны, с участием цивилизованной части  сообщества ромалов. Может быть, целесообразно использовать советский опыт или примеры из западных стран. Без этого негативные явления будут только усугубляться. Приглашаю читателей поучаствовать в обсуждении этой непростой проблемы и предложить свои варианты её решения.