Мы в Домбае

Нина Климович 3
Трава по пояс и пенье птиц,
И солнце светит и вдаль летит
Домбай, Домбай - красивый край,
К тебе вернусь ещё Домбай.

Дорог не мало ждёт впереди,
И мы должны их успеть пройти,
Но я вернусь к тебе Домбай,
Пускай в мечтах - красивый край.

Домбай, Домбай - красивый край,
К тебе вернусь ещё Домбай.
 
(Инна Берестова)

Осень. Последняя неделя сентября. Звонок из туристического агентства. Предложили путёвки в Домбай. С радостью взяли. Мы были в Домбае, когда наши дочери учились в начальных классах.  Было это летом, жили  тогда в СССР.    Путешествовали  на мотоцикле «Урал». Девочки сидели в оранжевых касках в люльке мотоцикла под тентом. Нас же с мужем полоскал дождь почти всю дорогу туда и периодически по дороге обратно до самого Пятигорска.

 Теперь мы едим вдвоём с мужем на экскурсионном автобусе. Накануне  была низкая температура воздуха. А  первого октября погода такая замечательная, настоящее «бабье лето».
Экскурсовод- Галина Александровна  увлекательно и интересно  рассказывала о Курорте Кавказа. Об увиденным и услышанным я расскажу вам.

 По дороге в Домбай увидела и узнала много интересного. И дело не только в красотах природы, но и в богатой истории этих мест. Можно увидеть древнее Хумаринское городище, сооруженное хазарами в VIII—X веках, и тысячелетний Шоанинский храм на вершине горы Шоана, построенный в X столетии византийскими миссионерами.

 Оказывается, христианство было занесено сюда гораздо раньше ислама — еще в IX веке. Через шесть столетий христианство  вытеснила мусульманская вера.

Домбай — горная территория Карачаево- Черкесии. От него по прямой 65 км до вершины Эльбруса и 65 км до побережья Чёрного моря.
Южная граница Домбая — Главный Кавказский хребет. Высшая точка — вершина Домбай-Ёльген (Домбай-Ульген) высотой 4046 метров. Соединение трёх главных ущелий: Алибека, Аманауза и Домбай-Ёльгена — образует естественный центр территории — живописную Домбайскую поляну, лежащую на высоте 1630—1650 метров над уровнем моря.
 
Мягкий климат, обилие солнца, умеренная влажность и замечательная природа создали Домбаю заслуженную славу прекрасного Горного Курорта.  Голубые ледники, пенные водопады и бирюза озер, причудливые скалы и звонкие ручьи создают неповторимый облик этого уголка нашей огромной страны.  Благодаря красоте снежных вершин, могучим смешанным лесам, чистому воздуху и минеральным источникам, приезжают в Домбай много туристов. Здесь развита инфраструктура (гостиницы, бары и кафе, хорошие дороги). Мы заселились в гостиницу « Снежная королева».   
               
Географически Домбай представляет собой долину, где сходятся три ущелья и сливаются три реки — Алибек, Домбай-Ульген и Аманауз.  Аманауз, в свою очередь, является одним из истоков Теберды. Со всех сторон Домбайскую поляну обступают горы — Домбай-Ульген (самая высокая вершина, 4046 метров), Белалакая, Сулахат, двуглавая Суфруджу, пик Ине и, конечно же, «гордый красавец» Эрцог. Непривычные названия запоминаются легче, если знаешь их перевод и связанные с ними легенды.
 Домбай-Ульген — это «место, где погиб зубр» (очевидно, последний из тех, которых истребили в 30-е годы), Суфруджу — «клык тигра», Белалакая — «скала с белыми полосами», а Сулахат — просто имя смелой девушки, отдавшей себя в жертву богам ради спасения родного племени.
Через реку Аманауз в центре поселка перекинут дощатый подвесной мост —  Поцелуев мостик. Говорят, если поцеловаться здесь с любимым человеком, суждено прожить с ним долго и счастливо и, возможно, даже умереть в один день. Поцелуев мостик подвешен на приличной высоте, поэтому, когда старые дощечки качаются под ногами, сердце замирает от ужаса.
  В Домбае развита сеть канатных дорог. Подняться от поселка вверх можно тремя разными способами. До третьей очереди (высоту здесь традиционно измеряют в очередях, то есть отрезках между станциями канатно-кресельной дороги),
быстрее всего  доставит закрытый вагончик. ( Мы решили,что совершать «полёт» в креслах  будет интереснее). Дальше — либо на старой кресельной канатке, либо на новой гондольной. Итальянская гондолка, как ее здесь называют, была запущена всего несколько лет назад. 
 Честно, я очень боялась подниматься на канатке. Высоты боюсь с детства. Много лет тому назад, в сочинском санатории им. Дзержинского мне помогали избавиться от этого страха. 
Сейчас же очень хотелось подняться ввысь. Решила, что не я буду, если забуду свой девиз «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». Только вверх и только  в  креслах «лететь» над горами, над долами и дышать свежим горным воздухом.  Пройдя пять посадочных площадок, я на высоте более  четырёх тысяч метров над уровнем моря.
Стою на площадке покрытой глубоким снегом. Вижу: на лавочке лежит «снежный человек». Я думала, что это что-то в виде чучела. Бросив в него снежком, убедилась в том, что я ошибалась. «Снежный человек» сел и стал  высматривать, кто же нарушитель его покоя.  Все смеялись, но никто меня не выдал. Он скорчил смешную рожицу и снова прилёг. А мы восторженно любовались красотами снежных вершин величавых гор.
 
Тут же  нам предлагали дегустацию вин. Мы вежливо отказались. Это можно  при желании сделать и дома. Ни каких неприятных ощущений мы не испытали, слышали о них от других, гораздо моложе нашего биологического возраста. Я подумала: « Наверное, не смогли отказаться  дегустировать что-то». Конечно, мысль «дурная». Каждый отдыхает, как привык.
Спуск в посёлок был так же прекрасен, как и подъём. Я не могла себя сдерживать от восхищение вслух: «КАКАЯ КРАСОТА!». Хотелось повторить всё сначала, но через полтора часа отбываем в обратном направлении. По пути посещаем  музей-заповедник в Теберде.

Продолжение пути от Теберды мне не очень понравилось. Почему? Потому, что  я слышала возмущения мужа по поводу нарушения  водителями правил дорожного движения. И то, что я могла это долго слушать и не возмутиться, показатель, что я прекрасно отдохнула. Но при следующей остановке, я предложила мужу поменяться местами, сказав: «Коля, правила дорожного движения ты повторил,  отдохни,пожалуйста, у окошка». Теперь он не видел нарушителей. Всё прекрасно! Продолжаем отдыхать!
Закрыв глаза, в мыслях задаю себе вопрос: « Куда отправиться ещё в ближайшее время?»