Мысли... ч153

Новиков Борис Владимирович
Есть такая (какой-то киногерой ляпнул), почти захватывающая дух, сентенция: «профи героизм не проявляют, профи героями работают». По зрелому размышлению начинаешь понимать, что данный «перл» сродни похожему и расхожему (формулируемому обычно в императивной форме): «да здравствует вечный мир во всем мире!».
А ведь это, если вдуматься, типичный императив обычного, простого, примитивного… поджигателя войны. Сиречь – социально - опасного экстремиста. Учитывая, что мир (в смысле: перерыв, перекур между войнами) – это свое-иное-себя войны. И «бороться» за мир, да еще вечный, значит…
Похожая диалектика и с героизмом: окопы для его проявления героями отрывают трусы, воры, невежды, предатели, подлецы и тому подобная публика. Словом, не было бы вырождения, не потребовалось бы возрождение, не было бы бездельников (двоечников), не было бы малейшего основания для существования отличников etc.
…Ровно то же и в случае с «профи». Если человек не любит свое дело (в настоящем любительстве в снятом виде наличествует высочайший профессионализм), но относится к нему, – делу, – с холодными духом, душой и телом – он голый профессионал. Профи. Ну, т.е. «работает героем».      
***
«В действительности целостная личность – это не механическая сумма множества частичных функции частичных людей, а субъект такой деятельности, которая при всей своей возможной «специализированности» включает в себя всю полноту социального содержания и всё богатство творческого уровня культуры, характеризующего данный этап её развития.
Это – деятельность, социальная необходимость которой обнаруживается в её собственном свободном творческом устремлении и уже не может более выступать как извне диктуемая целесообразность... Целостный человек может поэтому складываться лишь в результате последовательного и целостного освоения им культуры путём превращения её в содержание и собственное «предметное тело» живой деятельности, в процессе которой эта культура возрождается к новой жизни» /Батищев Г. С. Методологические аспекты формирования целостной личности. Сообщение I. Освоение знания и диалектическое противоречие //Доклады Академии педагогических наук РСФСР. 1962. № 1. С. 30/.
***
К вышесказанному добавим несколько принципиальных уточнений.
Первое. Субстанциальным атрибутом (акциденцией, сказал бы Б. Спиноза) целостного человека есть то, что он императивно прокламируется и в действительности достигается, есть цель, но не средство. (В реальности – преимущественно средство).
Цель, но не средство.
Второе. Так понимаемая целостность существует (и воспроизводится), а, точнее: производится и воспроизводится в форме практической всеобщности. Т.е., ее субъектом, – субъектностью, – есть (становится) каждый, многие и все. Человек, люди, общество.
Третье. Способ производства и воспроизводства целостности одного, многих и всех – творчество.
Четвертое. Имманентное условие (и следствие) целостности и творчества есть свобода. А все вместе это и есть действительный гуманизм, сущий в форме практической всеобщности.      
***
Курт Гёдель: «теорема о неполноте» формальных систем (см. G;del K., Uber formal unentscheidbare Satze der «Prinzipia Mathematica» und verwandter Systeme //Monatsheft fur Mathematik und Physik Bd.38.1931 S.173 …..199)/. Тут же – о превращенке.
***
Иногда свойства «языковой материи» (выражение Г.С. Батищева) отождествляются со свойствами собственно мышления.
К слову, это очень ожидающая исследователя тема: соотношение языковой материи слова и сознания, мысли, духа etc. Иначе – «герменевты» одолеют.
***
В сущности, отчужденные отношения – это, всегда, – навязанные отношения, результат культурного (социального) воздействия, а не взаимодействия.
***
Для общего развития.
«Сила Кориолиса, вызванная вращением Земли, может быть замечена при наблюдении за движением маятника Фуко. В Северном полушарии приложенная к движущемуся поезду сила Кориолиса направлена перпендикулярно рельсам, имеет горизонтальную составляющую и стремится сместить поезд вправо по ходу движения. Из-за этого реборды колёс, расположенных по правой стороне поезда, оказываются прижаты к рельсам.
Кроме того, поскольку сила Кориолиса приложена к центру масс каждого вагона, то она создаёт момент силы, из-за которого возрастает нормальная сила реакции, действующая на колёса со стороны правого рельса в направлении, перпендикулярном поверхности рельса, и уменьшается аналогичная сила, действующая со стороны левого рельса. Понятно, что в силу 3-го закона Ньютона сила давления вагонов на правый рельс также больше, чем на левый.
На одноколейных железных дорогах поезда обычно ходят в обоих направлениях, поэтому последствия действия силы Кориолиса оказываются одинаковыми для обоих рельс. Иначе обстоят дела на двухколейных дорогах. На таких дорогах по каждой колее поезда движутся только в одном направлении, вследствие чего действие силы Кориолиса приводит к тому, что правые по ходу движения рельсы изнашиваются сильнее, чем левые. Очевидно, что в Южном полушарии из-за изменения направления силы Кориолиса больше изнашиваются левые рельсы. На экваторе эффект отсутствует, поскольку в этом случае сила Кориолиса направлена вдоль вертикали или — при движении вдоль меридиана — равна нулю.
Кроме того, сила Кориолиса проявляется и в глобальных масштабах. В Северном полушарии сила Кориолиса направлена вправо по ходу движения тел, поэтому правые берега рек в Северном полушарии более крутые – их подмывает вода под действием этой силы (см. Закон Бэра). В Южном полушарии всё происходит наоборот. Сила Кориолиса ответственна также и за вращение циклонов и антициклонов (см. геострофический ветер): в Северном полушарии вращение воздушных масс происходит в циклонах против часовой стрелки, а в антициклонах – по часовой стрелке; в Южном – наоборот: по часовой стрелке в циклонах и против – в антициклонах. Отклонение ветров (пассатов) при циркуляции атмосферы – также проявление силы Кориолиса.
Силу Кориолиса необходимо учитывать при рассмотрении планетарных движений воды в океане. Она является причиной возникновения гироскопических волн.
При идеальных условиях сила Кориолиса определяет направление закручивания воды, например, при сливе в раковине. Однако идеальные условия трудно достижимы. Поэтому феномен «обратного закручивания воды при стоке» является скорее околонаучной шуткой.
Зако;н Бэ;ра (также эффект Бэра) – правило, согласно которому в Северном полушарии реки, текущие в любом направлении, подмывают правый берег (в Южном полушарии  – левый). Закон сформулирован в  1857  году  Карлом  Максимовичем  Бэром. Согласно Альберту Эйнштейну (см. Парадокс чайного листа), эффект Бэра объясняется совместным действием силы Кориолиса и силы трения, создающими вращательное движение масс воды вокруг оси русла. Возникающая при этом поперечная циркуляция вызывает эрозию одного берега и перенос нерастворимых отложений на другой берег, что и приводит к изменению русла. /Википедия/.
***
Когда слышишь: «эффективные менеджеры», срабатывает дежавью: да это же уже было! И – неоднократно. Тебе пол - жизни ездили по ушам с «компетентными органами».
В том же задачнике, – но чуть ниже, – спрашивается: а нафиг стране нужны эти и такие: самомаркированные «менеджеры» и «органы»?
Если они неэффективные и некомпетентные?!
***
Боюсь (опасаюсь и избегаю) людей, которые не знают и не умеют ничего, но способны на все.
***
Между политэкономией и экономикс такая же разница, как между специалистом-историком и знатоком историй. 
***
Социальный гомункулус, исторический (предысторический) маргинал (кентавр): уже не товарищ, еще не господин – «господарищ» (термин Л.Полякова).
***
Наука – добывает; дисциплина – организует и излагает.
***
Образование может базироваться на науке, и тогда его комплекс состоит из научных дисциплин; а может – на ненаучных (донаучных, псевдонаучных, квазинаучных, антинаучных etc.) познании и знании, и тогда соответствующий комплекс состоит исключительно из учебных дисциплин.
P.S. Учебной дисциплиной может быть и базируемое на науке знание, если оно преподается (излагается) в отрыве от  приведшего к нему познанию, т.е. чисто рассудочно.
***
Строго говоря, в случае деформированного социального взаимодействия, складываются не субъект - объектные отношения (общественные отношения суть социальные взаимодействия), но субъект - объектные, отчужденные взаимодействия. Точно так же следует отметить, что субъект - субъектные отношения – это непосредственное общение. Общественные же отношения всегда опосредованы и носят характер либо субъект - объект - объектных, либо субъект- объект - субъектных.
***
Иногда логику диалектическую называют логикой содержательной (в отличие от логики формальной). К сожалению, не избежал этого искушения и высочайшей культуры философ – Г.С. Батищев.
Это неправильно. Учитывая, что не бывает содержания неоформленного, – равно, как и формы бессодержательной, – логика диалектическая и есть логика содержательной формы и оформленного содержания. Т.е. – логика осуществляющегося диалектического противоречия. Аминь.
***
Издержки вышеуказанного подхода – на каждом шагу. В качестве наиболее распространенного примера можно привести категорию «становление», которая от неумеренного и неумного (или «основание») использования и употребления уже чем-то напоминает стертый пятак. А ведь: не бывает становления – без ставшего, равно, как и ставшего – без становления; и основание не бывает ничем иным, кроме как противоречием с определенными противоположностями…
***
Меновая стоимость, обмен, социальность, коммунальность, товар, товарищ…
Видимо, меновая стоимость, которая делает стоимость потребительную товаром – явление сугубо историческое. Это – форма производства социальности, и, в конечном счете – субстанциальное условие возникновения и становления человека как персонифицированной социальности (общественности).
Буржуазная форма товарности превращает последнюю в жупел, редуцирует к товару среди товаров всех прочих человека, но не как универсального субъекта (субъектность) универсального творчества и обмена, а как функцию: рабочую силу. Делает человека труда пролетарием.
В форме действительного гуманизма этот момент (обмен) становится имманентной характеристикой действительного товарищества.
***
«Деспотизм всеобщности» (Гегель) – это ни что иное, как чисто метафизическая абсолютизация, фетишизация всеобщности в ее отрыве от одиничности с учетом их опосредования общим.
На самом же деле, конкретная, а не абстрактная всеобщность – это всеобщность единичности. Вечность времени, неуничтожимость уничтожимого, бесконечность конечного, беспредельность определенного etc. Т.е. – осуществляющееся диалектическое противоречие.
Точно так же, – как результат и следствие дремучего диалектического невежества, – возникает, существует и воспроизводится «деспотизм единичности» (ползучий эмпиризм) и «деспотизм общего» – «взбесившееся множество». 
***
От мира товарности – к миру товарищества. Таков императив движения от предыстории к истории действительной. От пролетария и трудящегося к творящему[ся].
***
Почему реальная история не тождественна предыстории? Потому, что она включает в себя и протоисторию, и предысторию. И – тендирует в историю действительную.
***
Сущность товара в его буржуазной форме: гипертрофированная меновая стоимость. С ударением на «стоимость». Ну, а далее: прибавочная стоимость, прибыль, сверхприбыль etс. Т.е. эксплуатация, сверхэксплуатация etc.
***
Сущность товара в его гуманистичной форме – гармония его потребительной и меновой составляющих. Мены – как экономической формы обмена. И – элиминация стоимости. Полная.
***
Прибавочная стоимость – результат воздействия. Эксплуатации. Принуждения, вынуждения, понуждения.  Насилия. Холодом, голодом, нищетой. Страхом.
Расширенное (перманентное) производство и потребление – результат творчества. Результат осуществляющегося (недеформированного) диалектического противоречия. Результат сознательно освоенной и превращённой в непосредственную творческую (производительную и воспроизводительную) силу науки и её сердцевины – материалистической диалектики (методология) и диалектического материализма (теория).
***
Наверное, это очень стыдно: являясь нотариально заверенным философом, воспитываясь и формируясь как специалист на трудах, – на творчестве, – Генриха Степановича Батищева и ещё десятка - двух (из огромного сонма, из тысяч нотариально заверенных «философов»: реальных членов, членкоров, коров и  корешей) высочайшей и просто высокой культуры советских философов: К.Р. Мегрелидзе, П.В. Копнина, Э.В. Ильенкова, В.П. Иванова, А.С. Канарского, Л.А. Зеленова, А.И. Яценко, Л.К. Науменко, М.А.Лифшица, В.А. Босенко, Г.А.Давыдовой и др., со студенческих лет «охотясь» за всем, что выходило из-под пера этих подвижников философского духа – только в 68 лет… впервые встретился с нижеприводимым текстом. Из собранного и изданного (на Алтае, тиражом 300 (?!) экземпляров) коллективом под руководством А.А.Хамидова в 2015 г. двухтомника философско-педагогических произведений Г.С.Батищева, куда вошли малоизвестные, и, допускаю, вовсе неизвестные даже специалистам, работы. Так вот, стыдно из-за того, что и не слышал, и не видел. До сих пор.
Увидел. Прочитал. Но пока – как беллетристику. Такие работы не читают. Их – осмысливают. Их – распредмечивают. Осваивают. До них – подтягиваются (если есть для того личные духовные, моральные, эстетические etс. основания, понятно). Пока – прочитал. И – задохнулся от восторга. Ну, почему же мне одному – столько и сразу? Нет, этим надобно не мешкая, не медля ни секунды – делиться. Что я в доступной мне форме и делаю.
 P.S. И – не верьте тупым и пошлым инвективам (намеренно и широко растиражированным в годы «разрешенной смелости») о «глубоко уверовавшем, религиозном, воцерковленном» etс.) «позднем» Батищеве. Пошляки и идеологические торгаши не имеют права даже пытаться «приватизировать» Генриха Степановича.
Впрочем. Его не нужно защищать: он сам надёжно защищён своей собственной сложностью от подобных, даже массированных, наскоков… Ибо он – действительный. Философ.

"ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ СТРОКИ

СЕРИЯ А

Будь искателем:
Разыскивай Путь
И себя – в Путничестве.

1. Счастлив

Счастлив – кто не жаждет счастия
только себе или только своим,
но кто приемлет несчастие многих других
за свое собственное.

Счастлив – кто ищет себя лучшего:
достойного обрести со-частие с другими
и быть всегда глубоко сопричастным им
в пробуждении и восхождении каждого.

Счастлив – кто снова и снова несчастлив
из-за несовершенства и недостоинства своего
и кто всегда готов пожертвовать тем,
что кажется ему собственным счастием,
пожертвовать ради того, что превыше него:
ради раскаяния в своем несовершенстве
и ради всежизненной работы Служения
в посвящённости совершенствованию всех.

2. Могуществен

Могуществен – кто не жаждет для себя сил
и способностей возможно б;льших,
дабы обрести превосходство над другими,
и кто себя не защищает от инаковости,
но кто бесстрашно и доверчиво открыт
всему беспредельному Универсуму.

Могуществен – кто себя не навязывает другим
и не старается себя утвердить среди них
ни трудами своими, ни своею правотою,
кто не стремится изменять мир лишь по-своему –
налагая на всё печать своемерия,
но кто подаёт ненавязчивый пример
служения совершенствованию всех других
и смело идёт навстречу каждому из них
и не боится принять всю инаковость
их своеобразных устремлений
и кто не ожидает себе никакого возмещения
за неограниченную щедрость свою
ни силами, ни преимуществами, ни наградами.

Могуществен – кто не боится явить свою немощь,
кто твёрд и суров к самом; себе,
кто побеждает себя недостойного,
кто достоинство измеряет отнюдь не силами,
но ценностями, которые свято чтимы,
кто живёт в том, что безусловно
превыше
пересиливания
одних другими и отстаивания каждым своего,
кто всегда готов и не применять свои силы
и не оказывать именно своего влияния.
Ибо истинных и лучших побед он ожидает
от начинаний бесстрашной самокритики,
от приятия бремени задач и вины на себя
и от воздержания великодушного.

3. Радостен

Радостен – кто чужд удовольствию,
ибо удовольствие присвояет и потребляет,
а радость щедро излучает
и близким и дальним, и своим и инаковым.
Удовольствие замыкает и мельчит,
подкупает и усыпляет, пьянит и пленит.
Радость же раскрывает и поднимает выше,
пробуждает ко всё большему отрезвлению,
к неподкупному самообладанию
и ко взаимному бытию каждого – каждому.
Удовольствие всегда своемерно:
оно относится к миру сквозь свой интерес.
Радость же ничего не переиначивает,
а отвечает на зов притяжения инакового.
Удовольствие тщится остановить мгновение
и всё заточить в своё здесь-и-теперь, –
так пленённый удовольствием променивает
непреходящее Вечное – на тленное.
Радость же подъемлет навстречу свету,
и радующийся всего себя устремляет
не к интересному, а к притягательному,
к животворным ценностям Беспредельности.

Радостен – кто сострадает другим,
кто чужд и ропоту, и безнадежности уныния.
Ибо всякий ропчущий и мятежный
лишь перелагает бремя задач и вины
с себя – на другого,
со своих – на чужих
и отрекается от своего призвания-долга
и наполняет себя
разрушительными
отрицаниями
к другим, не признанным за своих,
но тем самым также и к самом; себе.
Ибо слепо поддавшийся чужим горестям
заражается ими и удваивает их в себе
и отягощает их своим унынием губительным.
Сострадание же – лечит:
оно высвечивает поучительный смысл
всякой неудачи и боли, всякой беды и горя
и постигает ответственность и вину,
чтобы помочь принять её на себя и победить
надеждой и доверием, верностью и жертвой.

Радостен – кто всегда скорбит о зле,
кто улыбкой духа превозмогает печальное,
кто равно чужд и брезгливому отстранению,
и воинственной мстительности.
Ибо только сострадающая радость
искусна побеждать зло, не заражаясь от него.
Те же, кто, ужасаясь пагубному,
бегут прочь от трудностей в безучастие,
тем самым потворствуют злодейству
или хотя бы пассивно поощряют его,
а поэтому готовят гибель также и себе.
Те же, кто в кипении ненависти к врагам
жаждут совершить суд и отмщение им
и всё больше отдаются карательству,
тем самым уподобляются врагам своим;
всё обращая в средства для своей победы,
они утрачивают всякие ценности;
а если даже и одолевают врагов своих,
то и самоё торжество своё обрекают
на бессмысленную превратность,
и переносят карающую энергию
ожесточения
на кого-то среди самих себя.
Но кто радостно берёт на себя бремя чужого
и посильно приемлет злодеяние чужого
за свою собственную боль, тот лечит его и исцеляет.

4. Прогрессивен
Прогрессивен – не тот, кто рвётся вперёд,
и дерзко погребает Былое позади себя,
и самоуверенно несёт миру своё мерило,
зная заранее всеобщий критерий прогресса
и кто тщится заточить себя и других
в инертное продление прошедших событий,
но тот, кто радостно ожидает
неожиданного и весь живёт в непрестанном встречании
с Грядущим неиспытанным и таинственным.
Ибо Грядущее для него больше будущего,
и Былое – больше прошлого,
и всех их проницает собою и объемлет
всегда в себе сам;м иное Вечное.

Прогрессивен – не тот, кто смеет измерять
любое сложное – мерилом простого,
развитое – неразвитым,
тонкое – грубым,
творческое – нетворческим,
духовное – бездуховным,
тайное или инаковое – явным для себя,
совершенное – несовершенным,
высшее – низшим,
абсолютное – относительным;
ибо истинное живое восхождение,
в каждом шаге преодолевающее самоё себя,
он подменяет линейным самопродлением;
но тот, кто вновь и вновь открывает
всё более и более высокие мерила
и жизнь свою обратил в восходящее Служение –
в совершенствование, посвящённое Высшему.
И ты приобщаешься к Нему шаг за шагом
как ко всё более и более Высокому,
если можешь жить всегда во встречании
и никогда не завершимом Путничестве.

Прогрессивен – не тот, кто печётся о себе:
o своей передовитости и своём праве на неё,
дабы обогнать других и всяких инаковых
и утвердиться выше всех – в центре мира,
и не тот, кто притязает перераспределить
всемирное богатство возможностей развития
в пользу себе или своим, в ущерб инаковым,
но тот, кто весь в восходящем созидании
и созидательную жизнь свою адресует
всему Беспредельному Универсуму,
без всяких своемерных предпочтений,
без присвоительства и исключительности,
кто ежечасною работою жизни своей
всё полнее открывает и претворяет
своё универсальное созидательное призвание.
Так будь же не своемером, но Путником!

5.Свободен
Свободен – не беглец от несвободы,
не отрицатель-нигилист, рвущийся прочь
из мира законов, из царства необходимостей,
дабы порвать все узы и сломать все грани
и отрешиться от начальных условий бытия
и избежать объективно-обязательной логики;
ибо всякий уход и мятеж разрушителен,
а разрушительство ещё ниже разрушаемого;
не беглец от долга и ответственности,
и не эмансипатор – герой своеволия,
навязывающий миру нагромождение своих химер,
но тот, кто до конца терпеливо ученичествует
во Вселенской Школе Объективности,
в школе обязательности всему сущему,
каково оно есть само по себе,
в школе терпения, верности и мужества
хотя бы на уровне законов вещей.

Свободен – не обитатель мира вещей,
заточивший себя среди безличных стихий –
в мёртвом Порядке бессубъектности,
не блюститель лишь логики необходимостей,
не фаталист и квиетист, влекомый судьбою, –
ибо исполнить все требования законов
возможно было бы и без свободы, –
и не иждевенец-утилизатор,
присвояющий себе потенции чужой свободы
как вольности для себя – против других,
но только обитатель мира культуры,
непрестанно его наследующий
и столь же непрестанно его созидающий
и в нём – свободу как взаимную с другими:
свободное совершенствование каждого
есть не только условие,
но радостный смысл свободы всех.
Открыть во глубине себя и в других
это более высокое царство Свободы
невозможно в пределах мира законов.
Но можно и д;лжно открывать это Царство,
всё более подчиняя соблюдение
необходимостей
святым ценностям, чтимым превыше законов.

Свободен – кто радостно приемлет всё,
приемлет таким, каково оно есть,
без тени личного или группового своемерия:
ничего не предпочитая и не выбирая,
не исправляя и не подкрашивая,
приемлет даже самое неприемлемое и злое,
всё горе и все язвы больной планеты,
приемлет эпически-объективно, смиренно,
но лишь ради того, чтобы, ничуть не пленяясь,
быть предельно строго верным
заставаемым исходным условиям жизнедеяния
и прозреть в бытии его кардинальную неполноту,
его неокончательность и незавершённость
и принять его как Великую Книгу Задач:
как смысловую иерархию
загадочных ситуаций –
и на каждый час, и на всю жизнь, и поверх неё,
зовущих к творческим решениям-поступкамю,
 – ибо исполнить все требования законов
Однако в этой Великой Книге Задач
всегда неповторимо сплетены друг с другом
задачи тебе посильные и непосильные.
И только находя каждый раз границу
между тем, что изменить ты не можешь
и тем, что можешь и даже должен
согласно твоему универсальному призванию,
только созидательно превозмогая свое рабство,
только одаряя свободою несвободное бытие,
только через самую полную бесхитростность,
через честное решание всежизненных
трудностей
в ежемгновенной работе всех твоих сил
ты встречаешься и с Царством Свободы,
и всё более достойно приобщаешься к Нему,
сущему
в Диалектике
Беспредельности.

6. Ответствен
Ответствен – кто всегда за себя в ответе,
ибо живёт постоянно изнутри себя,
а не в ответах-реакциях на толчки извне,
кто следит за мерой своего самообладания
и принимает решения только по совести,
и лишь себя же винит за заслуженную судьбу.
Так каждый миг поступать ты стараешься
под светом чтимых тобою святых ценностей
всегда и неподкупно и бесстрашно:
не вынуждаемый ни выгодами, ни невыгодами,
ни пряником наград, ни кнутом наказаний,
ибо ценности –
превыше всех наказаний и угроз.
Но ответствен ты одновременно двояко:
за меру твоей верности твоим ценностям,
и за меру верности твоего их приятия –
и за истинность их образа-понятия в тебе.
Истинен же их образ только тогда,
когда ты приемлешь их как узы взаимности,
узы сопричастности между тобою и другими
и всею объемлющей нас и неисчерпаемой
Беспредельной
Диалектикой
Универсума.
Истинен их образ, только если
ты приемлешь их как не зависимые
от того, что они – также и твои,
не зависимые от твоего выбора их и приятия.
Истинен их образ, только если
он становится в тебе всё более истинен,
а для этого должны гармонично соединиться
твои усилия к углублённому постижению
и приносимые тебе новые дарования.
Никто не может быть собственником
или хотя бы достаточным носителем объективных ценностей Универсума: ценности неприсвоимы.
И возрастающее приобщение к ним каждого
возможно не иначе, как в глубинном Общении –
в общении, не имеющем границ и пределов.

Ответствен – кто во всём воздержан,
кто всегда хранит в неприкосновенности
самостоятельность каждого другого
и его собственный жизненный опыт –
поучительный опыт утрат и обретений,
постыдных падений и достойных подъёмов,
горестных разочарований
и животворящих приобщений,
и меру зрелости души и духа каждого,
и меру внятности ему собственной совести,
кто искусен блюсти и терпеливо оберегать
свободу и ответственность каждого другого
на неповторимом пути его восхождения.
Ответствен – кто до конца благодарен
и ради этого неукоснительно самокритичен
и сдержан даже в приятии ответственности;
кто ни в чём никогда не возносится
и не воздвигает себя ни над каким бытием
и ни над какими иными субъектами,
и не притязает на исключительное право
быть хозяином Вселенской кладовой,
и не ставит себя либо своих в Центр мира;
кто не жаждет по-больше получить себе
полезностей или сил-способностей,
и не жаден к превосходству над другими
и ревниво не состязается с ними,
но кто весь устремлён
созидать и давать –
давать то, что заслужило бы приятия,
и кто до конца посвятил себя Служению,
постоянно проверяемому и углубляемому
через глубинное Высшее Общение.
Только тогда ты станешь истинно ответствен,
когда всю жизнь свою, явную и сокровенную,
ты сделаешь бесконечно благодарным Ответом
Беспредельной
Диалектике Универсума.

7. Причастен совершенствованию
Кто истинно причастен совершенствованию?
Не тот, кто жаждет совершенствовать себя
или прежде всего своих,
а не чужих-инаковых
и для кого это стремление есть самоцель,
а восхождение чужих – вынужденное условие,
полезный фон или подсобное средство.
Ибо всякое своемерное предпочтение
и присвоительство исключительных прав
разрушает узы универсальной сопричастности
и умерщвляет самый дух совершенствования –
дух, жизнедательно и свободно дышащий
только по ту сторону корысти и своемерия.
И не тот причастен совершенствованию,
кто дерзко решает восходить сам:
лишь по своей, односторонней воле
и лишь одними
своими собственными силами –
индивидуальными или коллективными.
Ибо в каждом шаге истинного восхождения
каждый раз взаимно нуждаются друг в друге
и нераздельно-гармонично соединяются вместе
вновь свободно избирающая воля сердца
и не менее вновь свободный дар наследия
Беспредельной
Диалектики
Универсума.
Истинно же причастен совершенствованию тот,
кто вновь и вновь побеждает самог; себя:
всё инертное в себе и всё ущербное,
всякое личное и коллективное своемерие,
кто каждый миг весь проникнут памятью
о своём коренном несовершенстве,
но кто никогда в унынии не опустит рук
в нескончаемом борении – работе над собою,
ибо винит в несовершенстве лишь самог; себя
и свою отдалённость от Абсолютного Образца,
сущего в неисчерпаемой Беспредельности,
всегда остро переживает не только как боль,
а и как радость от надежды её превозмогать:
разлучённость рождает встречание;
кто неистощим в своём вечном искательстве
и кто всё больше открывает себя Путничеству
через суровое отречение от себя негодного,
кто даже в своих падениях
пробуждает в себе новую силу раскаяния
и с возрастающей энергией устремляется
искать своего очищения и преображения
через незавершимую самокритику.

Истинно причастен совершенствованию тот,
кто горит неугасимым жизнетворчеством,
кто всегда верен в себе свету
Вечного Детства,
кто вновь и вновь со свежею душою
вступает в Беспредельный Универсум
и приемлет его как мир задач, загадок и тайн,
и каждый свой поступок и замысел,
каждое своё дело и каждое слово,
каждое своё духовно-душевное состояние
ты обратил в непрестанное решание
этих всежизненных задач, загадок и тайн,
насколько они входят в твоё призвание.
И ничем конечным ты не удовольствуешься
ни в тебе сам;м, ни вне тебя,
и никакое найденное тобою решение-плод
ты не превратишь в нечто достаточное –
в преграду к большему совершенству,
и ты не утратишь сознание вечной перспективы
и всей громады расстояния ввысь
между любым тобою
и Абсолютным Образцом,
и ты ничем никогда не прельстишься
и ни на что не променяешь возможностей твоего призвания во встречании с Грядущим.
И ты сам для себя –
живая задача,
которую ты призван ежечасно решать вновь,
ибо каждое твоё благое достижение прежнее
для грядущих ступеней окажется негодным,
и ты призван вновь и вновь преодолевать себя
ради новых обогащений твоего предназначения
и нежданных открытий-даров твоего Путничества».

/Батищев Г.С. Диалектические строки (Непреходящие ценности детства), Философско-педагогические произведения. – Собр. соч. в 2-х т.т., Бийск, 2015, т.2 стр. 14-27/.