Честь по заслугам. глава 7

Петр Чванов
Глава 7. Абитуриенты

45 суток, отведенные на стажировку курсантов, пролетели как один миг. И вот 8 рота в полном составе отправлена в отпуск, оставив на память командиру роты множество бумажек, написанных руководителями практики, на основе которых надо на каждого выпускника составить подробную аттестацию. Каждая аттестация отнимает огромное количество времени, месяца явно не хватит. Алексей решает обратиться к Гаркушенко В.П., чтобы тот помог. И Валя «помог».
– Трофимыч, не трать даром мозги и время, учись у Коли Суханова! Ты знаешь, как Николай Михайлович ставит своим курсантам оценки? На, вот, посмотри, – протягивает он классный журнал. – У кого из преподавателей больше всего оценок? У Суханова и у меня. Ну, я, понятно, пользуюсь машинным методом опроса, а этот ортодокс?
– Николай Михайлович, поделись с человеком передовым методом, – обращается он к Суханову.
– Этому методу нет цены, но Трофимовичу выдам секрет бесплатно, – не заставляет себя просить Коля. – Перед каждым занятием я выдаю курсантам листки с уже отпечатанным вопросом и даю им 15 минут. Потом собираю листки, беру журнал и линейку. Измеряю высоту текста. У кого ответ занимает меньше 5см – ставлю двойку, 10см – тройку, 15см – четверку, ну а дальше – сам понимаешь.

Преподавательская разражается дружным хохотом. Смеется и Алексей и уходит к себе в канцелярию портить бумагу дальше. Он уже слышал, что Суханов и Гаркушенко давно пользуются и машинным, и безмашинным методами опроса курсантов. Но Валентин Павлович не был бы Гаркушенко, если бы не нашел как «достать» Суханова.

Вдруг Алексея осенило. А почему бы не использовать «метод Суханова» наоборот. Составить 4-5 моделей служебных характеристик, а потом взять список роты и против каждого поставить номера 1,2,3… и останется только вставить демографические данные и перепечатать на машинке.
– Света, есть идея, – обратился он к секретарю Гусева П.В., – которая Вам, наверняка, понравится и поможет на будущий год Вашему мужу.

Света внимательно выслушала и оценила идею по достоинству.
– Так ведь это же красота. И голову меньше придется ломать, разбирая ваши каракули, – заявила она.
 
Дело закипело. Каллиграфическим почерком Алексей написал пять образцов характеристик, пронумеровал их и поставил в списке курсантов восьмой роты против каждой фамилии соответствующий номер и слова «спорт», «общественник», «профсоюзный активист», «шахматист» и т.д. В результате все аттестации оказались оптимизированы и в то же время каждая отличалась чем-то от себе подобной.

Вслед за аттестациями пришла новая морока – встреча абитуриентов, а точнее, уже их провожание. Встречей абитуриентов в основном занимался начальник специальности Шулянский Григорий Фотиевич и недавно прибывший новый командир роты Сиренко В.В. Они с ними беседовали, разъясняли правила прохождения комиссии и сдачи вступительных экзаменов и порядок их поведения в стенах училища. Боевой офицер, прошедший всю войну, Григорий Фотиевич был требовательным и довольно жестким начальником. В то же время работа с пацанами, которым едва исполнилось 14 лет на момент поступления их в училище, сделали его излишне мнительным и довольно сентиментальным. Много внимания он уделял работе с родителями абитуриентов и того же требовал от офицеров.

За год до прихода Алексея в училище руководство ММФ приняло решение принимать в училище уже не после восьмого, а после 10 классов. Эти ребята считали себя вполне взрослыми и зачастую встречали в штыки всякую попытку вмешивать в их дела родителей.
Обеспечив последний экзамен, капитан 3 ранга Сиренко В.В. забрал личные дела курсантов «своей» роты, а Алексею принес десятка два паспортов, владельцы которых зачислены курсантами, но ещё не разъехались по домам перед отъездом в колхоз.
– Их личные дела находятся у Фотиевича, он хочет с ними сам познакомиться поближе. А больше общается с мамочками, которые хотят всё знать, – поясняет он.
– А мамочки-то здесь при чем? – удивился Алексей. – Это же не восьмиклассники. Это взрослые мужики.
– А здесь многие преподаватели и руководители все ещё никак не отвыкнут, что нам придется работать с другим контингентом курсантов.

Чтобы не морочить себе голову, наставляя курсантов, что им надо иметь при себе перед отъездом на осенне-полевые работы, Алексей тут же составил памятку, попросил Свету Васильеву отпечатать её и вручал отъезжающим вместе с их паспортами.
– Ребята, прежде чем вы получите паспорта и отправитесь по домам, надо сделать мокрую приборку помещений роты, – сказал командир, когда остались последние пять курсантов.

Он распределил их по объектам, выдал приборочный материал и предупредил: качество приборки буду проверять сам!
Работа закипела. Молодые курсанты один за другим сдавали свои объекты. Не торопился только курсант Янулишвили, которому достался туалет. Он зачем-то спускался вниз, поднимался снова, курил в туалете. Вот уже и предпоследний курсант сдал свой объект и ушел из расположения роты. Янулишвили продолжает разгуливать.
– Товарищ курсант, Вы что, сегодня не собираетесь уезжать? – не выдержал Алексей.
– Пачему не собираюсь? У меня самолет на Сухуми через час.
– Тогда что же Вы медлите?
– Мить унитазы – это не мужская работа.
– И что же Вы предлагаете?
– Паслушай, дорогой, я тебе дам денги. Найми русский женщина, пусть она уберет.
– Паслушай, дорогой, если ты через 15 минут не закончишь приборку, то ты уже сегодня никуда не улетишь. А если ты такие финты будешь делать и в будущем, то в училище не задержишься.
– У меня дядя Шалико – заместитель министра транспорта Грузии. Ты панимаешь, что с тобой будет, если я ему пазваню?
– Пока ты дозвонишься до своего дяди, я думаю, начальник училища успеет подписать приказ о твоем отчислении из училища. Время пошло, – жестко сказал Алексей.
– Послушай, дайте мой паспорт, – завопил Янулишвилли, врываясь в канцелярию вслед за командиром.
– Пока не вымоешь унитазы, паспорт будет лежать в моем сейфе, – спокойно ответил тот, укладывая документ в сейф.
– У, шакал, – заскрипел зубами курсант и пулей выскочил из канцелярии. Алексей сел писать проект приказа об отчислении курсанта из училища за неповиновение и грубость с командиром.

Ровно через 15 минут раздался стук в дверь.
– Товарищ командир, ваше приказание выполнено, – четко доложил Янулишвилли почти без акцента.
– Хорошо, я пойду проверю, как Вы выполнили приказание, а Вы почитайте проект приказа и распишитесь, что Вы ознакомлены, – холодно сказал Алексей, выходя из канцелярии.
Когда Алексей вернулся, Янулишвилли стоял посреди канцелярии, обхватив голову руками. В глазах у него стояли слезы.
– Дэда, дэда*– шептал он. – А как же моя мама? Она меня ждет в аэропорту.
– О мамочке надо думать раньше! – всё также непримиримо сказал командир роты. Он спрятал проект приказа с подписью курсанта в сейф, достал паспорт и, вручая его нахалу, сказал:
– Это Ваше первое и последнее предупреждение. Ещё один грубый поступок и Ваш проект приказа будет на столе начальника училища.
Урок пошел впрок. Больше этот курсант ни разу не привлек к себе пристального внимания командира.