немецкие дошкольники о Боге

Маргарита Школьниксон-Смишко
Ниже помещён перевод отрывка из книги Александра Шейдта "Почему? Дети объясняют себе устройство мира. Философские разговоры в детском саду"

В разговоре участвуют:

София (6), Maртa (5), Хaннo(5), Генрих (5), Aйлинa (5).
 Они и другие дети сидят за столом. Одни что-то мастерят, другие рисуют. Их воспитатель Александр заводит разговор, напоминая предыдущую тему.

Александр: Я тут недавно обсуждал с Язином и Яном, какова по величине вселенная . Вы, ребята, это знаете?

Ян: Этого точно никто не знает. Это знает лишь Боженька, потому что он всё создал.

София: А я не верю в бога.

Ханно: Это знают астронавты! Они знают величину вселенной, потому что они там наверху летают. Поэтому они знают, как всё выглядит.

Александр: И так, ты полагаешь, астронавты знают величину вселенной, потому что они видели Землю?

Ханно: Да, там наверху.

Ян: Да, и некоторые спутники посылают нам снимки из вселенной, куда мы не можем полететь.

Александр: Есть снимки других планет, куда мы не можем полететь. Но, София,  ты что ли думаешь, что Бог не мог создать мир?

София: Да, а мм... А мм... Я не знаю. Это мне нужно у мамы спросить, как возник мир. Но у меня есть книга, в которой динозавры, и в начале мир был огромным огненным шаром.

Ханно: Огнём был астероид. Из него возник огонь.

Ян: Да, потом огонь отделился от Солнца и тогда...

Александр: Ты же только что сказал, что не знаешь, как возникла вселенная?

Ян: Да, каждая религия по-разному верит.

Александр: Теперь мы попробуем сами подумать, как нам всё представляется.

София: Я совершенно не верю в бога.

Ханно: А я в него верю.

Марта: В бога нельзя верить, потому что это ни к чему.

Александр: Почему излишне верить в Бога?

София: Я могу объяснить, почему. Потому что его нет.

Ханно: Нет, Бог есть.

Александр: Если ты считаешь, что Бог есть, можешь ты его описать. Что такое Бог? Или кто он?

Марта: Я знаю! Бог — старец, человек, который давным давно создал мир.

София: И его имя Иисус.

Ян: нет

Генрих: Его имя Иисус Христос

Ян: нет

Александр: Марта сказала, что Бог — старец, который создал мир. Но как мог человек создать мир? Я же вот не могу пойти и сказать, что создам сейчас новый мир, или Землю. Я этого не могу.

Ян: Ах, вот что ты имеешь в виду! Он немножко пофокусничал. Он это мог.

Генрих: Фокусничество

Александр: А кто создал Бога?

Айлина: Может быть облака?

Ян: Он был всегда.

София: И когда жили динозавры.

Марта: А теперь он умер.

Ян: Не, нет!

Генрих: Он следит за мёртвыми!

Айлина: Ерунда, он за всеми следит! Я это точно знаю.

Генрих: Но Богу скоро стало скучно и тогда он решил создать мир.

Александр: Ах, вот в чём дело, ему стало скучно.

Марта: Но Бог ведь уже давно умер.

Александр: Марта сказала, что он умер, а Айлина говорит, что точно знает, что он есть, потому что он наблюдает за всеми людьми.

Айлина: Он наблюдает и если мёртв.

Александер: Ты сказал, что Бог нас создал, потому что ему было скучно. Но если он умер, зачем тогда мы существуем?

Генрих: Чтобы, например, наша жизнь была нам интересна. А Бог и пару плохих вещей создал, например, воров.

Айлина: И для воров он ещё создал полицейских.

После такого диалога в книге идёт главка, его анализирующая. Книга предназначена воспитателям детских садов. Похоже, они ей пользуются. Моя внучка, например, однажды, прийдя из садика спросила папу:" Правда ведь, что Бог умер?"