Тайна чёрного рубина, или Два аленьких цветочка

Иван Борисов-Алтайский
На старой московской скамейке под старым деревом сидел старый человек. Он дремал. Мимо шла девушка. Лицо её было заплаканным. Майский солнечный луч сквозь листья падал на капли слёз, рассыпаясь бликами, и девушка невольно щурила глаза. У дерева она замедлила шаг, взглянула на старичка и присела на край скамейки.

– Можно вас спросить?
– Что-то случилось?
– Скажите мне, почему люди не понимают друг друга?
– Как же так, милая? Расскажи подробнее, – участливо предложил старик.

Девушка достала из пластикового пакета тоненькую книжицу, вручную переплетённую, с красочной обложкой, на которой почти по-детски были изображены два алых цветка.

Она потупила взор и тихо прошептала:

– Только не смейтесь надо мной. Эти цветы не случайны. Я в детстве полюбила сказку Аксакова «Аленький цветочек». Как же я мечтала жить в девятнадцатом веке, и чтобы мой папа был купцом и отправился за тридевять земель, а я наказала бы ему привезти мне в подарок аленький цветочек. Как бы этот цветочек украсил мою жизнь! Но, увы, мы живём в веке двадцать первом, и хотя мой папа — капитан дальнего плавания и посетил на торговом судне множество стран, такого аленького цветка, который был нужен мне, папа не нашёл, хотя очень старался.

Старичок внимательно, с сочувствием, выслушал признание огорчённой девушки, взял из её рук книжечку и удивился:
– Твоя книжечка тоже называется «Аленький цветочек»?
– Да, иначе и не могла называться, – взволнованно ответила девушка.

Девушка рассказала, что она написала стихи, прочла их своим подружкам, а те подняли её на смех: кому в наше время нужны стишата, когда надо уметь деньги делать.

– Глупые подружки, их только пожалеть можно, – сказал старичок. – Прочти-ка стихи.

Девушка стала читать. Старичок слушал и кивал головой:
– Из тебя выйдет толк. Уж мне поверь, в этих делах я разбираюсь.

Они проговорили целый час, пока девушка не спохватилась: пора домой. На следующий день она заговорила с ним как со старым знакомым и снова читала ему стихи. И так продолжалось целый месяц.

Однажды девушка спросила:
– Мы так давно познакомились, кажется, прошла целая вечность. А я до сих пор не знаю, как вас зовут.

– У меня такое замысловатое имя, что ты его не запомнишь, – пошутил старик.
– Как в сказках из «Тысячи и одной ночи»?
– Почти. Если хочешь, зови меня старым другом.
– Я вас буду называть «милый старый друг», можно? Вы так помогли мне в трудную минуту. Теперь я не обижаюсь на своих подружек. А вы где живёте?

Девушка спросила так участливо, что старичок ответил:
– Милая, я нигде не живу. Дом мне не нужен. И в вашем городе я оказался случайно. Я брожу по всему свету вот уже несколько тысяч лет в поисках... – и он замолчал.

– Тысячи… Разве возможно жить тысячу лет? А в поисках чего? – с любопытством спросила девушка.
– Я ищу человека, чтобы передать ему волшебный камень.
– Я поняла, вы волшебник. А вы можете объяснить, в чём заключается волшебство?

– Увы, этого я сделать не могу, – огорчённо проговорил старик. – Я рассказывал много раз, но всё время ошибался. Я рассказывал не тем людям. И многие хотели воспользоваться моей откровенностью в корыстных целях, а когда у них ничего не выходило, они обвиняли меня и бросали.

– Плохие люди. А вы долго будете приходить в парк? Я так привыкла к вам, что если вы исчезнете, мне будет очень-очень горько. А может, сделаем так: я поговорю с моей мамой, и вы будете жить у нас в доме?

– Нет, моя милая, зачем твоей маме чужой человек, к тому же я ни в чём не нуждаюсь. Ни в еде, ни в постели.

– А вы завтра снова будете здесь?

– Я давно собирался покинуть ваш город, но, скажу по секрету, что-то удерживает меня.

– Так вы волшебник?

– Нет, дорогая, я не волшебник. Однако мой камень...

– Но вы же не хотите раскрыть его тайну, – удручённо проговорила девушка. – Хотя я на вас не обижаюсь. Потому что даже при большом желании я не могу обидеться на вас, — и она наклонила голову, как бы боясь встретиться с ним взглядом:
– Я, наверное, что-то не так делаю и не так думаю. До свидания! — и она стремительно убежала.

На другой день девушка не появилась, на третий тоже. Прошла неделя. Старый человек неуютно чувствовал себя на скамейке, он забеспокоился. Ему явно не хватало общения с ней.

Прошло ещё время. И однажды он вдруг почувствовал, что камень —  а это был волшебный чёрный рубин — стал тёплым. «Вот так штука! – удивился старик. – Это же верный признак. Неужели?» Но даже в мыслях он боялся  продолжать...

«Сколько раз меня пытались обмануть. Ведь с самого начала камень был как все рубины – тёмно-красный. А почернел от одного, самого изощрённого и коварного обмана. Волшебник, который вручил камень мне, сказал, что я должен передать его той, кто меня полюбит. И тогда камень исполнит любое желание девушки, но только одно. Так неужели эта девушка способна на такое? Нет, это невероятно».

Но камень продолжал с каждым днём нагреваться и обретать свой первоначальный цвет.
«Значит, не зря я столько прожил на белом свете. Предсказание сбудется».
Теперь старый человек с нетерпением ожидал встречи с той, кого он искал тысячи лет.

И наконец он увидел девушку. Она нерешительно подошла к скамейке и тихо сказала:
– Я плохо поступаю... Вы, наверное, хотели видеть меня. Я тоже всё время хотела быть с вами рядом. Но я стыдилась. Я каждый день приходила к живой изгороди и сквозь ветки дерева смотрела на вас.

– Нет, ты ни в чём не виновата. Теперь я могу раскрыть тебе тайну камня. Тот волшебник, который вручил его мне, сказал, что камешек сам даст знать, когда и кому его нужно передать. И камень выбрал тебя, да-да, теперь он твой. Он был холодным и чёрным, но ты… Одним словом, бери сокровище. Знай: оно выполнит любое твоё желание, но только одно.

– Любое моё желание, даже самое невероятное?

– Да, моя дорогая.

– А вы не исчезнете? Я не знаю, что я буду делать без вас.

– Я не исчезну.

Девушка ушла, нехотя попрощавшись со стариком. А на другой день, когда она пришла к скамейке, увидела на ней молодого человека. Она подумала, что обозналась, но такие знакомые глаза смотрели на неё, что она обратилась к нему:
– А где же мой старый друг?
– Не удивляйся, он перед тобой.

Они долго беседовали, и молодой человек вдруг забеспокоился:
– Я понял, какое желание ты загадала. Я благодарен тебе, но скажи, какие слова ты произнесла?
– Я попросила камешек, чтобы время для вас пошло вспять, чтобы вы стали молоды и мы всегда были вместе.

– Милая, что ты наделала, камень может выполнить только одно желание, а ты загадала сразу три... Значит, для меня время уже пошло вспять, я стал молод, но так  будет идти до тех пор, пока я... – и он закрыл лицо руками.

– Неужели всё пропало? – вскричала девушка. Она разрыдалась и убежала прочь. Человек так и остался сидеть на скамейке, обхватив голову руками.

На следующее утро девушка прибежала в сад, надеясь на чудо, но скамейка была пуста.

От ужаса содеянного девушка закрыла глаза. Слёзы беззвучно катились по её щекам. И вдруг её обдало со всех сторон тёплым ветром. Словно видение возникло перед ней – синий халат с золотой оторочкой и с золотыми звёздами, такой же колпак, а под колпаком благообразное лицо с белой бородой. Человек приложил палец к губам:
– Не бойся меня, не бойся и не волнуйся. Я – настоящий волшебник. Я всё знаю про тебя и про твою беду. И я сейчас всё поправлю.

Волшебник ласково посмотрел на девушку, и, словно по волшебству, её слёзы высохли.
– Мы сейчас вернёмся во вчерашний день, когда ты так опрометчиво воспользовалась волшебной силой, загадав вместо одного сразу три желания.

– Вы настоящий волшебник? – спросила изумлённая девушка. – Везёт же мне на волшебников!
– Почему же везёт? Это естественно, потому что у тебя доброе сердце и все твои помыслы чисты и искренни. Вот сейчас перед тобой предстанет твой друг. Глаза можешь не закрывать.

И действительно — из воздуха нежданно-негаданно появился вчерашний молодой человек. Он сел на скамейку рядом с девушкой. Всё её лицо запылало ярким алым румянцем.

– Теперь возьмитесь за руки, мои дети, – торжественно провозгласил волшебник, – и никогда в жизни не разлучайтесь. А сейчас я преподнесу вам вот это.

Волшебник вознёс руки к небу, а когда опустил, девушка увидела на его ладонях два алых цветка.
– Вы сейчас передо мной как эти два аленьких цветочка. Будьте счастливы всю жизнь! А этот рубин будет напоминать вам о вашей сказочной встрече, — и с этими словами волшебник растворился в тёплом майском воздухе.