Лабиринты Кенигсберга. Глава 7-4

Валерий Шпинев
Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете свое согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых Интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо к автору!


В. Шпинев «Лабиринты Кенигсберга». Глава 7-4.

Материалы, представленные Костей Беркутом. Форты и крепости Кенигсберга. Продолжение.

IV этап – строительство Второго Оборонительного вала в 1843-1862 г.г.

Сложившаяся обстановка в Европе после наполеоновских войн вызвала необходимость возрождения города-крепости Кенигсберг.
В 1834 г. представители городских магистратов Пруссии вручили королю петиции о создании восточнее Вислы мощного укрепления-крепости. (119).

В 1840 году кёнигсбергский ландтаг выступил перед королем с петицией о строительстве сильного укрепления вокруг Кенигсберга. (120).

В 1840 г. король Фридрих Вильгельм IV, прибывший в Кенигсберг для принятия присяги, одобрил эту петицию. (119).

Распоряжением от 12 декабря 1841 года король Фридрих Вильгельм IV назначил специальную комиссию в составе генералов фон Грольмана, фон Краузена и шефа инженерного корпуса генерал-лейтенанта Астера. (120).

В 1841 г., по… особому распоряжению… короля Фридриха Вильгельма IV, была создана комиссия в составе генерала фон Грольман, фон Краузенек и шефа инженерного корпуса генерал-лейтенанта фон Астер. Она рассмотрела проблему и дала рекомендации для разработки фортификационного проекта. В течение года был разработан проект… (119).

В 1842-1862-х гг. городская стена была перестроена в камне. Образовавшееся в результате оборонительное кольцо представляло собой… комплекс внушительных кирпичных сооружений. Фактически, весь старый город был окружен оборонительной стеной и рвом. Попасть внутрь можно было только через несколько ворот, укрепленных на случай штурма. Подступы прикрывались огнем оборонительных башен и бастионов. (http://wheretogo.km.ru/koenigsberg/koenigsberg.htm).

5 апреля 1843 года король рассмотрел и утвердил предложенный проект укреплений. (120).

В ХIХ столетии город пережил, как единственный на немецком востоке… роковые преобразования в большой город (Gross stadt), как сделали в Средней и Западной Германии многие городские общины (общественность городов). Особенно роковым было то, что эти преобразования должны были происходить внутри пояса укреплений, выстроенного в 1840-1910 годах. Город, разорвав наконец-то пояс укреплений, был готов вылиться через край. Что сохраняется и сейчас, так как в возникших за пределами пояса укреплений новых жилых кварталах прирост населения не поднялся до уровня 1910 года. Фрагменты из статьи о градостроительных проблемах Калининграда).

О росте населения справку дают следующие цифры:
Количество населения:
- в первом закрытом крепостном валу в 1700 г. – 40600 жителей;
в 1840 г. – 70600 жителей;
- во втором крепостном валу в 1870 г. – 110000 жителей;
в 1900 г. – 187700 жителей;
- после отхода от крепостного вала на 20.08.1910 г. – 244000 жителей. Фрагменты из статьи о градостроительных проблемах Калининграда). 

Строительство укреплений ХIХ века началось в 1843 году на герцогском пахотном поле и завешено в 1859 году на северо-восточном участке строительством восьми городских ворот. Были построены многочисленные бастионы и земляная насыпь на севере для защиты города. Форт Фридрихсбург вместо редутов был ограждён каменной стеной, сооружены ворота и четыре мощные башни… Впоследствии крепость-форт Фридрихсбург была снесена немцами в начале ХХ века при строительстве городской железнодорожной сети; сохранились лишь одноимённые ворота на Левой набережной между эстакадным и двухъярусным мостами.  На юго-востоке и юго-западе Верхнего озера стояли форты Дона и Врангеля (сохранились до сих пор).  (51. Материал из Википедии).

Строительные работы с широким привлечением сил и средств местного населения начались в октябре 1843 г. торжественной закладкой оборонительной казармы «Кронпринц», строительство которой завершилось в 1848 г. (119).

Военная Энциклопедия Сытина о Кенигсберге: «В 1849 г., во время датско-прусской войны, датскій флот блокировал Кенигсберг и нанес большіе убытки его торговле». (http://slovari.yandex.ru/. Военная энциклопедия Сытина, 1911-1914 г.г. Ф. Ласковскій, Матеріалы для исторіи инженернаго искусства в Россіи, т. III, Спб., 1865; С. Beckherrn, Geschichte der Befestigungen K;nigsbergs, K;nigsberg, 1890).

Кёнигсберг как крепость все века строился и перестраивался, и финалом этих перманентных перестроек стал мощная кольцевая система городских фортов, возведённых в ХIХ веке и блокирующих подступы к городу. Кольцо проходило на удалении около 5 километров от городских стен и состояло из 12 больших и 5 малых фортов. Поперечник кольца составлял около 13 километров, а протяженность более 40. Между фортами расстояние 2-4 километра, чем обеспечивалась зрительная и огневая связь фортов. Там, где по условиям местности это было невозможно, в промежутках между большими фортами были устроены малые (литерные) форты. Они были значительно меньше по размерам и вмещали гарнизон численностью до роты с несколькими пушками. Обычный же гарнизон форта составлял 200-300 солдат и 30-40 орудий. (51. Материал из Википедии).

К середине XIX века произошла генеральная реконструкция укреплений. За сравнительно короткий срок были построены из камня: бастионы, равелины, башни и ворота. В XX веке они были приспособлены к обороне в новых условиях Второй мировой войны. (http://zabolotnov.livejournal.com/42986.html).

Вторая половина ХIХ в. стала периодом активного строительства всех внутригородских оборонительных сооружений Кенигсберга: большая часть городских ворот, оборонительных казарм, редюитов, башен, бастионов была возведена в период между 1843-1862 г.г.
Новые, более мощные вальные укрепления и фортификационные сооружения возводились именно в этот период, отдельными местами совпадая с той оборонительной линией, которая за два века до этого отсыпалась еще в 1626 г. (119).

В течение XIX века проводилась модернизация оборонительных сооружений города. Было построено множество бастионов, равелинов, оборонительных валов, большинство из которых сохранилось до наших дней… Городские ворота… были возведены в неоготическом стиле… (http://ru.wikipedia.org/).

В начале XIX века в Кенигсберге создаётся второе кольцо вальных укреплений. Это башни: Врангель, Дона, казематированные ворота: Бранденбургские, Фридландские, Россгартенские и другие, выполненные в стиле модной тогда неоготики и её разновидности - стиля "Тюдор". (51).

В начале XIX века в Кенигсберге создается Второе вальное укрепление, местами совпадающее с линией Первого. Именно в эти годы… возводятся башни «Дона», «Врангель», казематированные (с помещениями для гарнизона) ворота: Бранденбургские, Фридландские, Россгартенские и другие. Все  они выполнены в стиле модной тогда неоготики и сейчас являются памятниками военной архитектуры XIX века. Доказательством связи этих сооружений с событиями освободительной войны Пруссии против наполеоновского нашествия 1813-1815 годов служат и помещенные на них барельефы видных военных и политических деятелей того времени. Так, на Закхаймских воротах были барельефы Ганса Давида Людвига фон Йорка и Фридриха Вильгельма фон Бюлова - военных деятелей, создателей народного ополчения, участников освободительного похода 1813-1815 годов. Договор, заключенный Йорком с русским генералом Дибичем в Таураггене (ныне г. Таураге) 30 декабря 1812 года, послужил началом союзнических действий двух армий - России и Пруссии.
На Россгартенских воротах мы и сейчас можем увидеть барельефы генералов Шарнхорста Иоганна Давида и Гнейзенау Августа Вильгельма. Генерал Шарнхорст участник битвы под Прейсиш-Эйлау, начальник штаба. Вместе с генералом Гнейзенау он провел прогрессивные реформы в прусской армии. Ныне Шарнхорст национальный герой ГДР. В его честь там учрежден орден. (51. Материал из Википедии).

В проектировании ворот, башен и бастионов использованы идеи французских фортификаторов Вобана, Марка Рэне Монталамбера, члена Петербургской академии наук, а также математика, создателя начертательной геометрии Гаспара Монжа. (51. Материал из Википедии).

Общая длина оборонительной линии — более пятнадцати километров; линия включала в себя семь фронтов. Были выстроены новые городские ворота… (120).

В архивах имеются следующие документы:

Схема укреплений Кенигсберга после строительства Второго Оборонительного вала в 1843-1862 г.г.

Карта-схема города-крепости Кенигсберг после строительства Второго Оборонительного вала в 1843-1862 г.г.

Фрагмент карты ХIХ в. Красным цветом показаны оборонительные башни, казармы, городские ворота и мощная цитадель Фридрихсбург.


Продолжение: http://proza.ru/2016/10/03/591.