Воспитатель и учитель

Айза Барзанукаева
 Ко Дню Учителя
  Образно  школу   можно представить  в виде лестницы, трудные ступени  которой   ведут вверх, требуя силу воли, усердия  от  всех участников – и  учащихся,   и учителей, а от последних ещё -  и  преданности избранному делу.   А еще школу можно ассоциировать с  домом, где обитает  радость -  радость познания мира.  И в этом  «доме радости»  выразителем сути  «школа» и ее стержнем, думается,   является учитель.   Точнее   -   воспитатель-учитель.
     В  «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»   сказано, что никакие воспитательные программы  не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для детей пример нравственного и  гражданственного  личностного поведения.  Именно духовно-нравственная культура учителя является залогом  успешного воспитания  учащихся. Только личность может воспитать личность, как доброта воспитывается  добротою,  любовь  -  любовью, благородство  -  благородством.  А без духовной общности  учителя и ученика,  как утверждал В.А.Сухомлинский, воспитание не состоится. 
     Это хорошо понимает учительница  начальных классов  Аргунской гимназии №13 им.  С.Д.Диканиева Марина  Бакиевна Мадаева, которая  в  своей работе руководствуется именно  этим  тезисом.  Она  считает, что именно  на учителе начальных  классов лежит огромная ответственность за  формирование  многих ценных качеств  человека и гражданина.  « И вообще,-  говорит  Марина Бакиевна, -  миссия учителя  -  великая миссия. И как я могла в юности мечтать о другой профессии  -  не понимаю!»
     Действительно, выпускница Тевзанинской средней школы, Марина после  окончания десятого класса,  подав  документы на юридический факультет ЧГУ, ехала домой, когда случайная встреча с уважаемым школьным учителем русского языка и литературы  А.Газимагомаевым  решила дальнейшую  её судьбу.  Опытный педагог настоятельно порекомендовал  Марине обязательно подать документы в педагогический вуз. Возможно, учитель  хорошо знал характер своей ученицы  и учел  её душевные качества, которые помогут ей правильно выстраивать отношения с  учениками. Кто знает?
     Как бы то ни было, Марина послушалась  своего учителя и параллельно ещё подала документы и в педагогический. По срокам экзамены на отделение  «Педагогика и методика начального образования»  гуманитарного факультета  ЧГПИ  начались раньше, чем на юрфак.  Это и решило её выбор. Так Марина начала свой путь в педагогику. В 1996 году она стала дипломированным специалистом.  До 1998 года проработала в своей родной Тевзанинской школе, где директорствовал удивительно мягкий, тактичный, но тем не менее требовательный к себе и подчиненным  Абдулах1и  Юсупов.  Он очень интересно вел уроки истории в классе, где училась Марина.  Ещё  запомнились уроки русского языка и литературы учительницы Хавы Хасановны Исраиловой, которая применяла разнообразные формы учебной деятельности. Теперь, став сама учителем, Марина понимает, что их учительница  была творческим учителем.  А классным руководителем была Мадина Джамалдиновна Юсупова, которая  преподавала химию. Она была для нас больше, чем классная, говорит Марина. Наставник, друг, учитель, советчик, старший товарищ и профессионал своего дела. 
    Спустя годы судьба вновь свела Марину со своим классным руководителем   Мадиной   Джамалдиновной.   Теперь уже – в гимназии №!3. Для меня  она и её сестра Марха Джамалдиновна, говорит Марина, являются образцами педагогического мастерства. К ним я обращаюсь  всегда, когда требуется  помощь методического  плана .
        Марина   Бакиевна  не  упускает  случая,   когда   можно посетить   урок Мархи Джамалдиновны. Она не перестает удивляться многообразию методических приемов, которые  применяет опытный учитель  М.Д. Абзаилова  для достижения поставленной цели урока. Одно я усвоила очень хорошо, говорит Марина,  -  учитель должен постоянно совершенствоваться, повышать свое методическое мастерство. Он должен быть в курсе новинок учебно-методической литературы, знать и понимать изменения в системе образования.
      В 1998 году молодого специалиста – М.Б.Мадаеву – переводят директором начальной школы в небольшое соседнее село Дуц-Хутор.                Время было и тяжелое, и опасное. И начавшаяся затем вторая война  принесла много горя.  Очень часто на совещания руководителей  школ, которые проводились в  отделе образования Веденского  района,  директора  близлежащих школ ездили вместе. Тем не менее безжалостная рука убийцы свершила свое подлое дело: был убит директор Тевзанинской школы Сираждин Сириевич Зумаев, который сменил А.Юсупова, когда тот стал депутатом Парламента  республики.
      По семейным обстоятельствам  Марина в 2003 году уезжает из республики, но через шесть лет возвращается на милую родину, по которой  сильно тосковала. Казалось бы, в профессиональном плане Марина уже прочно утвердилась и пора бы любую блажь выкинуть из головы. Но  -  увы!  -  бывшая некогда мечта стать юристом не давала ей покоя все эти годы: с момента окончания школы она трижды принимала решение поступить на юридический факультет. Но либо чьи-то отговоры, либо жизненные перипетии мешали ей  осуществить свою мечту. Окончательную точку в этом своем стремлении она поставила в…2009 году! А теперь сама удивляется, чего это ей не хватало: неужели в той профессии ей было бы интересней, чем в работе с детьми?! Нет и еще раз нет!  «С детьми мне очень интересно, - делится со мной Марина, -  уверена, что я нашла свое место в жизни. Детей люблю. Подкупает их искренность,  доверчивость.  И мы, учителя, должны принимать их  такими, какие они есть. И  выстраивать  с ними такие отношения, чтобы  быть их   любимым учителем, так как через призму его взглядов они воспринимают мир».
…Однажды я спросила своих двух внучек-близняшек Селиму и Себилу, которые с недавних пор стали учиться в классе у  Марины Бакиевны, какая черта характера любого учителя,  с их точки зрения,  главная  -  доброта или справедливость? Они обе в один голос  ответили:  «Доброта!»
Еще задолго до начала обучения в школе у ребенка сформировывается понятие о добром-злом, хорошем-плохом. Учитель это должен помнить, и не менее важно знать, в каких условиях это сформировалось. Поэтому опытные учителя осознают, сколь важен контакт с семьей, и стараются сделать ее союзником в деле воспитания.  Марина Бакиевна именно из таких учителей.
     «А разве  учитель не должен  быть строгим?» -  продолжила я свой диалог с внучками. -  Иной раз строгость лучше, чем доброта». На этот свой вопрос я получила исчерпывающий ответ: «Он должен быть и строгим, и требовательным. Но  ещё и добрым обязательно. Например, если ученик болел,  и его долго не было в школе, а учитель даже не спросил, как он себя чувствует, вылечился или нет, тогда разве такой учитель добрый? Конечно, нет!»  А я по отзывам родителей знаю, что Марина Бакиевна из тех учителей, которые обязательно проявят сочувствие, сострадание к ученику, проявляют живой интерес к жизни ребенка,  замечают и радуются, когда ученик достигает успеха.
     По своему опыту работы в школе  знаю, что существует  множество  составляющих  успеха учителя. Это, безусловно, постоянное самообразование («Уча других, мы учимся сами»); чтобы вами восхищались родители и коллеги;  умение признавать свои ошибки (человеку  свойственно ошибаться)  и т.д.
     По  мнению родителей и отзывам коллег,  авторитет учителя Марины Бакиевны  основывается не только на компетенции,   но и на доброте, справедливости,  такте,  умении  заботиться о своих воспитанниках.
     В связи с этим я вспомнила слова абхазского писателя и поэта Фазиля Искандера: «Воспитателем и учителем надо родиться, им руководит прирожденный такт».
     Наверное, потому Марина отдает предпочтение  гуманной педагогике Ш.А.Амонашвили, в основе которой лежит  личностно-гуманное общение учителя с учащимися.
Теперь мне ясно, почему мои внучки отдали приоритет  доброте как главной черте характера любого учителя: педагогические пристрастия учителя к  гуманной педагогике не позволят  пройти мимо ученика, а научат увидеть его!
      Не помню, кто сказал: «Любите детей. Хотя бы мысленно».
      И добавим от себя:  к сожалению,  не каждый, кто имеет диплом,  сможет понять и полюбить ученика.
…С начала педагогической деятельности М.Б.Мадаевой прошло уже двадцать лет. Время быстротечно. Окончили школу и продолжают учебу двое  сыновей Марины. Старший все-таки воплощает в жизнь школьную мечту своей матери. Он учится на втором курсе нового (и очень престижного, по мнению многих!) факультета  Астраханского государственного технического университета, по окончании которого получит  специальность «Экономическая безопасность».
     Со знанием дела говорит Марина Бакиевна  об изменениях в системе образования. Образование сегодня нацелено на системно-деятельностный подход  в обучении, заключающийся  в стремлении научить ребенка учиться, сформировать личность с определенной гражданской и нравственной позицией, определенными ценностными установками.  Я строю уроки, говорит она, таким образом, чтобы каждый добился успеха в меру своих  возможностей. Учу не бояться задавать вопросы. Очень важно душевное равновесие ребенка. Поэтому необходимо, чтобы слово учителя было располагающим к доверию. Надо помнить, что каждое наше слово и дело оставляют след в душе ребенка. Через слово учителя в детские сердца входят красота, доброта, милосердие.
    Вот так вот рассуждает воспитатель-учитель Аргунской гимназии №13 М.Б.Мадаева, которая   наполняет «дом радости»  -  школу  - теплом своего сердца  и  добрым взглядом  внимательных глаз.
Крепкого  тебе здоровья, благодарных учеников и долгих лет жизни, Учитель!