Александр II и Авраам Линкольн

Ольга Ильинична Горшенкова
Единственным государством, которое поддержало правительство Авраама Линкольна в гражданской войне между северными и рабовладельческими южными штатами, была Россия, что не удивительно, так как именно Александр II отменил в России крепостное право.
 В 1863 году русское правительство направило в американские порты две эскадры. Их внезапное появление в Нью-Йорке, Сан-Франциско и других портах атлантического и тихоокеанского побережья США сыграло важную роль в предотвращении интервенции со стороны Англии и Франции в поддержку южан.
За полугодовое пребывание состоялось множество встреч русских моряков с делегациями от разных городов и штатов. После все чаще и чаще стали говорить об ответном визите в Россию после завершения президентских выборов. 17 февраля 1865 года пал Чарлстон – столица рабовладельческого юга, над городом вновь взвился звездно-полосатый США. Предвыборная кампания Авраама Линкольна велась под лозунгом «Смерть рабству!». Авраам Линкольн победил, 4 апреля 1865 года он вновь стал хозяином Белого дома. Через несколько дней выстрел в театре Форда погрузил страну в траур похорон Авраама Линкольна. Интересно, но 16 апреля 1866 года на набережной Невы было совершено покушение на Александра II, по счастливой случайности царь остался жив.
Американцы с большим сочувствием отнеслись к покушению на императора. Лидеры правящей республиканской партии 4 мая 1866 года выступили в Конгрессе с заявлением, что «народу, отдавшему нам в час нашей смертельной опасности свои самые теплые чувства, следует направить нечто большее, чем просто поздравление императору». Палате представителей и сенату предлагалось принять совместное постановление с обращением к главе русского государства. Для его вручения направить отряд военных кораблей с чрезвычайным послом на борту. 
16 мая такое постановление было принято, в качестве чрезвычайного посла Конгресс назначил помощника госсекретаря по морскому министерству, члена Вашингтонского кабинета Густава Фокса. В годы войны он являлся одним из видных организаторов и руководителей флота северян.      К концу мая броненосец водоизмещением 1225 т и два паровых парусно-колесных фрегата сосредоточились на острове Нью-Фаундленд, от которого до ближайшей точки европейского побережья – Ирландии пролегал самый короткий путь -3200 км.
5 июня 1865 года корабли снялись с якоря и вышли в море. Переход длился 11 суток, 16 июня отряд Фокса достиг побережья Ирландии. 3 августа отряд прибыл в Гельсингфорс, который покинул 5 августа. При выходе из гавани отряд Фокса был встречен русской эскадрой. После обмена салютами «русские суда выстроились в две колонны, а американский пароход и монитор стали между ними… Таким образом, соединенная эскадра поплыла в Кронштадт и при благоприятной погоде прибыла туда 6 августа».
8 августа чрезвычайное посольство было принято Александром II в Большом петергофском дворце. «Многочисленные связи, издавна соединяющие великую империю на востоке и великую республику на западе, - говорилось в послании Конгресса, - вновь умножились и упрочнились благодаря непоколебимой поддержке, которую русское правительство оказало Соединенным Штатам в тяжелые годы их междуусобной борьбы».
О дружественных отношениях между Россией и Америкой говорил и царь. Император объявил, что и офицеры, и команда являются гостями русского правительства. В Вашингтон Фокс отправил телеграмму об исполнении возложенной на него миссии. Это была первая телеграмма , отравленная из России в Америку по проложенному в 1866 году трансатлантическому кабелю. Не забыли показать американским гостям и молодой дуб, выросший якобы из желудя с дуба, «осеняющего могилу Вашингтона». На следующий день император со свитой посетил американские корабли. В Кронштадтском морском клубе был дан первый официальный обед, за которым последовали один за другим торжественные приемы, обеды и ужины.
Знакомство с Петербургом поразило американцев своим великолепием. 23 августа посольство  выехало в Москву, затем на ярмарку в Нижний Новгород,  Кострому и Тверь.
На радушном приеме в честь гостей канцлер А.М. Горчаков выразил надежду, что добрые взаимоотношения между обоими народами будут существовать вечно. Отметив личные качества Фокса, он отметил, что особенно ценит эти отношения потому, что «они не представляют никому  ни угрозы, ни опасности… Господь даровал обеим странам такие условия существования, что они вполне могут довольствоваться своей великой внутренней жизнью» (ЛП  1990 №1).
Последние дни пребывания в Петербурге американцы посвятили «покупке разных вещей русского изделия». 15 сентября был дан прощальный завтрак, по окончании которого американская эскадра вышла в Финский залив.