4. Национальное самосознание

Юрий Шпилькин
4.1.1. Сущность самосознания личности, этноса, нации.
Сознание – есть высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целена¬правленном, осмысленном и обобщенном отражении действи¬тельности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальной средой. Сознание позволяет человеку осуществлять высший контроль над своими психическими процессами и поведением, направлять ход своей психической и предметной деятельности в нужное русло, а так же анализировать собственное сознание.
Большинство современных исследователей выделяют сле¬дующие основные структурные компоненты сознания:
1. «Бытийное сознание» («сознание для бытия»);
2. «Рефлексивное сознание» (сознание для сознания);
3. Самосознание (осознание своего внутреннего мира, самого себя).
1. Интеллект - психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся: мышление, память, внимание, восприятие. Свойства мышления (быстрота, системность, гибкость); свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению); свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость); свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).
Ядром, основным элементом сознания (интеллекта) выступают знания. Уже сама грамматическая структура слова «сознание» говорит о том, что сознание тесно связано с областью человеческого знания, причем такой, которая понята многими (совместное знание). Без знания нет сознания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, начитанности, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.
2. Мотивация - совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Большую роль здесь играют воображение, мечта. Мотивация может быть сильной, слабой, устойчивой неустойчивой.
3. Эмоции - чувственные переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе. В эмоциональную сферу входят: чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы.
4. Воля - способность человека сознательно регулировать поведение и действовать, не отступая перед трудностями. В воле выражается «энергетическая», действенно-практическая сторона сознания. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность. В сфере воли резюмируется содержание других сфер сознания.
5. Самосознание - это отражение собственного «Я». Это часть сознания человека, притом часть неординарная. Формирование самосознания начинается в раннем детстве с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Самосознание строится на основании Я - концепции, которая включает в себя несколько различных «образов Я»: «реальное Я», «динамичное Я», «идеальное Я», «фантастическое Я», «воспринимаемое Я». Благодаря самосознанию обеспечивается саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.

Функции сознания:
Функция познания - человек приобретает знания;, обобщенного отражения внешнего мира (реализуется мышлением: рассудком и разумом, опирается на образ и мысль);
• целеполагающая - человек осознает свои потребности, ставит перед собой цели и стремится их достигнуть;
• ценностно-ориентационная - человек оценивает явления действительности, определяет свое отношение к ним;
• управленческая - человек управляет своим поведением в соответствии с результатами решения первых трех задач;
• коммуникативная - человеческое сознание передается в знаковой форме, (как нет сознания без общения, так нет и общения без сознания);
• рефлексивная - благодаря ей происходит самоосознание, саморегуляция, самоконтроль. Функция рефлексии (в качестве объекта рефлексии могут выступать и отражение мира, и мышление о нем, и способы регуляции человеком своего поведения, и сами способы рефлексии, и свое личное сознание).
• Функция переживаний и построения отношения к миру, людям (образы и мысли, окрашиваясь эмоциями, чувствами становятся переживаниями. Осознание переживаний – это формирование определенного отношения к окружающей среде, к другим людям. «Мое отношение к среде – есть мое сознание»);
• Функция регулирования поведения (формирование целей, мысленное построение действий, предвидение результатов, достижение поставленных целей – воля человека выступает как компонент сознания);
• Креативная функция - формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции.
Наряду с сознанием, в психике человека существует еще и бессознательное. Под бессознательным понимается совокупность психических явлений, состояний, существующих вне человеческого сознания и не поддающихся контролю со стороны сознания человека. К сфере бессознательного относятся инстинкты (пищевой, половой, самозащиты и др.), которые порождают у человека подсознательные желания, эмоции, влечения, которые позже могут попадать в область сознания.
Наличие у человека системы самосознания является важным критерием того, что он стал личностью, поднялся до определенного уровня социально- психологической зрелости. Проблема развития самосознания связана с определением понятий «сознание» и «самосознание». Сознание является главным отличием человека от животных. Существуют разные определения этого понятия, но есть нечто общее, что их объединяет. Человек, обладающий сознанием, характеризуется следующим: - выделяет себя из окружающего мира, который выступает как объективная реальность, отделяет себя, свое «я» от внешних вещей, а свойства вещей - от них самих. То есть разграничивает по типу «Я - не Я»; - формирует определенное отношение к этому миру, взаимодействует с ним, вносит в него целенаправленные изменения; - способен ставить и достигать жизненные цели, планировать свое поведение, действия, предвидеть результаты и оценивать их последствия; - пристрастно относится к миру, что выражается в эмоциях, чувствах, переживаниях, отдает отчет в своих ощущениях, мыслях, переживаниях, намерениях, желаниях; - знает особенности своей личности и индивидуальности. Имея сознание, человек обладает и самосознанием.

Самосознание - это особая форма сознания, которая также имеет отражательную природу. Если посредством сознания человек познает, воспринимает окружающий мир и определенным образом ориентируется в нем, то самосознание направлено на саму личность. То есть, объектом самосознания является сама личность, ее мысли, чувства, потребности, весь ее внутренний мир. Самосознание в психологии понимается как процесс осознания личностью самой себя во всем многообразии индивидуальных особенностей, своей сущности и места в системе многочисленных общественных связей. Человек становится личностью благодаря сознанию и самосознанию, через активное включение в различные виды деятельности, общение. Быть человеком - значит иметь не только сознание, но и самосознание. Это значит, что познавая самого себя, познавать внешний мир; выделяя себя из окружающей действительности, создавать определенное отношение к этому миру, взаимодействовать с ним, вносить в него изменения, совершенствовать собственную личность.
Различают возрастное, религиозное, профессиональное и другие виды самосознания. В социальных науках используют термины «этническое самосознание», «национальное самосознание», «классовое самосознание». Они обозначают осознание членами разных социальных групп наличия данной группы, её особенностей, целей и места в социальном мире. Понятие «национальное самосознание» стало вводиться с 60-х годов в научные этнографические, философские труды, а с середины 80-х годов появляются работы ученых, посвященные проблеме национального самосознания. Если национальное самосознание оказывается как на уровне индивида, так и на уровне нации, то национальное сознание оказывается только на уровне нации. Каждая нация имеет свое национальное сознание, которое является продуктом длительного исторического развития и существует оно на теоретическом и обыден- ном уровнях. Национальное сознание - одна из форм общественного сознания, в которой находит отражение этническая жизнь общества; это совокупность теоретических и обыденных взглядов на природу этнического, предполагающих осмысление специфики этнических процессов.
Через самосознание нация осознает, определяет свои общие, коренные интересы, цели и идеалы, свое «лицо» в многонациональном мире, а также отношение к другим нациям и государствам. Поэтому ряд ученых считает, что национальное самосознание является также стержнем национальной духовной культуры народа. Понятие «этническое, национальное самосознание» зависит от трактовки ка- тегорий «этнос», «нация». Определяя нацию как переходное состояние между ло- кальным (этническим) и универсальным (сверхнациональным, общечеловеческим), выделяют национальное самосознание как системно и смыслообразующее звено цепи «этническое самосознание - национальное самосознание – общечеловеческое самосознание» (П.Е. Астафьев, Б.Т. Лихачёв, В.М. Межуев и др.). На уровне полиэтнического общества национальное самосознание образуется в процессе взаимодействия этнических самосознаний. Исторически национальное самосознание народа формируется на основе ценностей и направлений развития национальной мировой культуры. Оно включает национальные автостереотипы и представления о территории, культуре, языке, об  историческом прошлом. В целом, национальное самосознание следует понимать как осознание народом своей собственной социально-этнической сущности, осознание того, какую реальную роль он играл или может играть в истории человече- ства, каков его вклад в развитие общечеловеческой цивилизации. Любой народ мира имеет свою историю, национально-этнические специфические черты, свои традиции и обычаи, своё национальное достояние, свою территорию как основное место проживания нации. Его «национальное самосознание проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации о своей определенной идентичности и отличии от представителей других общностей; о национальных ценностях и интересах; истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития; месте своей социально-этнической общности во внутриго- сударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях» (Этнопсихологический словарь, 1999 г.).

4.1.2. Функции и компоненты национального самосознания.  Национальное самосознание выполняет разные функции. Обычно выделяют такие функции, как приспособительная, защитная, познавательная, само- контроля, стабилизирующая, воспроизводящая, социализирующая и конституирующая. Эти функции проявляются следующим образом: - приспособительная - обеспечивает передачу от одного поколения к другому... национальных традиций и др. элементов нации, «работает» на сплочение этноса и нации» - защитная – связана с сохранением от исчезновения национальных культурных ценностей, ограждением национального достоинства от ущемления как извне, так и изнутри, защитой национальных интересов; - познавательная – в качестве передаточного механизма участвует в передаче обычаев, традиций, ценностей исторической, духовной культуры от одного поколения другому; - функция самоконтроля и ответственности предназначена для создания барьеров, препятствующих нарушению принципов равенства и справедливости, проявле- нию национального снобизма, тщеславия и предрассудков. Современное человечество представлено примерно 3000 народов, в то же время, независимых государств в мире насчитывается около 200. «...нет такого народа, кто не искал бы в своей жизни утверждения национальной гордости», - писал российский писатель А.Н. Толстой. При определении структуры национального самосознания народа ученые вы- деляют такие общие компоненты как: национальные потребности, интересы; наци- ональная самоидентификация; национальные стереотипы (представления о других народах); общность исторического прошлого; историческая память; культурные цен- ности, язык; религия; природа, территориальная общность; ценностные ориентации и установки по отношению к другим национальностям (толерантность); система национальных ценностей; национальные символы, идеалы, традиции и обычаи. Например, историческая память – это источник национальной общности и нацио- нальной ответственности. Помнить об уроках прошлого, чтить предков, знать, остерегаться ошибочных поступков, чувствовать ответственность перед поколениями - важные функции исторической памяти, помогающей сплачивать национальную общность.
На формирование национального самосознания народа оказывают влияние разные факторы: социально-экономические и исторические условия жизнедеятельно- сти нации; этническая среда, этносоциальная ситуация; этнокультурные традиции, ценности; социальные идеи, складывающиеся в процессе экономического развития государства, его институтов и коммуникаций; политические чувства и представления, религиозные воззрения; миграции населения; активные межэтнические контакты; государство и его институты, семья; система образования (обучение и воспитание); достигнутый образ жизни; - СМИ, учреждения культуры и т.д. Социально-историческая практика показывает, что каждое новое поколение переосмысливает опыт прошлого своего народа, определяет цели и задачи национального развития, формулирует его перспективы, выстраивает политические, идеологические, экономические, культурные ориентиры, характерные для нации в конкретное время, формирует национальное самосознание в соответствии с современным миром. Этот процесс происходит интенсивнее в наиболее сложные, переломные периоды истории нации. Национальное самосознание является важным фактором, характеризующим нацию как общность и человека, как члена этой общности. Личность, осознавая себя неотделимой частицей нации, постигает историю своего народа, национальные ценности (письменность, национальный язык, достижения в духовной культуре и т.д.), национальный менталитет, ценит вклад народа в мировую сокровищницу культуры, разделяет успехи нации и способствует ее развитию. Развитие национального самосознания связано с осознанием индивидом своих корней, традиций, т.е. этнического, и в то же время, в этом процессе важно признание нравственных общечеловеческих ценностей. То есть важной стороной в развитии национального самосознания является соотношение в нем этнических, национальных и общечеловеческих ценностей. Становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях, так как «личность - это конкретный человек, живущий в определенных исторических условиях и достигший такого уровня психического развития, национального самосознания, который позволяет управлять этим развитием и взаимодействием с окружающими. Поэтому национальное самосознание, проявляясь через его носителей, т.е. индивидов, составляющих общность, является важным компонентом мировоззрения личности. Национальное самосознание личности включает представление субъекта о своей национальной принадлежности, позитивное принятие своей этничности, отношение к историческому прошлому нации, её настоящему и будущему, активность в освоении родного языка, изучении народной культуры, осознание и принятие национальных интересов и ценностных ориентаций, формирование отношений к другим этническим общностям, готовность сохранять ее территориальную целостность, стремление приумножать ее богатства.
 В отношении личности, национальное самосознание - это интегративная ее характеристика, включающая в себя осознание принадлежности к определенной национальной общности, наряду с позитивной оценкой представителей других национальных культур, представления индивида о языке, культуре, о типичных чертах своей общности, об общности исторического прошлого, религии, территории, государственности. Исследователь Д.В. Ольшанский подчеркивает, что «национальное самосознание - это совокупность взглядов и оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов национально-этнической общности о своей истории, современном состоянии и будущих перспективах своего развития, а также о своем месте среди других аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними.

Национальное самосознание включает рациональные (собственно осознание своей принадлежности к нации) и, отчасти, в меньшей степени эмоциональные (подчас неосознаваемое сопереживание своего единства с другими представителями национально-этнической группы) компоненты». Национальное самосознание является важнейшим компонентом в структуре личности и составляет ее ценностно-смысловую основу: когнитивную, эмоциональную и поведенческую. Содержание этих компонентов можно представить следующим образом: - когнитивный – включает представления об этнических группах - своей и чужих, различиях между ними, знания истории, ценностей, традиций, культуры, языка (государственного) своего отечества, этническую, национальную самоидентификацию; - эмоционально-оценочный компонент - это эмоциональное оценивание качеств собственной группы, других этносов, переживание принадлежности к своей этни- ческой группе, нации в целом, значимость для человека этого членства, осознание своей культурной, исторической и духовной принадлежности к стране; - поведенческий – в действиях, поведении проявление себя членом определен- ного этноса, нации, использование языка своего этноса, национального (государственного), поддержание культурных традиций, участие в социальных организациях, способность и желание активно действовать на основе общечеловеческих и национальных ценностей и т.д. Выделенные учеными компоненты национального самосознания в структуре личности будущего специалиста, в содержательном плане должны, как мы уже говорили выше, рассматриваться в контексте трех важнейших составляющих национальной идеи «М;;гілік Ел» – этноформирующей, гражданской и общенациональной, ориентирующей на развитие интеллектуального потенциала и конкурентоспособнсти.

     Национальное  самосознание - один из основных компонентов социализации в условиях многоэтнического государства. Процесс формирования национального самосознания как отдельного индивида, так и национального сознания представителей различных этносов в целом, включает следующие этапы: 1) этническую самоидентификацию (осознание индивидом своей этнической принадлежности); 2) развитие национального и интернационального компонентов: а) формирование патриотического сознания индивида - осознание отношения к Родине, своему народу, усвоение определенной шкалы ценностей и установок, становление ценностных ориентации, развитие патриотизма на основе национальной гордости, исторического самосознания, обычаев, традиций, нравов; б) формирование отношения к представителям других этносов на основе повседневного опыта, сложившихся этнических стереотипов, системы воспитания (под воздействием окружающей среды: семьи, родственников, сверстников, представителей своей национальности; воспитательное воздействие государственных институтов: детских дошкольных заведений, школы, внешкольных воспитательных учреждений, средств массовой коммуникации), цель действия которой - формирование культуры межнационального общения; 3) формирование политической культуры, в т. ч. и в сфере национальных отношений, включающей оценку политической ситуации, отношение к системе политической власти и ее институтам, формирование политических взглядов, симпатий и антипатий, убеждений и подготовку к реализации этих убеждений в гражданской деятельности. [7]
     Национальное  самосознание формируется под влиянием ряда факторов (этническая среда, этнокультурные традиции, этносоциальная ситуация, миграции населения, активные межэтнические  контакты, государство и его институты, система образования, СМИ, учреждения культуры, семья и т. д.), а также особых коллективных представлений этноса. Наиболее существенно на уровень осознания идеалов и интересов нации влияют этнические приоритеты. Они обусловлены коллективной идентичностью на базе общности «крови и почвы», т.е. представлениями о едином этнониме (самоназвании народа), общем происхождении членов этноса, его едином историческом прошлом, этнической территории, а также некритическим отношением к сложившимся традициям, идеалам, ценностям. На формирование национального самосознания влияют также религиозные воззрения этноса, являющиеся одним из значительнейших факторов менталитета народа и связанные с его мировосприятием в контексте мировой цивилизации.

4.2. Формирование и проявление национального самосознания
4.2.1. Формирование самосознание казахстанского народа. Общеизвестно, что нация - это исторически сложившаяся форма общности людей, которая объединяет этносы. Ей свойственно: наличие государственного языка и языка межэтнического общения, общность материальных условий жизни; территории и экономики; известных черт характера, проявившихся в национальном своеобразии ее культуры. Каждая нация имеет свое национальное самосознание ; феномен духовной жизни народа. Поэтому нет национального самосознания вне и помимо сознания принадлежности к «своей нации». Сущностью же национального самосознания казахстанцев, как и других наций, является убеждение народа в своей групповой особенности, которое выражается в языке, культуре, нравах, обычаях, традициях, общности исторической судьбы, религии.  Национальное самосознание являясь основой мировоззрения нации, народа и отдельного человека, как определенная совокупность идей, ценностных установок, носит конкретно исторический характер. Чтобы дать общую характеристику национального самосознания казахстанского народа проследим как основные вехи развития этнических общностей влияли на развитие их национального самосознания. Исторические данные свидетельствуют, что славянские этносы берут свое начало от представителей древней андроновской (восточной) культуры (VIII-XII века до н.э.). Авеста старейший памятник древнеиранской литературы повествует, что арии сожительствовали с туранцами - предки казахов. Затем тюркские и монгольские племена, осевшие на территории сегодняшнего Казахстана (в I веке до н.э. и позже). В середине XV века на исторической арене появились кочевые племена под названием «казах», которые заложили основу новой народности. Факт становления любого народа, отличается не только национальным своеобразием, но и противоречивостью. С возникновением Казахского ханства (1465 г.) жизнь казахов приобретает устойчивые этнические признаки. Постепенно начинает формироваться само- сознание и утверждаться национальный характер. Поэтому можем утверждать, что национальное самосознание казахов начало формироваться в тот период, когда образовался казахский народ как единая этническая группа.
Общеизвестно, что развитие этносов – это сложный и длительный процесс, как и сама история. Это относится и к становлению национального сознания, национальной психологии. Те или иные исторические события прямо или косвенно влияют на психологию людей. Так, например, нашествие джунгаров, присоединение к царской России, придание в 1936 года статус союзной республики, повлияло на развитие национального самосознания казахского народа. В исторической памяти казахов также оставили след последствия джута и голода (1929-1934 гг.), массовых репрессий (1937-1938 гг.), что не могло не оказать воздействия на сознание народа. В 1937-1944 годы некоторые народы были депортированы в Казахстан из России, Прибалтики, Чечено-Ингушской, Карачаево-Черкесской республик, Дальнего Востока. Особенности этнического менталитета казахов, их традиции, такие как гостеприимство, помогли всем переселенцам сохраниться как этносам. Национальное самосознание казахстанцев как нации начало складываться еще в первой половине прошлого века. Впервые в Казахстане был открыт театр оперы и балета. В 1933 году в Алма-Ате была создана музыкальная студия, а через год на ее базе открылся театр. В 1938 году на сцене театра был поставлен балет «Калкаман и Мамыр», ставший первой казахской балетной постановкой. Всему миру стали известны имена оперных певцов: самой молодой в стране, получившей в 24 года звание «Народный артист СССР» Куляш Байсеитовой, Ермека Серкебаева, «казахстанского соловья» Бибигуль Тулегеновой. В настоящее время театр является одним из крупнейших в Евразии. Труппа Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая с успехом дает гастроли в различных странах мира.

Период второй мировой войны в очередной раз показал уровень развития национального самосознания казахстанского народа. Он самоотверженно воевал на фронтах наравне с представителями других этносов. За проявленный героизм на фронтах Великой Отечественной Войны 528 наших земляков стали Героями Советского Союза и 75 – полными кавалерами орденов «Славы» І, ІІ, ІІІ степеней. Среди них по этническому составу после русских и украинцев, казахи – Герои Советского Союза - занимают третье место. Во время войны в Казахстан были эвакуированы не только заводы, но и театры, киностудии, выдающиеся ученые, актеры, режиссеры, писатели, стоявшие у истоков зарождающихся профессиональной науки, философии, литературы, искусства. В годы Великой Отечественной войны на всю страну набатом прозвучала поэзия Джамбула Джабаева, среди них его песнь «Ленинградцы, дети мои!», посвящённая защитникам блокадного Ленинграда. В 50-80 годах ХХ века начинается новый этап в жизни казахского этноса, связанный с развитием этнокультуры, который заложил основы национального возрождения народа.  В 1947 г. Мухтар Ауэзов закончил две книги романа «Абай». За это произведение писателю была присуждена Госу¬дарственная премия СССР. В 1955 г. вышло в свет продолжение этого фундаментального произведения - эпопея «Путь Абая». Присуждение в 1959 г. Ленинской премии М.Ауэзову явилось признанием эпопеи «Путь Абая» достижением всей многожанровой казахской литературы. В 1952 г. в Казахском театре драмы была поставлена драма М.Ауэзова «Абай».  В июне1946 г. была создана Академия наук Казахской ССР. Первым президентом Академии стал основатель казахской советской науки К.И.Сатпаев. В 50-е годы была расширена сфера исследований в общественных науках. Начали издаваться собрания сочинений Ч.Валиханова, И.Алтынсарина. В 1958 г. был создан Институт философии и права АН КазССР, в 1961 г. - Институт языкознания, литературы и искусства. Возрос интерес к национальным приоритетам, стали: выпускаться газеты и журналы; активизироваться радиовещание и телевидение на казахском языке. Д. А. Кунаев назвал Казахстан «лабораторией дружбы народов», в своей книге  он отмечает, что «За 1955-85 гг. объём промышленного производства Казахстана вырос в 8,9 раза, сельского хозяйства — в 6,2 раза, строительства — в 68 раз, численность казахов — в 2,5 раза, населения в целом — в 2 раза. Словом, по экономическим потенциалам в это время было создано семь Казахстанов, в сравнении с 1955 годом. До Октябрьской революции на этой земле производилось 0,3 % всей продукции царской России и было всего 2-3 % грамотного населения». «От Сталина до Горбачева» (1994 г.)

Так называемая «перестройка» Горбачева привела к сепаратизму и распаду СССР, отразилась на формировании национального самосознании народов, на их гражданской идентичности. С обретением независимости Казахстана на передний план выдвигается проблема сохранения культуры казахского и других народов, их развития с учетом особенностей формирования казахстанского национального менталитета. Важной стороной национального самосознания является осознание своей индивидуальности, принадлежности именно к этой, а не к другой этнической и социально-политической общности – казахстанской нации. Национальная культура, в силу своей сути и целостности природы, обладает способностью с наибольшей наглядностью отображать национальное: национальную психологию, национально-специфическое в характере, национальные особенности народа, его нравственное сознание и национальное самосознание. Этнокультура и национальное самосознание тесно связаны между собой. Духовность кочевой культуры номадов, ширь бескрайних степей  находили реальное воплощение в отражении норм и правил поведения, его традиций, ценностных ориентациях. Ценностные ориентации, являясь важным компонентом структуры национального самосознания, определяют поведение и отношение человека к окружающему миру. Они проявляются в форме общественных идеалов, которые побуждают личность к активной деятельности. Под воздействием социальных условий происходит их формирование, также как национальное самосознание развивается в процессе социализации. Для казахов характерно специфически бережное отношение к природе: она воспринималась как ценность. К примеру, еще до возникновения письменности, в памяти людей закрепились знания о влиянии природных условий на развитие народа, сохранилось предание об обетованной земле Жер-Уюк, которую искал для своего народа (по определению Валиханова)  «философ кочевого ногайско-казахского народа» Асан-Кайгы. Общность территории также представляет особую значимость. Они отождествляют мир с просторами своих степей. В национальном самосознании казахов степь («Арка») означает родной дом, родину («Ата- мекен»). Национальной особенностью казахской общности является то, что кочевой образ жизни обусловил высокую ценность самого человека. В понимании традиционной культуры казахов человек представлен как центр мироздания. Казахи воспринимали себя как представителя определенного рода, что находило свое проявление в национальном характере. Такая особенность национального самосознания обусловлена кочевым образом ведения хозяйства и, как следствие, отсутствием частной собственности на землю. В этом заключается национальное своеобразие казахского общества, в котором, в отличие от оседлых народов, была характерна родовая собственность на землю. И сегодня значительная масса казахов воспринимает себя, в первую очередь, как представителя определенного рода, племени. Особенность казахской идентичности заключается в том, что казахский этнос разделялся на три жуза – старший, средний, младший. Этническое сознание казахов предполагает идентификацию индивида с историческим прошлым и акцентирует идею «корней». Важнейшей особенностью казахского этноса является историческая память, присущая каждому человеку, прежде всего мальчику-юноше, который должен помнить имена своих предков до седьмого колена: это имя отца, представителя определённого рода, деда, прадеда и т.д. Именно эта традиция, прозорливо введённая предками, оказалась великой, потому что сохранила в целом чистым генетический код казахов, так как родственникам до 7 колена не разрешалось вступать в брак. Современные генетики доказали состоятельность прозорливых постулатов древних тюрков. Однако чего нет в узбекской махале и где гораздо чаще появляются дети даунята.
Культ предков является характерной чертой этнического самосознания казахов. Существенное влияние на этническое самосознание казахов в доисламский период оказало тенгрианство, поклонение Кудаю – одному из творцов мира в тюркской мифологии,  культ предков. Заложенные в тенгрианстве, элементы терпимости позволяли легче адаптироваться к природной среде и окружающим людям. Кроме того, о специфике национального самосознания казахов свидетельствуют мифы, легенды, которые сохранились в вербальной культуре казахов. Содержание национальной психологии казахского народа богато сочетанием и взаимодействием индивидуально-своеобразных психологических черт. Ведущее место среди позитивных чувств занимает национальная гордость. Она поднимает человека в собственных глазах, усиливает в нем самоуважение. Данное чувство – это обобщенная форма осознанного отношения к своему народу, его ценностям. Это усвоение национальным самосознанием достоинства нации, ее исторической культуры, традиции и быта. Чувство национальной гордости способствует полноценному проявлению национального самосознания.
Наиболее глубоким чувством этноса считается патриотизм, которое отражает любовь к Отечеству, преданность ему, стремление служить его интересам. Если в национальном самосознании будут доминировать идеи патриотизма, то можно говорить о приверженности граждан национальным интересам, гордости за свою нацию, стремлении построить развитое демократическое государство в многонациональном Казахстане. Патриотизм является одним из глубоких чувств, закрепленных веками. Патриотические чувства появились раньше, чем образовались современные нации. В их основе лежат идеи единения. Патриотизм предполагает гуманные взаимоотношения между народами. Эта особенность миропонимания казахами не раз доказывалась конкретными действиями в годы самых тяжелых испытаний, как в военное, так и в мирное время. Социально-экономические трансформации в современном обществе вызывают новые изменения в сознании народа. Но несмотря на трансформацию самосознания, сохранились базовые ценности казахской общности. Для Казахстана обретение независимости стало началом возрождения религии, возвращения народа к своим духовным истокам. И это оказалось серьезным испытанием для межконфессиональных взаимоотношений. Известно, в поликультурном обществе религия является одним из источников возрождения духовности и этнических культур. В то же время такая среда может стать катализатором межэтнической напряженности. Неслучайно именно президент Казахстана стал инициатором проведения съездов лидеров мировых и традиционных религий. 10-11 июня 2015 года в Астане прошел V Съезд лидеров мировых и традиционных религий на тему «Диалог религиозных лидеров и политических деятелей во имя мира и развития». В работе съезда приняли участие 80 делегаций из 42 стран мира. В работе съезда приняли участие  генеральный секретарь ООН, Президент Казахстана, Президент Финляндии,  Король Иордании, Президент Эфиопии, генеральный секретарь ОБСЕ, президент Всемирной лютеранской федерации, президент Папского Совета по межрелигиозному диалогу Святого Престола,  заместитель генерального секретаря Всемирной исламской лиги, генеральный секретарь Всемирной ассамблеи сближения исламских мазхабов  и другие государственные и религиозные деятели.
Все большей потребностью у народа становится стремление знать свою историю, язык, культуру. Современная ситуация в Казахстане отличается полиэтничностью. В республике проживают представители более ста двадцати этносов. В таких условиях этническая идентичность более четко осознается. Национальное самосознание играет важную роль в совершенствовании межэтнических отношений, в укреплении взаимопонимания и уважения других наций. Самосознание народов, населяющих Казахстан, должно развиваться в социально-ответственном гражданском государстве, в котором цивилизованный и культурологический подходы к национальным вопросам будут носить объективный характер.

4.2.2. Проявление национального самосознания. Во всем мире активно идут процессы, которые характеризуются стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть неповторимость и уникальность своей культуры и психического склада, ростом осознания своей принадлежности к определенному этносу и этнической идентичности. Это явление, затронувшее население многих стран различных континентов, получило название этнического парадокса современности, так как данный феномен сопутствует нарастающей унификации духовной и материальной культуры. Рассмотрим национальное самосознание с точки зрения этнопсихологии. Термин «национальное самосознание» связан с целым комплексом других, более емких понятийных систем. В процессе формирования национального самосознания необходим ряд условий. В первую очередь это, конечно же, существование собственно нации, осознающей себя тем или иным образом. Нация же, в свою очередь, есть не что иное, как один из этапов развития этноса. Только владение этим понятийным комплексом в полной мере позволит понять, что же такое национальное сознание. Этнос (от греч. ethnos - племя, группа, народ) - исторически сложившаяся достаточно устойчивая общность людей, обладающая едиными языком и культурой, а также общим самосознанием. «Именно в рамках этносов, контактирующих друг с другом, творится история, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конкретных народов» [6]. Л.Н. Гумилев считал, что этнос - явление географическое, всегда связанное с ланд- шафтом, который кормит приспособившихся к нему людей и развитие которого в то же время зависит от особого сочетания природных явлений с социальными и искус- ственно созданными условиями. Вместе с тем, Гумилев всегда подчеркивал психологическое своеобразие этноса, считая, что это «коллектив людей, который противо- поставляет себя всем другим коллективам не из сознательного расчета, а из чувства комплиментарности и подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей, определяющего противопоставление «мы и они» и деление на своих и чужих». Жизнь этноса, считал Гумилев, подобна жизни человека, и, как и человек, этнос смертен. Эти представления российского ученого до сих пор вызывают критику со стороны его оппонентов, однако, если последующее развитие этносов и его иссле- дования подтвердят цикличность их существования, тогда станет понятно, почему на смену одним общностям приходили другие. Любой этнос всегда проявляет себя как сложная социальная система. Поэтому он имеет массу различных характеристик, с одной стороны, сходных с другими общностями, а с другой - выделяющих его среди них. Формирование этноса обыч- но происходит на основе единства территории и экономической жизни. Однако в результате миграций, вызванных различными историческими причинами, террито- рия современного расселения этносов не всегда компактна, и многие народы могут быть расселены в пределах нескольких государств. К признакам, выражающим си- стемные свойства существующего этноса и отделяющим его от других, относятся язык, народное искусство, традиции, обычаи, нормы поведения.  Традиционно этносы делятся на три типа. К самому раннему типу относятся род и племя, характерные для первобытно- общинного строя. Второй тип этноса - народность - обычно связывается с рабовладельческой и феодальной формациями или же обозначает этнические общности и группы, населяющие страну и имеющие те или иные формы национально-территориальной автономии. Третий тип этноса - нация - возникает с развитием капиталистических отношений и всемерной интенсификацией экономических связей. Однако деление этносов все же не отражает всего многообразия существующих на Земле форм этнических общностей и не означает, что процесс их образования и развития обязательно достигает последней стадии. Что же касается нации (от лат. natio - народ) - большая социальная группа, высший этап развития этноса, представляющий собой определенную чрезвычайно сплоченную общность людей, характеризующуюся единством территории, языка, культуры, черт национальной психики, а также очень тесными экономическими связями. Зарубежные политологи и социологи также разрабатывают различные подходы к теории нации. Психологические теории сводятся к осмыслению культурно-психологической общности людей, объединенных единой судьбой.  В историко-экономических теориях нация представлена как простое продолжение в новых условиях родоплеменных связей, как общность людей, основными признаками которой являются язык и территория. Но имеются и теории, в которых абсолютизируются государственно-политические особенности национальной жизни, что, в конечном счете, сводит нацию к государственной общности. М.Вебер, например, считал, что среди людей, объединенных общностью языка, религии, обычаев или судьбой, преобладает стремление к собственному государственному обособлению. Понятие «нация» несколько шире и сложнее понятий «этнос», «этническая группа», поскольку в нацию могут входить представители нескольких этнических групп, осознанно идентифицирующих себя с конкретным этносом и самоопределяющихся в отдельную территориально-государственную и (или) социокультурную нацию. Все же главную роль в формировании и развитии нации играют социально-экономические факторы. И одним из главных признаков существования нации является историческая память, представляющая собой заветы старины, предания отцов, чувство единородства, т.е. приобщенности к духовной миссии своего рода, этноса, народа и комплиментарность к другим этносам образующих нацию, имеющих единую Родину.

Национальное  самосознание проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений  членов нации о своей определенной идентичности и отличии от представителей других общностей, о национальных ценностях и интересах, истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития, месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях.
     Одним из устойчивых элементов национального  самосознания является национальное чувство. Национальные чувства выражают не только эмоциональное отношение к собственной этнической действительности, но и «характер межнациональных отношений, войны, завоевания, национальная экспансия и т.п.».
     В зависимости от глубины развития национальные чувства у различных  наций проявляются по-разному  и на разном уровне. Они отражают специфические условия жизнедеятельности  этноса, его быт и культуру. Устойчивость национальных чувств определяется устойчивостью тех факторов, которыми они вызваны к жизни.
     Национальные  чувства  могут  иметь позитивный и негативный оттенок. К чувствам  с  положительной  окраской  относятся: национальная гордость, патриотизм, любовь к своему народу, чувство дружбы и братства по  отношению  к  другим  народам.  Отрицательный  оттенок  обретают  следующие  чувства:  состояние  отчужденности  по  отношению  к  другим  народам,  национальное  превосходство и др. Кроме того,  в национализме,  шовинизме,  в расовых предрассудках, могут проявляться национальные  чувства с негативной окраской.
     Национальные  чувства тесно связаны с обычаями и традициями как наиболее обобщенными  нормами и принципами общественных отношений, передаваемых из поколения в поколение и охраняемых силой общественного мнения. Обычаи и традиции взаимосвязаны, взаимообусловлены  и взаимопереходящи. Обычай не может  существовать без традиций, и наоборот.
     Национальные  традиции – это сложившиеся исторически, отличающиеся относительно твердой преемственностью и устойчивостью взгляды и чувства людей, закрепленные в обычаях и правилах их поведения. Эти нормы или образцы поведения, укоренившиеся в семейно-бытовых или национальных отношениях характерны для групп народов, близких по своему историческому прошлому, языку, культуре. Следовательно, обычаи и традиции – самые устойчивые явления национального самосознания – вырабатываются в процессе длительной эволюции, передаются из поколения в поколение и прочно закрепляются в сознании людей, становятся их духовной потребностью и выступают как могучее средство объединения и сплочения людей. Национальные традиции и обычаи участвуют в формировании идеалов, вкусов, потребностей личности и ее мировоззрения. Как социальные явления они участвуют в формировании жизненных установок и убеждений личности, влияя на мотивационную активность личности.
В соответствии с национальными установками, люди специфически воспринимают сложившиеся обстоятельства и национально-своеобразно действуют при общении с представителями других национальностей. Впервые дала определение национальной установке Л.М. Дробижева: национальная установка – готовность представителя определенной нации к своеобразному действию, поведению в межнациональных контактах.
     Таким образом, национальные установки являются составной частью национального  самосознания человека, формируют определенный его настрой, вызывают к жизни  соответствующие социальным нормам стереотипы поведения и действий.
     Особую  роль в жизни нации играют ее национальные интересы, отражающие ценности этнической общности и служащие сохранению ее единства и целостности. Они являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности как отдельных личностей, так и нации, государства в целом.
     Попытка ущемить интересы нации всегда рассматривается  ее членами как покушение на их свободу и жизненные права. Обладая развитым национальным сознанием, представители различных этнических общностей стремятся к единству, не поступаются своими национальными интересами, защищая их всеми возможными средствами, не только политическими, но и правовыми, а также вооруженным путем. Национальные интересы русского народа, например, всегда выражались в стремлении его представителей жить в мире с другими нациями, желании оказывать им помощь и поддержку и, таким образом, сохранять атмосферу дружбы и взаимопомощи в многонациональном российском обществе, обеспечивая тем самым его сплоченность.
     В основе национальных интересов лежат  ценности нации — совокупность духовных идеалов ее представителей, в которых находит отражение своеобразие исторического развития и культуры. Национальные ценности выступают в роли социальных и психологических регуляторов поведения людей одной этнической принадлежности.
     Специфику национальным интересам придают  национальные вкусы, представляющие собой исторически сложившееся своеобразие в понимании, оценках и отношении к значимым ценностям, явлениям жизни, хорошему и плохому у большинства представителей той или иной этнической общности. Национальные вкусы проявляются в поведении, бытовой культуре, образе жизни, домашнем убранстве, одежде, в отношениях между людьми, в искусстве, литературе, живописи, танцах и музыке представителей конкретных этнических общностей.
     Обеспечивают  окончательную выраженность жизни  нации ее культура и язык. Национальная культура — это совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых ею основных способов взаимодействия с природой и представителями других этнических общностей. Культура цементирует жизнь нации, обеспечивая функционирование ее социальных институтов, наполняя их полноценным, значимым для всех людей содержанием, проявляясь в специфических интересах, складе ума и образе жизни, традициях и моральных нормах, образцах межличностного и межгруппового поведения и самовыражения.
     Разные  культуры формируют и разные типы поведения, образа жизни и деятельности. Западная культура воспитывает индивидуализм, и чрезмерное самолюбие. Восточная культура ориентирует на подчинение личных интересов ценностям группы. Русская культура формировала личность, которая должна подчинять свои действия и поступки обществу в целом.
 Главное достояние нации составляют ее члены, которые в интересах своей общности напряженно трудятся, реализуя свои задатки и дарования, гордятся ее историческим прошлым и заслугами перед человечеством или, наоборот, испытывают чувство вины за «неполноценность» этноса. Их действия и поступки реализуются под воздействием национальной самооценки. В последней сочетается оценка личностью своих возможностей и качеств, своей роли в этнической общности с оценкой значимости нации в целом среди других народов.
     Национальная  самооценка может быть:
     заниженной, когда человек не знает возможностей и достоинств своего народа, не раскрыл свои и его потенциалы, тяготится мнимой ущербностью своих соплеменников и поэтому по возможности открещивается от них (в этом случае проявляются такие состояния человека, как униженность, подавленность, угнетенность, смирение и т.п., которые нередко трансформируются на состояние этноса в целом);
     адекватно низкой, когда человек убежден в значимости и ценности своей нации, сознает ее пока что незначительный или не до конца оцененный вклад в межэтническое сотрудничество, но не удручен этим, верит в перспективу, хотя и не выставляет напоказ эту убежденность (он вместе со своим народом принимает на себя все тяготы его реального положения);
     адекватно высокой, когда человек убежден в значимости и ценности своей нации, знает ее исторический и современный вклад в мировое содружество, гордится известными представителями своего народа, боготворит их и стремится следовать их путем (гордость, чувство национального достоинства, уважение к себе и своему этносу — вот что испытывает такой человек);
     завышенной, при которой человек по каким-то причинам переоценивает вес собственной нации среди других, намеренно подчеркивает ее исключительность, постоянно выпячивает ее известные и малоизвестные достоинства, неадекватно завышает значение ее представителей, при этом идентифицируя себя с ними: «Посмотрите, какие мы все» (заносчивость, притязательность, апломб, амбиция, высокомерие, гордыня — эти и другие характеристики отвечают несоразмерным притязаниям человека с завышенной самооценкой).
     Уровень этнической самооценки предопределяет поведение человека по отношению как к своему, так и к другим этносам. Негативно сказываются крайние уровни самооценок — как заниженная, так и завышенная. Опасность первой заключается в том, что личность с заниженной национальной самооценкой ведет себя инертно, пассивно, не стремится изменить создавшееся положение и может стать безмолвным орудием в руках нечистоплотных людей. Не менее, если не более, опасна для межэтнических контактов и завышенная национальная самооценка, особенно для тех людей, кто догматически верит в ее непогрешимость. Такая оценка естественно детерминирует соответствующее поведение по отношению к другим людям.
     Высокая адекватная самооценка — естественное состояние подавляющего большинства этнических групп и их представителей. Ни нация, ни личность как выразитель этнического самосознания никогда не смирятся с принижением их значимости или тем более с пренебрежением и будут всеми возможными средствами добиваться справедливости.
     Уровень самооценки и самоуважения у конкретных людей прямо пропорционально связан с чувством национального достоинства. С одной стороны, чем выше человек принимает и ценит в себе значимость собственной личности, чем больше ощущает он свое единство с народом (каким бы малым и незначительным этот народ ни казался представителям других этносов), тем выше поднимает он на планке значимости и уровень национального достоинства. С другой стороны, чем более развито в нации в целом чувство своего достоинства (в историческом, культурном или иных планах), тем чаще индивид переносит эту значимость на уровень своего самоуважения. Не случайно многие выдающиеся представители конкретных национальностей становятся своего рода выразителями характера и интересов своего народа, заражают своим отношением к собственной нации многих соплеменников.
     Чувство национального достоинства  — это внутреннее переживание людьми ценности, значимости и самобытности собственной нации в сообществе разных народов безотносительно к каким бы то ни было критериям оценок.  Составляющими чувства национального достоинства  являются гордость делами, помыслами и духовным богатством своих предков, своего народа; уважение к положительным обычаям и традициям; любовь к родному краю, чувство неразрывности с его ландшафтом и природой; почитание в качестве непреложных образцов культуры, фольклорных музыкальных, поэтических, изобразительных, литературных и иных произведений, демонстрирование почтения к их авторам и т.д.     Именно  в дифференциации и абсолютизации  некоторых характеристик национального достоинства надо искать первооснову таких явлений, как национальная гордость, патриотизм, национализм, шовинизм, космополитизм и некоторых других.
     Национальная  гордость — это патриотические чувства любви к своей родине и народу, осознание своей принадлежности к определенной нации, выражающееся в понимании общности интересов, национальной культуры, языка и религии. Национальная  гордость выражается: в стремлении нации способствовать всемерному развитию своих традиций, языка, материальной и духовной культуры; в готовности давать отпор тем, кто посягает на свободу и независимость нации, неуважительно относится к ее культуре и ее представителям. Понятие национальной гордости близко по значению понятиям патриотизма и любви к Родине. Патриотизм (от греч. patria -родина, отечество) — сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу. Оно проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов. Содержанием патриотизма являются любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, готовность служить интересам Родины и защищать ее от врагов. Отдельные элементы патриотизма в виде привязанности  к родной земле, языку, традициям и обычаям своего народа начали формироваться еще в глубокой древности. С возникновением классов и государственности содержание патриотизма становится качественно иным, поскольку выражает уже отношение к Родине, Отечеству через присущие классу и государству специфические интересы. В условиях формирования наций, образования национальных государств патриотизм становится неотъемлемой частью сознания всего общества. Каждый человек имеет представление о чувствах национальной гордости и патриотизма, поскольку в любой культуре, у любого народа их формирование занимает важное место в воспитании всех поколений.
     Интенсивность проявления национального самосознания у отдельных представителей этнической общности далеко не одинакова. Частично или полностью им не обладают дети. У взрослых членов этноса, как правило, оно ослаблено в тех случаях, когда они не имеют контактов с представителями других этнических общностей. В таком положении чаще всего оказываются сельские жители, у которых может преобладать локальное или региональное самосознание.
     При анализе истоков проявления национального самосознания часто прослеживается тенденция: искажения в национальном самосознании у правящих кругов имеют  самые негативные исторические последствия. Причем, эти искажения предшествуют возникновению истерии национализма в стране. Это относительно точный признак прогнозирования социально-психологических и иных изменений в стране. В силу этого изучение национального самосознания является важной задачей тех сил, чьи усилия направлены на обеспечение бесконфликтного общественного развития. Установки, стереотипы национального самосознания не всегда совпадают с реальным положением дел. В настоящее время особенности национального самосознания (как составной части национального характера) стали предметом специальных исследований. Англичане выделяют у себя такие черты национального характера и установки, как склонность к компромиссам, юмор, способность к организации. В то же время в национальном самосознании англичан как бы вытеснены такие качества, как склонность к традициям, комплекс превосходства над другими и другие черты, которые подмечаются представителями других наций. В национальном самосознании арабов нередко присутствует недоверие друг к другу. В силу этого европеец порой с большим успехом добьется взаимопонимания с арабом, чем арабы между собой, так как они друг другу доверяют меньше. В национальном самосознании американцев особое место занимает демократия, которая нередко понимается ими с позиций двойной морали.
     Национальное самосознание проявляется и в отношениях к другим нациям. Там, где между двумя этническими общностями складывались отношения сотрудничества, вырабатывалась в основном положительная установка в отношениях друг к другу, комплиментарность, предполагающая терпимость к существующим национальным различиям. Например, и у русские, и у казахов в этническом самосознании особое место занимает гостеприимство, доброжелательное отношение друг к другу и на национальном уровне.
     Если  отношения между народами были далекими, не затрагивающими их жизненных интересов, эти народы могли быть не настроены  враждебно друг к другу, но могли  и не питать друг к другу особой симпатии. Иное дело, когда народы длительное время находились в состоянии конфликта и вражды. Тогда вырабатывалась в основном враждебная психологическая установка. Вот данные социально-психологических исследований на этот счет, опубликованные американским журналом "Тайме Мирроу Сентр" в 1991 году. По данным этого исследования, поляки ненавидят немцев, те отвечают им взаимностью и, в свою очередь, пренебрегают обществом турок. Французы не любят североамериканцев, русские и украинцы недолюбливают азербайджанцев. В Европе наиболее отвергаемой является этническая группа цыган: их активно не любят большинство чехов, венгров, немцев и испанцев. При этом разница в образовании респондентов, имущественное, классовое положение не играют особой роли. Все эти предубеждения предопределены историческими, психологическими факторами и прочно вошли в сознание и установки людей. В центральной и восточной Европе национальные предрассудки питаются возникшими в прошлом взаимной враждой и территориальными спорами. Самой непопулярной группой в Польше являются немцы. В то же время около половины немцев с неприязнью относятся к полякам. Венгры не любят румын и арабов, а в Словакии эти же чувства проявляют к венграм.