Ч. 31 Прорывали блокаду

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2016/09/29/1114

13 июня немецкая авиация потопила тральщики «БТЩ-27», «Гарпун» и санитарный транспорт «Грузия». На транспорте находились 708 бойцов пополнения и 526 тонн боеприпасов. Конвой был атакован ещё на подходе к Севастополю. Транспорт получил повреждения, был полузатопленный. Его буксировали тральщики сопровождения, а в бухте - портовый буксир «СП-2».

При подходе к Минной стенке самолёты противника вновь атаковали транспорт. Одна из трёх бомб, попавших в «Грузию»  взорвалась в кормовом трюме с боеприпасами, которые детонировали. Спаслись лишь несколько человек, все остальные погибли.

Посылку транспортов с середины июня прекратили. Авиация противника потопила шесть транспортов и шесть повредила. Осталось всего 16 транспортов общей грузоподъёмностью 27 400 тонн. Последний санитарный транспорт,  который смог прорваться в Севастополь, "Белосток",  (командир старший лейтенант Т. П. Рымкус) получил в бухте повреждения от огня вражеской артиллерии.

18 июня 1942 года  в охранении базового тральщика "Якорь" и пяти сторожевых катеров "Белосток" вышел из Севастополя в Туапсе. На борту транспорта находились раненые и эвакуируемые. В 20 милях южнее мыса Фиолент его атаковали торпедные катера противника. От взрыва торпеды «Белосток» быстро затонул.

Корабли охранения спасли 75 раненых, трёх эвакуированных и 79 членов экипажа и медперсонала. Погибли 388 человек.

Отныне эвакуация раненых и доставка нового пополнения, боеприпасов, горючего и продовольствия осуществлялись только боевыми кораблями: крейсерами, лидерами, эсминцами, базовыми тральщиками и подводными лодками.

Последним большим кораблём, доставившим в Севастополь пополнение, артиллерию, боеприпасы и другие грузы, был крейсер «Молотов», который 12-го и 15-го июня из бухты нанес артиллерийский удар по позициям противника.

 А последним надводным кораблём, сумевшим прийти в Севастополь 23-го июня, был лидер «Ташкент», которым командовал капитан 2 ранга В.Н. Ерошенко.

Лидер «Ташкент» вышел из Новороссийска в Севастополь не один. На один час 22 минуты раньше вышел в море эсминец «Безупречный» под командой капитана 3 ранга Петра Максимовича Буряка. Оба корабля должны были доставить в Севастополь 142-ю отдельную стрелковую бригаду.

На «Безупречном» были 320 бойцов, 20 тонн стрелкового боезапаса, 15 тонн продовольствия и 2 тонны груза для 3-й особой авиагруппы.

На «Ташкенте» находились 944 бойца и командира, четыре пушки с боезапасом, 26 тонн продовольствия и 20 тонн боеприпасов.

В 19 милях от мыса Ай-Тодор «Безупречный» атаковали пикирующие бомбардировщики Ю-88. В корабль попали несколько бомб, он разломился и стал тонуть. Командир остался на мостике и ушёл на дно вместе с кораблём.

Лётчики расстреливали из пулеметов, плавающих на поверхности людей. Двум подводным лодкам, находившимся в том районе, «М-112» и «М-113» позже удалось подобрать лишь несколько человек.

«Ташкент» отбился от самолётов противника. Ни одна из бомб не попала в цель.

В ночь на 27 июня лидер покинул Севастополь. На его борту находились 1975 раненых, а также 350 женщин и детей, и… панорама Ф.А. Рубо «Оборона Севастополя  1854-1855 г.г.».

 Огромное полотно ножами разрезали на куски, скатали в рулоны. Предметы старинного воинского обихода увязали в тюки. Все семьдесят рулонов и тюков перевезли в Камышовую бухту и погрузили на лидер.

Там же, где погиб «Безупречный», лидер атаковала немецкая авиация, в общей сложности 86 самолётов, которые сбросили 336 бомб и несколько торпед. Умело маневрируя, командир корабля избежал прямых попаданий, но от близких разрывов корабль получил пробоины и большие повреждения.

Вода стала заполнять носовые помещения с тяжело ранеными. Ерошенко приказал вынести их на верхнюю палубу и в другие помещения. В 60 милях от Новороссийска «Ташкент» потерял ход, в его помещения набралось 1900 тонн забортной воды, что составляло 45 процентов полного водоизмещения лидера.

Личный состав корабля боролся за живучесть, оставался на боевых постах, и сумел продержаться до подхода помощи из Новороссийска. Не нужно иметь богатое воображение, чтобы представить себе состояние женщин с детьми и раненых на этом переходе.

Теперь для доставки подкреплений и грузов Черноморский флот мог использовать только подводные лодки. Манштейн решил свою главную задачу – прервал морское сообщение Севастополя с Кавказом.

Для транспортировки использовали 23 подводные лодки, которые могли доставить лишь незначительную часть того, что требовалось защитникам города. При налётах лодки прерывали разгрузку и ложились на грунт. Разгрузка производилась в Камышовой и Стрелецкой бухтах.

Начались потери подводных лодок. Итальянской 10-й флотилии МАС удалось потопить две подводные лодки «Щ-214» и «С-32».

 Труднее всего было доставлять бензин. Им заполняли одну из цистерн главного балласта. Из-за негерметичности цистерны пары бензина проникали в лодку, в результате любая случайная искра в контактах или при ударе, могла привести к взрыву.  Кроме того, пары бензина отравляли людей.

Продолжение http://www.proza.ru/2016/10/01/1533

На фотографии: выгрузка раненых с лидера "Ташкент"