Бизнес по-русски...

Александр Андриевский
Недавно услышал слово быстрозайм. Оно красноречиво говорит о том, что людям обещают быстро давать  деньги в займы . Кредиты обычно берут в банках, благо, сейчас, их великое множество; кроме государственного банка есть коммерческие банки.

Быстрозаймы, как правило, находятся в крупных магазинах. Кроме торговли, владельцы магазинов, занимаются и финансовой деятельностью, совмещая как говорится <<приятное с полезным>>, составляя финансовым институтам здоровую конкуренцию.

Много раз проходил я мимо одного из больших магазинов, что находится в центре города. Возле него находится громадный рекламный щит, именуемый баннером. На нём размещена  реклама быстрозайма. В самом низу щита, мелкими, премелкими буквами написаны условия выгодной для граждан услуги. От того, что условия этого займа написаны мелкими буквами и цифрами, я не читал рекламу. Цифру ноль целых,восемь десятых процента, видел, но не задумывался о том, какой она может быть для людей, решивших воспользоваться финансовой услугой магазина.   

В один, прекрасный сентябрьский день, сходил в магазин за продуктами. Великое разочарование ожидало меня у дверей моей квартиры : ключ застрял в ключевине и решительно не хотел открывать замок. Несколько минут я пытался открыть дверь ; усилия, что принимал, были бесполезны: ключ гнулся. <<Придётся мне к соседу на второй этаж сходить>>,- подумал, когда не смог отомкнуть замок, пошёл к лифту и опустился на второй этаж.   

Андрей, сосед мой, к которому  пришёл , взял пассатижи. Увы! Правильно говорят: <<Беда не приходит одна>> Не желая сломать ключ, что находился в ключевине замка, он сломал его. Через минуту ему удалось вытащить его из ключевины. 

Глядя, на моё расстроенное лицо, философски заметил: - Это судьба! Ничего не  поделаешь! Значит, отработал замок своё. Рано, или поздно, он сломался бы. Ничего  вечного нет в подлунном мире. Не расстраивайся! У меня есть телефон хорошего мастера, который вставляет замки и открывает двери. Придётся ему за работу заплатить тысячу двести рублей. Тебе, как пенсионеру, скидку сделает. Тысячу рублей отдашь ему за работу. Нынче всё дорого! Жизнь такая, живи как хочешь! Вот и крутятся люди! Все жить хотят. Бизнес, есть бизнес, не мы его придумали. Хочешь жить - умей вертеться. Постой, возле двери, я схожу к себе и вызову мастера, потом, на лифте опустишься на первый этаж, и возле подъезда подождёшь его. У тебя ключ  от домофона есть, откроешь ему двери.
      
- Андрей, - я посмотрел на него,- мастер, по ходу дела сломает замок?

- Не волнуйся, - он беспечно махнул рукой,- у него отмычка есть, в общем, чики-брики, васька - кот, всё будет ровненько! Откроет твою дверь, не волнуйся. Жди меня здесь.  Я  скоро приду. Никуда не уходи. Хорошо?

***

- Вася,-иди к лифту. Опустишься на первый этаж и возле подъезда жди мастера. Он на серой Тойоте подъедет. Номер Тойоты восемьсот пятьдесят два. Запомнил? Я  в хату пошёл, сказал Андрей, когда вернулся к моей квартире.
   
- Хорошо,- я улыбнулся ему. Мне непривычно было видеть его деловым.

Вскоре, мы с мастером стояли у дверей моей квартиры. Мастеру, высокому мужчине было лет сорок, не больше. Вёл он себя уверенно, словно с детских лет работал слесарем.      

- Гм,- он усмехнулся, когда посмотрел на ключевину замка, - не волнуйся, отец. Не успеешь глазом моргнуть, как я открою дверь. Разве это замок? Сходи до лифта, покури. Придёшь, дверь будет открыта.

Валера, так звали мастера, сдержал слово. Скоро я услышал несколько ударов  молотка по металлу. С большим сожалением смотрел на помятую отвёрткой ключевину замка, когда вернулся назад , к дверям квартиры.

Увидев мой удивлённый взгляд , он сказал: - Жалко, что я не  <<медвежатник>> Пришлось отвёрткой попортить ключевину, вот моя визитка,- он подал мне бланк.- Если хотите, чтобы  я поставил новый замок, звоните.
 
- Валера, - я посмотрел на него,- если, ты, поставишь замок, то сколько денег возьмёшь за работу?

- Три тысячи рублей.

- Сколько?- я был удивлён его ответом.

- Три тысячи,- повторил он,- все так берут за работу. Я не рыжий, также беру. Если надумаете, звоните.      
   
Отдавая ему деньги , я думал:<< Не позвоню тебе, Валера, не дождёшься! Ты делаешь  бизнес по-новорусски. За новую  железную дверь с двумя замками и установкой,  берут двенадцать тысяч рублей. Ты же берёшь за установку нового замка четверть  этой суммы. Я не похож на дурака >>.

- Хорошо, Валера,- сказал ему,- подумаю,- и  подошёл к дверям квартиры. Сердце  щемило в груди, когда смотрел на неё. << Поверил, Андрюхе,- ругал себя,- за пять минут сам внаглую отвёрткой и молотком вскрыл бы дверь, а мне пришлось отдать за пять минут работы, тысячу рублей, мастеру- ломастеру. Я  думал , что он замок не  испортит, а он его испортил. Хороший бизнесмен! Впрочем, молодец! Дураков учить надо. Тысяча рублей - это плата за науку! Нормальная цена!>> 

***
 
Вскрытие двери, покупка нового замка для неё, и его установка: обошлись мне в копеечку, так говорят иногда о непредвиденных расходах. Моя пенсия не была рассчитана на них. << Нужно теперь думать о том, как жить до пенсии,-думал после установки в дверь нового замка.- Ради тысячи рублей, которые мне нужны, не пойду в сбербанк. Нужно попробовать сходить  в быстрозайм, что находится возле рынка. В крайнем случае, деньги можно занять  у Андрея>>.
 
Андрея дома не было, когда я звонил в его квартиру. Ничего не оставалось мне делать как только идти в  быстрозайм, что я и сделал.

С большой неохотой шёл в магазин, в котором он находится. << На четыре дня стоит взять деньги  в быстрозайме,- думал по дороге,- в нём берут ноль целых, восемь десятых процента в день>>.

Иллюзии о дешевизне займа быстро развеялись, когда молодая симпатичная продавщица, с очаровательной улыбкой, говорила мне: - Получается, что вы берёте тысячу рублей на пять дней. Сегодняшний день тоже считается. Вы должны будете  отдать нам сто рублей.  За десять дней пользования деньгами отдадите двести  рублей.

- Девушка,- остановил я её подсчёты,- выходит, что за месяц пользования суммой денег в тысячу рублей, должен отдать шестьсот рублей?

- Да! - её очаровательная улыбка стала удивлённой.

- Извините,- я улыбнулся,- деньги в вашем быстрозайме брать не буду! Слишком большие проценты за них берёте. Ноль целых, восемь десятых процента кредита, у вас легко и непринуждённо превращается в шестьдесят процентов за месяц. Всего вам хорошего!
   
- Андрей,- рассказывал  вечером соседу,- сходил в быстрозайм, хотел немного денег взять в кредит, в   быстрозайме, но не взял . В нём, за месяц пользования деньгами берут большие проценты.

- Сколько хотел взять денег?- он  улыбнулся.

- Тысячу рублей.

- Правильно сделал, что не взял, возьми тысячу,- он достал из кармана брюк купюру. - В следующий раз будешь знать, куда идти. Сейчас, люди бизнесом  занимаются. Ты об  этом знаешь? В России он - особенный! Телевизор смотришь? Охранники в магазинах, за продукты, лишают людей жизни. Недавно вспоминали пожилую женщину, которую обвинили в краже пачки масла. Она умерла вскоре. И это не единичный случай. Если не ошибаюсь: она- бывшая блокадница Ленинграда! А сколько людей пострадали от коллекторов, после того как взяли деньги в банках? Не зря Дума приняла закон, ограничивающий их деятельность. Для нас, простых людей, есть понятия дороже денег! Вася, ты смог решить свои проблемы: радуйся жизни! Много раз ты выручал меня деньгами. Сегодня, я помог тебе. Так и должно быть в жизни. На Земле, мы живём один раз. Если есть возможность,  делаем  добро друг другу: оно всегда возвращается к человеку. Это один из законов жизни. Забудь о плохом, всегда верь в хорошее,- легче  жить будет.