Мои года - моё богатство

Евгения Козачок
      
                "... Шепчу "спасибо" я годам
                И пью их горькое лекарство.
                И никому их не отдам,
                Мои года - моё богатство..."

                (Роберт Рождественский)


Не выхожу из квартиры... Неважно с какого времени начался отсчёт этого страшного "не выхожу": часы, дни, месяцы или годы... Это всегда невыносимо больно - больно душевно осознавать, что не могу пойти к могилам родных, пройтись по улице детства, посидеть на лавочке в тени платанов, которые помнят тебя молодой, а дуб школьницей. Не иметь возможности встретиться с подругами и знакомыми, которые ещё, как и я, живы. Вспомнить ушедших в мир иной, молодость, и не так заразительно, как раньше, но посмеяться шутке, спеть любимые песни, или просто помолчать. Главное, чтобы видеть друг друга, знать, что мы есть ещё, хотя и мало похожи на прежних: здоровых, смешливых, полных энергии и надежд на будущее. Пусть не достигли всего о чём мечтали, не всё осуществили к чему стремились, но честно жили, трудились, дети родились, которыми всегда гордились -  это самое большое достижение составляющее счастливую жизнь.
 
Вероятно, давно бы уже потеряла веру в себя и не выходила из депрессии в борьбе с тем, что не можешь, как прежде, помочь детям, внукам, не можешь заниматься любимым делом и ощущать как многое, что составляло твою жизнь, постепенно уходит, уходит…  А ты остаёшься...  И... кажется, что стала сама себе наполовину чужая, незнакомая – внешне, физически. И только мысль, затаившаяся, спрятанная от других об этих изменениях, живёт постоянно во мне. Мои близкие, самые родные и любимые всей душой люди, по-прежнему делятся со мной своими успехами, заботами, обсуждая житейские и общечеловеческие вопросы. Шутишь, читаешь стихи с внуками, поёшь... А по ночам тихо стонешь, чтобы никто не услышал, не увидел редких, но всё же, слез сожаления, что может быть скоро всего этого может не быть. И боишься потерять способность мыслить и общаться с теми, кто дорог и чьё каждое слово - бальзам на сердце - стимул жить.
 
Но здравость мысли, слава Богу, кажется ещё не потеряна, хотя физическое состояние точно отражено в стихотворении, которое прислала Кира. Тина, Кира, Шахриза поддерживают мой «боевой дух» стихами, музыкой.
Прочитали с мужем:
        ОЙ!
«ОЙ!» - Моё родное междометие,
Мой постоянный возглас «ОЙ!».
Теперь уж ни за что на свете
Мы не расстанемся с тобой.
 
Ты не поддержка, не опора,
Ты как соломинка в воде,
Но я боюсь, что очень скоро
Со мною будешь ты везде.
 
Чтобы присесть или нагнуться,
Чтоб быть в согласьи с головой,
Чтоб с боку на бок повернуться,
Не обойтись уже без «ОЙ!»
 
Без «ОЙ!» не встану я с дивана.
Упавший нож не подниму,
Без «ОЙ!» не вылезу из ванны,
И даже туфли не сниму.
 
Легко уже мне не подняться,
Увы, по лестнице крутой.
И с молодыми не тягаться –
Ползу в сопровожденьи «ОЙ!»
 
На жизнь я вовсе не в обиде,
Уж так устроен путь земной.
Но, в зеркале себя увидев,
Как в страхе не воскликнуть «ОЙ!»
 
А что же дальше с нами будет?
Вопрос, конечно, не простой.
Но мы пока о нём забудем,
А то совсем уж «ОЙ-ОЙ-ОЙ»! * …
 
Улыбнулись! Точно обо мне. Но муж успокоил меня:
 
- Ты ещё у нас молодец! В  твои-то годы (не стал уточнять), здраво мыслишь (спасибо оценил!), читаешь и даже пытаешься что-то о чём-то писать. Психологи пишут, что стареющий человек  очень даже изменяется и в более молодые годы, чем у тебя.
 
И подсовывает мне статью клинического психолога о том, что с возрастом происходит с нами.
 
- Спасибо, дорогой, за поддержку. Обязательно почитаю эту печальную статью.
 
И подумала, что читать буду ночью, дабы не удивить членов семьи своей реакцией на полученную информацию. Вдруг расстроюсь исследованиям психиатра и тому, что меня ещё ожидает – не сдержусь, разрыдаюсь…
 
Ночь... Читаю: «Старение – это замедление темпов деятельности человека. (Ну и «удивили аргументацией»! Этот факт и ежу известен).
… Особенно в третьем возрасте трудно становится быстро извлекать информацию, связывать её. Нужно уметь договариваться со своей памятью после 55 лет, чтобы она выдавала то, что нужно».
 
Так, на этом этапе старения, пока что я мужем полностью согласна. Мне ещё повезло, что я нормально извлекаю информацию и дружу со своей памятью, без дополнительной на то, договорённости. Хотя мне уже далеко за пятьдесят пять.
 
Быстро пробежав глазами подзаголовок «Типы нормального старения, основанные на концепции психолога Александра Романовича Лурии о структурах функциональных блоков мозга», затаила дыхание... Окунулась в страх. Читать или не читать эти концепции? Мало ли что вздумается  Александру Романовичу рассказать мне о мозге и его стремительном замирании.
Минут десять боролась с пытливостью мозга, не до конца утратившего ко всему интерес, и с тем, что узнаю вдруг ужасающую правду о себе - теперешней. Захандрю, раскисну, скукожусь, потеряю силу воли, которая все-таки ещё не совсем исчерпана. В борьбе победил интерес к информации, которую я должна «осмыслить и связать её».
 
Воодушевилась, не обнаружив в себе признаков «энергетического нейрокогнитивного стиля старения», при котором у меня уже должен наблюдаться феномен «вкл-выкл» - «включение-выключение». То есть я читаю книгу, трудно, не пошло, закрываю, иду на кухню, готовлю борщ. Активируюсь. А если не активировалась, то в состоянии «вкл» могу слишком возбудится - то плакать, то смеяться. Короче, как я поняла, это первый звонок о том, что необходим визит к психиатру.
Тьфу, тьфу – этот тип старения обошёл меня стороной.
 
Семья спит. В комнате тихо, спокойно, тепло. А у меня «мурашки» тихонечко по спине поползли при мысли к переходу к следующему «пространственному нейрокогнитивному стилю старения». Он то и предполагает обнаружить в извилинах моего мозга (надеюсь, что не все извилины ещё распрямились), найти сильные пробелы памяти, снижение способности к ориентации в реальном и внутреннем пространстве. А самое главное – это «дезадаптация» (частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям среды). То есть если человек не потерялся совсем, а ему сложно в пространстве, он начинает хвататься за правую руку, думая: «Правая рука – значит, мне надо идти направо».
 
Ух, Бог миловал! А я боялась, что этот стиль старения меня окончательно убьёт. Нетушки, уважаемый А.Р. Лурии и в этом стиле, в отношении меня, Вы ошибочку допустили. Я хорошо ориентируюсь в пространстве. Ни разу ещё вместо туалета не пошла в ванную или на кухню. И с внуком, которому полмесяца до юбилея – два года, мы прекрасно разбираемся, где у нас правые, а где левые руки. И песню «Антошка, Антошка, пойдём копать картошку…», я ещё не забыла, а внук уже выучил. Правда поёт её по-своему: «Атоха, Атоха, ойдём опать кайтоху». А вот «тили-тили, трали-вали», так вообще у нас дуэтом здорово получается. И никакой тебе «дезадаптации» не наблюдается.
 
Вот не спится ночами, так это факт. Но о сне, в связи с ужасающим старением, уважаемый А.Л.Р., почему-то не упомянул. Делаю вывод, что бессонница не очень влияет на стили старения. Особенно на последний «регуляторный». При котором у мужчины в шестьдесят с лишним лет – «седина в бороду, бес в ребро», а у женщины – потребность в изменении имиджа – короткая джинсовая юбка, топ, открытый пуп. А самый страшный пик этого стиля (надо же придумать «стиля!»), старения – это болезнь Альцгеймера, которая не лечится.
Если в предыдущих стилях «фасад личности ещё сохранялся», то мне на этой стадии пророчат: пассивность, безразличие, бездеятельность. Просто лежу, ни о чём не думаю, ничего не делаю.
Моя жизнь должна быть обеднена – в моторике, чтении, письме, счёте и не критична к тому, что происходит…
 
Спасибо Всевышнему, Ангелу-Хранителю, что помогли мне избежать коллизии, предписываемые всеми стилями старения.
 
Скоро рассвет. При прогрессирующем гриппе: температура, голова - тыква, руки - тряпичные, глаза, как у крота, нос – бурный водопад, слух – глухарь во время тока, я всё ещё продолжаю разглагольствовать о стареющем человеке и предаваться, по совету старшего сына, весёлым воспоминаниям и позитивно мыслить. Весь негатив выбросила в окно и, как всегда, в бессонные ночи окунулась в приятные воспоминания о прошедшем дне. О том, какое новое слово произнёс внук, чем порадовали дети, письма друзей, новые произведения авторов, общение с ними. И конечно же почти постоянный позитив при мысли об одесской соседке нашего старшего сына, Розе Марковне, которая живёт с ним в одном подъезде. Каждая наша с ней встреча – это всплеск положительных эмоций. Я упиваюсь, наслаждаюсь её одесским говором и анекдотами, которых у неё неисчерпаемый кладезь. Мне не интересен их источник. Главное слышать их из уст Розы Марковны. Слышали бы вы, как смачно она рассказывает мне о своих походах на «Привоз»:
 
- Жень, ты только послушай, какие нынче торговки умные пошли. Иду между рядами, присматриваюсь к товару и вдруг слышу: «Покупайте пирожки! Горячие, душистые, шоб я не переживала, шо вы голодные». И шо ты думаешь?! Люди таки валом пошли на её призыв, то ли с голоду, то ли шоб вона не переживала за их пустые желудки. Наблюдалось полное взаимопонимание между ней и покупателями. А это главное в общении, - философски изрекла Роза Марковна.
Как-то приехала в Одессу. На второй день пребывания в этом славном городе, идём с соседкой в магазин. Около второго подъезда нашего дома Роза вдруг спрашивает:
 
- Ты слышала, что выкинул Сёма?
- Какой Сёма?
- Сёма из этого подъезда, который помогал нам нести сумки из магазина. Вспомнила?
- Вспомнила. И что же он выкинул?
- Таки взял и недавно умер посреди полного здоровья.
 
Ну, кто ещё, как не одесситы, могут сказать: «умер посреди полного здоровья»?
С ней, даже от такой печальной новости не заплачешь.
Кстати, Розе столько же лет, как и мне. Может на два или три года моложе. И она, в силу весёлого характера, прекрасно выглядит в свои немалые годы!
 
Вот вспомнила Розу и захотелось снова увидеться с ней. А что, может и свидимся! Вот ноги устанут «лентяйничать» и я снова смогу поехать в Одессу, чтобы побывать на Дерибасовской, Соборной площади, на которой многие мои знакомые мастера продают свои великолепные изделия, картины, вышивки. И обязательно посетить Собор, который находится на этой же площади. С детьми и внучкой побываем в театре оперы и балета.  А с Розой посидим на лавочке набережной Аркадии. И под тихий шум моря, будем беседовать о детях, внуках и радоваться жизни, которая дарована нам Всевышним и охраняется Ангелами, несмотря на то, что годы быстро пролетели, сделать всё, что хотели, не успели, и что «немного» постарели…
 
Хоть жизнь и не повязана бантиком, это всё равно подарок, ценность которого, неизмерима. Согласна с Карамзиным, что жизнь, как плод дерева, бывает всего сладостнее перед началом увядания.
 
Себя я не жалею. Жизнь коротка, для долгой жалости. Я многое ещё успею. Живу в любви и радости.
 
***
 
* Автор стихотворения «ОЙ!» - Штительман – псевдоним - «Барановская».
 
 Фото из Интернета. Спасибо!