Лев Толстой и город Орёл

Александр Бельский Город Орёл
 
 Лев Толстой – один из самых гениальных писателей всех времён и народов. Уроженец города Орла И.С.Тургенев обращался к нему в письме: «Милый и дорогой Лев Николаевич!.. я был рад быть Вашим современником… Друг мой, великий писатель русской земли…».  Жизнь  и творчество Л.Н.Толстого очень тесно связаны с Орловщиной. Известно, что после первого приезда сюда в январе 1856 года Лев Толстой в разное время в течение 17 лет, иногда по два-три раза в год, навещал Орловский край.
В селе Кочеты Новосильского уезда Тульской губернии, ныне Залегощенского района Орловской области жила дочь писателя, художница, мемуаристка Татьяна Львовна Сухотина-Толстая.  В это  село к дочери приезжал её отец.
Несколько раз Лев Толстой бывал в Орле. Впечатления от посещения губернского города – в эпизодах великих романов «Война и мир» и «Анна Каренина».   
Дмитрий Толстой – прообраз Николая Левина
Цитата из дневника Л.Толстого: «9-10 января 1856 года. Я в Орле. Брат Дмитрий при смерти. Как дурные мысли, приходившие мне, бывало, останавливались, насчёт него, уничтожились в прах. Мне ужасно тяжело». В романе «Анна Каренина» при описании смерти Николая Левина в гостинице в городе Орле Толстой воспроизвёл свои переживания у постели умирающего брата Дмитрия в 1856 году. (Орловский край в художественной литературе, в мемуарах и письмах писателей. – Орёл, 1972. – С. 56). Лев Николаевич вспоминает о своём брате Дмитрии: «Он рос незаметно, мало общаясь с людьми, всегда, кроме как в минуты гнева, тихий, серьёзный, с задумчивыми строгими большими карими глазами… Он всегда был серьёзен, вдумчив, чист, решителен, вспыльчив, мужественен и то, что делал, доводил до предела своих сил… Не знаю, как и что навело его так рано на религиозную жизнь, но с первого же года университетской жизни это и началось. Религиозные стремления, естественно, направили его на церковную жизнь. И он предался ей, как он всё делал, до конца. Он стал есть постное, ходить на все церковные службы и ещё строже стал к себе в жизни». (Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. – М: ГИХЛ, 1952. – Т. 34. – С. 380-381). 
Любопытны размышления Константина Левина о своём брате Николае в романе «Анна Каренина»: «Потом вспомнил, как он ночевал в части за буйство… Левин, как в то время, когда Николай был в период набожности, постов, монахов, служб церковных, когда он искал в религии помощи, узды на свою страстную натуру, никто не только не поддержал его, но все, и он сам, смеялись над ним… Он не был виноват в том, что родился с своим неудержимым характером и стеснённым чем-то умом. Но он всегда хотел быть хорошим». (Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22-х томах. М.: Художественная литература, 1981. – Т. 8. – С. 98).
Пьер Безухов в Орле
Знаменательно,  что в романе-эпопее «Война и мир» один из главных героев Пьер Безухов живёт в Орле, где восстанавливает своё здоровье.
«Пьер, как это большей частью, бывает, почувствовал всю тяжесть физических лишений и напряжений, испытанных в плену, только тогда, когда эти напряжения и лишения кончились. После своего освобождения из плена он приехал в Орёл и на третий день своего приезда, в то время, как он собрался в Киев, заболел и пролежал в Орле три месяца; с ним сделалась, как говорили доктора, желчная горячка… Проснувшись от своей болезни, Пьер увидел вокруг себя своих двух людей, приехавших из Москвы,  - Терентия и Ваську, и старшую княжну, которая, живя в Ельце (Орловской губернии – прим. ред.), в имении Пьера, и узнав о его освобождении и болезни, приехала к нему, чтобы ходить за ним… (Собрание сочинений в 22-х томах. М.,1981. – Т. 7. – С. 216).   
Л.Толстой пишет, что последнее время пребывания Пьера в Орле к нему приехал его старый знакомый масон – граф Вилларский, – тот самый, который вводил его в ложу в 1807 году, Вилларский был женат на богатой русской, имевшей большие имения, и занимал в городе временное место по продовольственной части… «Пьер испытывал во время своего выздоровления в Орле чувство радости, свободы, жизни; но когда он, во время своего путешествия, очутился на вольном свете, увидал сотни новых лиц, чувство ещё более усилилось». (Там же. – С. 220, 223). 
 Л.Толстой побывал в Орле 27 июля 1865 года проездом по пути на охоту в   Шаблыкино Карачевского уезда Орловской губернии – своеобразную охотничью столицу Орловской губернии. Здесь находилось имение известного на всю страну охотника Н.В.Киреевского. Николай Васильевич – автор книги «40 лет псовой и ружейной охоты. Из воспоминаний старого охотника». Он был благотворителем: пожертвовал средства на расширение здания Орловской гимназии.
7(19) марта 1885 года Л.Толстой посетил город Орёл проездом, направляясь в имение крупных промышленников Мальцовых в имение Дятьково Брянского уезда Орловской губернии для знакомства индустриальной «империей», где работало более ста тысяч человек!
«Дай-ка я тебе, бабушка, подмогу»
В Орле служил вице-губернатором Александр Андреевич Берс (1845-1918) – брат Софьи Андреевны Толстой – жены Л.Н. Толстого. Лев Николаевич гостил иногда у Берсов в  80-90-е годы. Одно из таких посещений послужило темой довольно распространённого рассказа о курьёзном случае, произошедшем с Толстым в Орле. Рассказ был дважды опубликован ещё при жизни Льва Николаевича. Приводим его с некоторыми сокращениями.
«В орловской знати Лев Николаевич Толстой имеет родственников. Несколько лет тому назад он поехал в Орёл, чтобы повидаться с г.Б. Ехал граф в вагоне третьего класса, но в Орле на станции его ожидала губернаторская коляска. Льву Николаевичу было это неприятно, но чтобы не сделать неудовольствие лицу, пославшему экипаж, Л.Н. сел и поехал. Не успел экипаж доехать от станции до города, как ему пришлось обогнать древнюю старушку, изнемогавшую под тяжёлой ношей. Лев Николаевич, как увидел это, так сейчас же остановил кучера и велел ему ехать домой, а сам подошёл к старушке и сказал:
– Дай-ка я тебе, бабушка, подмогу.
– Подмоги, родимый, подмоги. Спаси тебя бог, а то ишь ветер совсем меня с ног валит. Граф взял на свою спину большой мешок и пошёл рядом со старушкой. Таким образом нёс он тяжёлую кладь через весь город за церковь Василия Великого, где была старушкина хибарка. Тут они распрощались и граф, освежённый здоровым моционом, пошёл к губернаторскому дому. На другое утро к этому дому пришло несколько простолюдинов из слободы.
– С просьбами? – спрашивают их.
– Нет, какие такие просьбы.
– Что же вам надо от губернатора?
– Нам не надо губернатора.
– А к кому же вы?
– К странничку.
– К какому странничку? 
– А вот, что вчерась этой старушке пехтерь донёс. Вымани его, милый, человек, к нам. Благословиться хотим!» (Чернов Н.М. Литературные места Орловского края. – Орёл: Орловское книжное издательство, 1961. – С. 37-38). 
В сентябре 1898 года Л.Толстой приехал в Орёл, останавливался, вероятно, у своего друга Михаила Александровича Стаховича (1861-1923) – губернского предводителя дворянства, публициста, депутата 1-й и 2-й Государственной Думы, в будущем Финляндского губернатора, посла России в Испании. «Нынче я еду в Орёл к Стаховичу», – писал Толстой в одном из своих писем. (Чернов Н.М. Литературные места Орловского края. – С. 38).
М.А.Стахович (1861-1923)  – родной племянник известного писателя, этнографа Михаила Александровича Стаховича (1819-1857). Лев Толстой посвятил памяти этого писателя знаменитую повесть «Холстомер», сообщив в примечании к  ней, что «сюжет этот был задуман Стаховичем…  и передан автору». 
Весной 1886 года М.А.Стахович вместе с сыном художника Николаем Николаевичем Ге и Львом Толстым ходил пешком из Москвы в Ясную Поляну.
Посещение орловской тюрьмы
В сентябре 1898 года Толстой встретился с губернатором Орловской губернии А.Н.Трубниковым. Александр Николаевич вспоминает: «Не могу не указать, что в числе особ, посетивших меня, я считаю также очень знаменательный приезд ко мне графа Льва Николаевича Толстого… В это время граф Лев Николаевич писал свой роман «Воскресение», и ему надо было повидать губернскую тюрьму… На другой день ко мне утром приехал граф Л.Н.Толстой, одетый в рубашку и подпоясанный кожаным ремнём, и после краткого разговора я разрешил ему посетить тюрьму… Затем, часов в 5, ко мне опять приехал граф Толстой и просил меня разрешить ему ещё раз посетить тюрьму, что я и исполнил. На мой вопрос, как он остался доволен посещением, он сказал мне, что он нашёл в тюрьме всё очень хорошо, и что он ожидал найти тюрьму в другом положении, и что видно было, что смотритель знал, с кем имеет дело, на что я ему прямо сказал, что я предупредил смотрителя о вашем посещении». А.Н.Трубников рассказал о том, как он возвращался из объезда губернии и ночевал в городе Кромах, то был разбужен в 4 часа петухами, которые пели у него перед окнами. А на это ему граф сказал: «А вот со мной было недавно, возвращаясь с охоты, лёг на сеновал спать, и утром, проснувшись, чувствую теплоту на голове. Я взялся рукою за голову и смотрю: у меня на голове куриное яйцо, значит только что снесла его курочка». Этот рассказ очень нас насмешил всех, и мы по окончании обеда встали из-за стола, и в это время мой сын Саша поднёс графу Толстому сочинение «Война и Мир» и просил его написать своё имя для придания этому изданию большей ценности. Но граф сказал: «Зачем вам моя подпись, ведь я не балетная танцовщица», а затем взял перо в руки, и, к счастью моего сына исполнил его желание… граф простился со мной, поблагодарив меня за всё…» (Трубников А.Н. – Орёл: Издатель Александр Воробьёв, 2004. – С. 97, 98, 99).   
 В 1960 году накануне 50-летия со дня смерти Л.Н.Толстого на здании бывшего губернаторского дома в городе Орле (улица Горького, 45) была открыта мемориальная доска с надписью «В этом доме 25-27 сентября 1898 года бывал Лев Николаевич Толстой».
Секретарём Л.Н.Толстого был Валентин Фёдорович Булгаков – личность замечательная: секретарь великого писателя, он двадцать лет был хранителем Дома-музея Л.Н.Толстого! Вот что пишет Валентин Фёдорович в книге «Л.Н.Толстой в последний год его жизни»: «2 мая. Ну вот и Орёл. Нужно пересаживаться на другой поезд, которого ждать около часа. Вещи вынесли в вокзал… Пока Лев Николаевич ел в буфете, у окна и у двери толпились любопытные, разглядывавшие Льва Николаевича очень бесцеремонно…  Я радовался только одному: что Лев Николаевич относится к зевакам как должно, а именно с величайшей невозмутимостью… <В вагоне> подходит к Льву Николаевичу господин, представляется директором реального училища, благодарит Льва Николаевича за когда-то присланный им свой портрет для учеников этого училища и уходит». (Булгаков В.Ф.  Л.Н.Толстой в последний год его жизни).   
Во время Крымской кампании Л.Н.Толстой сблизился с несколькими офицерами, с которыми впоследствии поддерживал приятельские отношения:   жители Орла орловский губернатор Константин Николаевич Боборыкин (1829-1904) и генерал-адъютант, генерал-лейтенант Аркадий Дмитриевич Столыпин (1821-1899)  – отец премьер-министра России Петра Аркадьевича Столыпина.
Толстой и Столыпин в осаждённом Севастополе
Лев Толстой подружился с Аркадием Столыпиным в осаждённом Севастополе. Вместе с ним участвовал в ночной вылазке с 10 на 11 марте 1855 года.  После ночного боя Толстой записал в дневнике: «Имел слабость позволить Столыпину увлечь меня на вылазку, хотя теперь  не только рад этому, но жалею, что не пошёл с штурмовавшей колонной». А.Столыпин написал очерк «Ночная вылазка в Севастополе. Рассказ участвовавшего в ней». Толстой переслал очерк в редакцию «Современника». Сравнивая «Ночную вылазку в Севастополе» А.Столыпина с «Севастопольскими рассказами» Л.Толстого, публикацию которых в скором времени начал журнал «Современник», нельзя не заметить разницы в таланте авторов. Столыпину было далеко до одного из величайших писателей, которых знает мировая литература, вместе с тем рассказ Столыпина представляет собой добротную прозу, написанную в лучших традициях реализма…
Ежедневно гибли товарищи Толстого и Столыпина, и писать в такой обстановке было равносильно подвигу. Посылая рассказ в редакцию «Современника» Л.Толстой счёл нужным просить Николая Некрасова напечатать рукопись Столыпина без цензурных вырезок,  статей таких военных или очень мало или вовсе не печатается.  Рассказ был напечатан в журнале «Современник» (№ 7, июль 1855 года). Лев Толстой писал из Севастополя, что «Столыпин уже начал рассказ  бывшего дела, я тоже напишу его, может быть». Речь шла о деле на Чёрной речке, в котором Аркадий Столыпин участвовал… Но рассказа он не закончил. Впоследствии Л.Толстой упоминал, что Столыпин «Сжёг все свои писаные воспоминания о войнах… потому, что пришёл к убеждению, что война зло…». (Сергей Степанов. Великий Столыпин. «Не великие потрясения, а великая Россия». – С.7).
Иван Бунин
Алексей Николаевич Бунин (1827-1906)  – отец писателя, лауреата Нобелевской премии  И.А.Бунина – учился вместе с Н.С.Лесковым в Орловской губернской мужской гимназии. И.А.Бунин пишет: «Отец (в молодости участвовавший,  как Толстой, в обороне Севастополя), говорил: – Я его немного знал. Во время Севастопольской кампании встречал… Я рос в средней России, в той области, откуда вышли не только Анна Бунина, Жуковский, Лермонтов… но вышли Тургенев, Толстой, Тютчев, Фет, Лесков… и всё это: эти рассказы отца и наши со всеми этими писателями общее землячество, всё влияло, конечно, на моё прирождённое призвание».
 В 1893-1894 годах житель города Орла Бунин испытал огромное влияние идей и личности Л.Н.Толстого. Иван Алексеевич посетил колонии толстовцев под Полтавой и Сумами, решил заняться бондарным ремеслом и даже научился набивать обручи на бочки. Но в 1894 году в Москве произошла встреча Бунина с Толстым, который сам и отговорил писателя «опрощаться до конца». Лев Толстой для Бунина – высшее воплощение художественного мастерства и нравственного достоинства. Иван Алексеевич наизусть знал целые страницы его произведений и всю жизнь преклонялся пред величием таланта Толстого. Итогом такого отношения стала глубокая книга Бунина «Освобождение Толстого». (Париж,     1937 г.).
Отец И.А.Бунина Алексей Николаевич был знаком с Л.Н.Толстым.
Детство Вани Бунина прошло на воле – в поместьях с крестьянскими ребятишками из бунинских крепостных, с ними он разделял и забавы, и сельские заботы.
Доброту его знали все
Аграфена Яковлевна Минаева – уроженка с.Кочеты – была с 1905 по 1917 год домработница у дочери писателя Т.Н.Сухотиной-Толстой. Аграфена Яковлевна встречалась в этом селе с Л.Н.Толстым, отмечала, что Лев Николаевич был очень внимателен к нуждам других, что доброту его знали все.
«Лев Николаевич зашёл к моей соседке, к матери Лёни, –  вспоминает А.Я.Минаева, – и, узнав о состоянии здоровья Лёни (нога у него стала опухать, могло быть заражение крови), попросил своего личного доктора Душана Маковицкого зайти к мальчику. Доктор немедленно оказал необходимую помощь». (Орловская правда. – 1960. – 10 декабря. – С. 4).   
В середине XX века Аграфена Яковлевна жила в городе Орле.