Мой погост и моя святыня

Ирина Христюк
Шестое место в 7-м Конкурсе Журнала «Жизнь МФ ВСМ»
на тему «А дорога серою лентою вьётся».


               МОЙ ПОГОСТ И МОЯ СВЯТЫНЯ

         Свернув с шоссейки на дорогу в белом варианте, не казавшуюся уже такой приветливой, машина  снижает скорость. Внук, приехавший в гости  пару дней назад из-за океана, указывая на разлетавшийся из-под колёс в разные стороны мелкий щебень, шутит, не об этом ли обещанном утром сюрпризе шла речь.

        «Подожди немного, скоро сам всё увидишь и узнаешь», - отвечаю я. 

         И, действительно, через минут пять впереди  показались белые хаты, скрывающиеся в зелени деревьев.

       - Посмотри, Никитка, перед тобой раскинулся райский земной уголок - моя родина - украинское село Данул. Где бы я ни была, моя душа, преодолевая пространство и время, летит сюда. Мне тут необычайно хорошо. Тут такое состояние легкости, какой не бывает нигде. Тут самая пронзительная музыка – журчание воды в протекающей речке Калдаруше, шелест деревьев в родительском саду, гомон птиц в лесу, стрекотание насекомых и болтовня назойливых сверчков летними вечерами. Только тут - знакомое поскрипывание двери в родном доме и потрескивание поленьев в печи. Ну, как не любить Данул, если тут такой сладостный аромат цветущих садов весной и лип в июне, душистый запах спелых яблок, груш, винограда и опавшей листвы осенью?! Если в воздухе запахнет вдруг родным ароматом свежеиспеченного хлеба! Тут на заре заливисто поют петухи, мычат коровы, а по весне тонкими голосками на разные лады перекликаются ягнята. Тут в середине лета золотым бархатом колосится на полях пшеница. Только тут хрустальная тишина после тяжелого трудового дня успокаивает и укрощает душу.

          Внук, стараясь не пропустить ни одного слова, внимательно рассматривает картину села, растянувшегося на два с лишним километра, и в его глазах отражается проснувшийся интерес ко всему представшему пред его взором.

        - Представляешь, в этом удивительно красивом и уникальном селе, расположенном на высоте ста сорока четырёх метров над уровнем моря, испокон веков жили и прекрасно уживаются милые, добрые, очень трудолюбивые и гостеприимные люди разных национальностей - украинцы, молдаване, русские, цыгане, поляки, болгары. В быту, в основном, все изъясняются на украинском, в школе - на русском, а государственный язык – молдавский. Люблю, ценю и уважаю язык, культуру, обычаи и традиции всех людей, которые меня окружали. И дай нам Бог всем мудрости и терпения никогда не делить людей по национальному признаку. Запомни это, внучек!

          Машина медленно спускается к речке, тонкой ниткой вьющейся вдоль села.

        - Здесь я родилась, выросла, окончила среднюю школу, здесь я получила основные уроки воспитания и культуры. Мой отец, твой прадедушка – Дмитрий Матвеевич Мариуца – человек волевой и сильный, очень обстоятельный, мудрый и надежный, и моя мама, твоя прабабушка - Наталия Николаевна (Тревка) - удивительное сияние, освещающее наш дом и наше гнездо добротой, нежностью и открытой душой – были красивой парой. Они дали мне самые главные уроки жизни: уроки Веры, мудрости, доброты, человечности, порядочности и любви. Запомни, дорогой: у нас не принято было захлопывать дверь перед нуждающимся или отказывать в помощи. Мы всегда откликались на зов каждого человека, чей путь пересекался с нашим. Нас, троих детей, учили: прежде чем сказать что-то человеку, подумай, как ты будешь потом с этим жить. Всякий раз, когда я вспоминаю родителей, моё сердце откликается теплом и любовью. Какое же это было счастливое время - купаться в лучах их любви и просто радоваться жизни!

          Непрошеные слёзы побежали по щекам и капают на одежду. Никитка вытирает их, а я продолжаю:

       -  Мои братья, твои родные дяди – Виктор и Иван – научили меня писать и читать, дарили братскую любовь, заботу и внимание. А я всегда какой-то генетической памятью чувствовала их боль и переживания.

          Въезжаем в родное село. Стараюсь не забыть:

       -  Здесь живёт наша родня – дяди, тёти, двоюродные и троюродные братья и сестры, племянники, друзья, соседи, каждый из которых занимает своё место в моей душе.
 
          Проезжаем мимо церкви, больницы, школы и останавливаемся у кладбища. Здесь преданы земле самые родные люди: сынок, родители, брат, дедушки, бабушки, дяди и тёти.

       -  Каждый раз, Никитка, бывая на нашем сельском кладбище, где души, умытые светом, уже давно на небесах, я «слышу» голоса, уходящие в вечность, шелест времени и его нежное дуновение. Я старею, а они в моей памяти не стареют. И сердце моё, расплёскивая боль, кажется, плавится от неё. Да, человеческая жизнь сложна. Тяжело терять родных, близких, друзей. С уходом каждого из них уходит и частица моей жизни. И на закате дней своих, когда истончается нить между прошлым и будущим, когда ничего и никого уже не вернуть, а время начинает стремительно нестись, я всё острее воспринимаю томящее чувство, говорящее о невозвратимости всего.

         Заезжаем в родительский дом. Никто не встречает у порога.
Мне трудно удержаться от слёз, глядя на закрытые двери и немую темноту окон:

       - Видишь, родной, теперь в этом красивом и уютном доме поселилась безнадёжная печаль одиночества. Все глохнет без заботы и хозяйского внимания. По комнатам пустым бродят, отражаясь по ночам в зеркалах, острая тоска, терпкая разлука и гробовое молчание.
Мне грустно от того, что наша улица, длинная и широкая, когда-то шумная от визга проезжающих машин, скрипа телег, детских голосов, мычания коров, пустеет и затихает. На ум приходит мысль, что моё село стареет вместе со мной. И я стараюсь, хотя бы изредка, пройтись по родным местам, насладиться их неуловимым благоуханием, запомнить тонкий вкус жизни.
    
        Краешком глаз замечаю, что прислушиваясь к моему голосу, внук как-то посерьёзнел, а глаза его отражают движение новой, пока непонятной мне, мысли.

      - Знаешь, милый, сколько бы не было мне лет, и что бы ни случилось в моей жизни, я памятью своей всегда буду возвращаться сюда, где зарыта моя пуповина. В этой  земле лежат дорогие моему сердцу люди. В ней растворятся и мои кости. Говорят, что красота дерева, его молодых ветвей, зависит от корней, а мои и твои корни тут, в Дануле, и навечно останутся в этой земле.

        «Жизнь моя, - открываю внуку свою душу, - закругляется. Все её острые углы, Никитушка, сгладились, шероховатости отшлифованы, камни измельчены, дороги протоптаны, песок промыт, и бурная когда-то река жизни течёт спокойным течением, которое чистой и тихой водой донесет туда, куда я стремилась всю жизнь. А для тебя, моя кровиночка, главное – держаться своих надёжных берегов – своего рода. Всё начинается с рода – и родина, и народ, и родной язык, и родовая сила. И ты, словно каплю, неси нашу реку жизни дальше. Не нарушай её чистоты и глубины».

         Закончив повествование и наше путешествие, бросаю взгляд на внука.  Мне показалось, что за  день парень повзрослел на пару лет. Лицо его посерьёзнело, а в глазах читается гамма эмоций. Обнимаю. Целую. И ласково шепчу:

       - Запомни, родненький, это место. И детей своих, когда родятся, обязательно привези сюда.
Данул – мой погост, моя святыня. Наша святыня…

Сентябрь, 2016.