Мысли... ч152

Новиков Борис Владимирович
Образ и качество мыслей, строй и культура чувств, арсенал практических умений и навыков уникальной личности должны содержать в себе в снятом виде универсальность как актуализированной, так и потенциальной общечеловеческой духовной, чувственной и материальной культуры. Собственно, даже не «содержать», но быть взаимопроникновением этих уникальности и универсальности как противоположностей одной сущности, как осуществляющегося диалектического противоречия. Это и есть, – основное, – условие бытия целостных (нормальных) человека, людей и общества.       
***
Довольствоваться результатом (знание) без процесса его добывания (познание) – это то, что Генрих Степанович Батищев совершенно справедливо называл «усвоением без освоения».   
***
«И каждый должен иметь подходящий ему по природе род занятий» (Платон, Тимей).
***
«Только тот, кто всю жизнь учится сам, способен и имеет право учить другого» (Г.С. Батищев).
Равно справедлив этот категорический императив педагогики и в части воспитания.
***
Человек живет, по крайней мере, в нескольких «эко», – домах: в доме природы; в доме своего духа; своих чувств; своего тела; своих практик, и, шире – своей деятельности и/или творчества, в доме свободы etc.
Так почему же мы ограничиваем проблематику экологии исключительно формой, характером и содержанием наших взаимодействий с окружающей природой? Да, «птичку жалко», да, хищническое, потребительское, а, нередко, и чисто (грязно) потреблятское обращение с природой, стонущей под давлением техногенного пресса – это сверхактуально. А что, в сфере экологии тела (примитивная физкультура и медицина), в экологии духа (индустрия неспонтанного мифотворчества), в экологии чувств (бешенство аморализма, лютая безвкусица), в экологии экономики (господство превращенных форм, тотальное торгашество), в экологии творчества (его планомерный извод, сознательное затаптывание и т.п.) и так далее, – без счету, – нет оснований об экологии говорить? Хотя бы говорить, для начала?! Хотя давно пора во весь опор орать и вопить. Да пора уж и понятию «экология» обоснованно статус категории готовить.      
***
«Если я попаду в Думу, то мой первый законопроект – отмена всех законов об образовании, принятых в постсоветское время. Причина: советское образование, среднее и высшее, давало целостную картину мира, – плюс огромное количество популярной литературы для детей и юношей, где эта картина описывалась: каждая концепция давалась в связи со множеством других вопросов. Нынешнее же образование ориентировано на разрушение такой картины. Здесь и право свободного выбора изучаемых предметов, и Болонская система, – где сначала дают практические рецепты, а уж потом, для немногих избранных, преподают основы теории, из которых эти рецепты проистекают» (А.А. Вассерман).
Браво, Онотоле.
P.S. В Думу не попал. Но вовсе не факт, что добротно думать перестанет. 
***
А теперь – от императива полноценного, – целостного,  – образования – к императиву воспитания целостной личности. Сиречь – к целостной педагогике. 
«Процесс воспитания целостной личности потребует применения специфических методов обучения, обеспечивающих творческое освоение культуры… В действительности целостная личность – это не механическая сумма множества частичных функций частичных людей, а субъект такой деятельности, которая при всей своей возможной «специализированности» включает в себя всю полноту социального содержания и все богатство творческого уровня культуры, характеризующего данный этап ее развития. Это – деятельность, социальная необходимость которой обнаруживается в ее собственном творческом устремлении и уже не может более выступать как извне диктуемая целесообразность… Целостный человек может поэтому складываться лишь в результате последовательного и целостного освоения им культуры путем превращения ее в содержание и собственное «предметное тело» живой деятельности, в процессе которой эта культура возрождается к новой жизни» (Г.С. Батищев, Методологические аспекты формирования целостной личности. – Доклады Академии педагогических наук РСФСР, 1962, №1,с.29).       
***
«До - деятельность, – деятельность – над - деятельность» (версия Г.С. Батищева).
Жизнедеятельность – деятельность – творчество. Наша версия. 
Между жизнедеятельностью и деятельностью,  а также деятельностью и творчеством – «серые зоны», переходные, транзитивные формы трансформации одного в другое. Первого во второе. Бывает, что и второго в первое, в случае свития. Ну, к примеру. Уже не деятельность, еще не творчество: творческая деятельность…
***
От воспитуемого – через воспитывающегося – к самовоспитывающемуся.
От обучаемого – через обучающегося – к самообучающемуся.
От деятельности несвободной, через деятельность отчужденную – к самодеятельности. 
От самодеятельности – к самодеятельному распределению (распределению самодеятельности): к творчеству. Аминь.
***
Любое обретение культуры может быть использовано, – и используется, – и во благо, и во зло. Лю-бо-е. Без малейших изъятий и исключений. Есть огонь на службе у человека, а есть пожар (Ф. Энгельс). Есть ледокол «Арктика», а есть Хиросима и Нагасаки. Слово может окрылить, слово может убить. А уж о чувствах человеческих и говорить не приходится.
…Даже Прометея, одного из самых светлых персонажей древнегреческой мифологии, очень неслабые авторы: Эсхил и Гораций сумели проинтерпретировать «с точностью до наоборот».   
***
Есть три основных вида производства: вещей, идей и людей.
«Человек не рождается, а становится» (Л. Фейербах). Процесс становления, процесс «выделки» человека есть социализация (индивидуализация общественного и обобществление индивидуального). В режиме воздействия имеем субъект-объектное взаимодействие с жесткой фиксацией прерогатив (начальный этап социализации). По сути – воздействие. Далее, – имея в виду нормальное производство нормального человека, – необходим переход к субъект-субъектному отношению – бисубъектному в непосредственных (наличных) формах осуществления и полисубъектному по сущности. 
***
Перефразируя св. Иоанна Богослова: субстанция есть, была и грядет (будет).
***
Либерасизм. Теория и практика, проповедуемая и практически осуществляемая сектой либералов.
***
«Кто пытается решать частные проблемы, не разобравшись сперва в общих, тот будет на каждом шагу наталкиваться на последствия этих общих проблем, не имея даже понятия, как к ним подойти» (В.И. Ленин).
P.S. Неплохая формула. Я бы только добавил после «в общих»: «и без понимания сути всеобщего». 
***
Власть как взаимодействие дана к созиданию; власть как воздействие дана к разорению (Навеяно. См. ап. Павел, 2-е послание к коринфянам).
***
Столпами почитаемые – основоположники.
Столпами, – себя, – почитающие и почитать понуждающие (вынуждающие, принуждающие) – остолопы. «Столпы повапленые». 
***
Была общеэкономическая теория и методология (применительно к предыстории – политэкономия) – стали рецепты по продаже готового платья etc. в супермаркете: экономикс.
Вместо науки – теоретическое мешочничество. Абсолютизированная единичность, т.е. пошлость. 
Вместо научно-обоснованной антиципации – бесконечные теоретические «мыльницы»: «саги о форсайтах», унылое наукоподобное версификаторство. 
***
Посредников при едином не бывает, а субстанция едина (Навеяно).
***
Развлечение как расщепление, разьятие, разрыв.
***
Нет скорби, нет и утешения.
Нет двоечников, нет и отличников.
Нет войны, нет и мира.
Нет фронта, нет и тыла.
Нет сокровения, нет и откровения.
Нет преступления, нет и наказания.
Нет вырождения, нет и возрождения.
Нет нападения, нет и защиты.
Нет рождения, нет и смерти.
Etc. До бесконечности. Ибо: диалектика.
***
Переть супротив исторической необходимости?
Тщета тщет и всяческая тщета.
***
«Rogatus quidam philosophus: quid esset practio-sissimum? Respodit: tempus».
(Один філософ, якого запитали, що він вважає за найцінніше, відповів: час).
/Г.С. Сковорода, Сад Божественных пъесней, Пъеснь 23-я/.
***
Творчество – это то, что «делаешь с радостью, а не воздыхая».
***
Видимо, одна из самых «удачных» мерзостей, осуществленных по отношению к нашему образованию – изгнание (вместе с астрономией, обществоведением etc.) из средний школы ручного труда. Вспомним: «рука не только орган труда, но в такой же мере и продукт труда». Сознание (интеллект) и душа (чувственность) человека не может возникнуть, сформироваться и развиваться вне становления рук, практической деятельности, материального труда как фактора, – а, возможно, и сердцевины, – процесса социализации. Социализации, концентрированной формой коей есть педагогика. В особенности фундаментальная: семейная и школьная педагогика.   
***
О богатстве и псевдобогатстве.
Псевдобогатые – обогащающиеся нищетою других.
Богатые – обогащающие, а, равно, и обогащающиеся. 
***
Голодный ест, сытый кушает, пресытившийся жрет.
Голодный умирает от голода, пресытившийся подыхает от обжорства. 
***
Глобализация – превращенная форма всемирности.
План (проект), программа, техника и технология построения «однополярного» мира.
Ну, перспективы сии радужные столь же реальны в своем осуществлении, сколь, к примеру, замысел (умысел) Арктику убрать, Антарктиду оставить. Либо наоборот…
P.S. В КПИ ляпнувшего: «однополярность» (либо «многополярность») сначала жалеют, как ментально увечного, при рецидиве – выгоняют (сори, отчисляют). 
***
Счастье – как со-частие, как органическое со-причастие к целому, к великому, к идеалу, к роду, ко всем, к истине, к добру, к пользе, к красоте, к творчеству, к беспредельному, к универсуму. (Навеяно Г.С. Батищевым). Я только особо подчеркнул бы доминанту «со»: паритетность во взаимопроникновении уникальности и универсальности, человека и человечества. Опосредуемого общим (людьми).
***
Что есмь классика? Лучше, чем это осмыслил, понял и артикулировал Г.С. Батищев, не понял и не сказал никто (разумеется, речь о моем личном духовном опыте). Итак.
«Показателем подлинности всякого произведения культуры является его многократное возрождение в обновляющих толкованиях. Это не просто продление и пассивное «эхо» его однажды состоявшегося признания. Лучшее и самое глубокое из того, что ему было присуще подспудно, нередко впервые находят в нём и актуализируют лишь иные умы в иные времена, с иной духовной атмосферой. Такая многократность почтений как раз и отличает всякое подлинное произведение от скоропреходящих утилизаций, от той конъюнктурно-товарной продукции, которая обречена на смерть и забвение. Если мы согласимся различать прошлое и былое, то подлинное произведение принадлежит не безвозвратному прошлому, а тому былому, которое мы впитываем в себя, храним в себе и восстанавливаем благодаря этому, и живя, собственно, по-человечески». /Батищев Г.С., Философское наследие С.Л. Рубинштейна и проблематика креативности/.
***
В своей первой жизни блоггеры писали на заборах (мелом и углем) да на стенах общественных туалетов.
Нынче – в сетях. Бьют копытцами по клаве. Но: ничего не меняется по существу. Пишут (самовыражаются, чаще – просто выражаются, – и самоутверждаются) с тем же, – если не большим, – количеством орфографических ошибок, пишут как разговаривают: матом. Есть и отличие: многие на ставке. Что поделаешь: ХХІ век. Процесс диффамирования, изготовления слухов, инвектив, фейков и прочего духовного треша (мусора) индустриализован, поставлен на поток. Да и болезненное самолюбие вкупе с тщеславием худь-бедно удовлетворяется. Словом, бери больше, бросай дальше. На вентилятор.    
…И «стоишь (сидишь. – Б.Н.) ты с отверстым грызлом, поминая едрену вошь». Хотя и в факультативщиках там недостатка нет, полагаю. 
***
Почему намеренная ложь всегда связана со страхом? Потому, что всегда опосредуется подлостью. Ложь – подлость – страх. А, ведь за все нужно платить. Если не вовремя, то – расплачиваться.
***
Неспонтанное мифотворчество – это модерируемое и обеспечиваемое (идеологически, психологически, политически, финансово, организационно, материально etc.) производство в промышленных масштабах лжи, подлости, зла, уродства и вреда. 
***
Нанять, заказать, продать, купить, заставить, подставить etc. – другого, других, – заменяет «денежным людям» мочь, знать, у меть, понимать. Превращенка.
***
Почему обречен проект глобализма?
Совершенно по тем же необходимостям, по которым был погребен, был раздавлен собственной тяжестью, – их необходимостей, – римский мир. Послушаем умного человека.
«…Разгадка лежала не в res militaris, а в феномене цезаризма, неведомом ни мелким провинциальным царькам, честолюбие которых не простиралось дальше разорения соседских территорий, ни даже грандиозным династическим правителям древности, утоляющим чудовищные разгулы своего аппетита и теряющим одновременно всякий интерес к истории в продолжительной спячке своих декоративно-неподвижных держав. Цезаризм открывал новое измерение абсолютно мобилизованного сознания, где протагонистом действия оказывалась не causa finalis, a causa efficiens, понятая как геополитическая воля к расширению и к непрерывно возобновляемым ритмам господства: он и стал, по существу, единственной движущей силой указанного метаморфоза: города в государство, государства в империю, империи в мир. Императорский Рим, еще в I веке занимающий в периметре 191/2 километра, являет, тем не менее, решительные признаки гиганта космополиса, прародителя верхарновских «les villestentaculaires»; начальная стадия метаморфоза протекает в небывало уродливых формах. Всего несколько десятилетий потребовалось для того, чтобы обратить в прах легенду), сотворенную веками; суровейший город, выслуживший себе право быть символом самых немногословных добродетелей души, становится теперь сущей клоакой, стягивающей в себя всё разнообразие мировых нечистот: от культового разврата восточных идолопоклонств до одержимости лицедейством и роскошами пустословия». /К.А. Свасьян, Становление европейской науки. – М., 2002, стр. 17/.
В основе краха замысла и проекта сего много причин и обстоятельств, условий и детерминант, словом: необходимостей и случайностей. Выделим три.
Вместо промысла и смысла – замысел и умысел.
Возведение единичности в ранг практической всеобщности напрямую, «навпростець».
Отсутствие обратной связи. Вместо взаимодействия – его деформированная (превращенная) форма: воздействие. Брутальное, жесткое, жестокое.   
Не, так кому же это понравиться?! Из тех, на ком мир стоит…
***
Когда Баха спросили однажды, что значит – хорошо играть на клавире, он ответил: «опустить в нужное время нужный палец на нужную клавишу».
Следовательно, свобода творчества – это адекватные практики осознанной и прочувствованной нужности. В случае неадекватности, неосознания и непрочувствованности единственными мотиватором к действию может быть только воздействие: вынуждение, понуждение, принуждение. Т.е. удел такого человека, таких людей – нужда. Так откуда же «хорошо» взяться?!
***
«Смотри: когда Мальчик, здЂлав для игрушки воловый ярем, налагает оной щенкам или котикам, – не сїя ли есть тЂнь хлЂбопашескїя в нем души? И не позыв ли к земледЂланію?..
Если припоясует саблю, – не аппетит ли к воинствованію?..
Когда трилЂтнїй отрок самовольною наслышкою перенимает божественныя пЂсни, любит заглядать в священныя книги, перекидать листы, смотрЂть то на таинственных образов картинки, то на буквы, – не сїе ли обличает тайную искру природы, родившїя и зовущія его в упражненїе богословское? Невидимая его сила в нас и божество, безпритворными сими твареніями разумЂваема, ясно изображается.
Зачем же блаженство ограничивать в одном житїя родЂ или в двоих?
Бог вездЂ есть, и щастіе во всяком состояніи, если с богом в оное входим. Нужно только узнать себе, куда кто рожден. Лучше быть натуралным котом, нежель с ослиною природою львом.
Ганяться в званіи за доходами есть неложный знак несродности. Не лишишься доходов, если будет в тебЂ царствїе божїе в силЂ своей.
Не чудо ли, что один в изобилїи скуден, а другой в скудости доволен? Видно, что природа больше прилагает хитрости, вылЂпливая фигуру мурашкину, нежели слонову, и дивнЂйшій царствія божїя промысл можно видЂть: в пчельных роях, нежели в овечьих и воловых стадах.
Бог богатому подобен фонтану, наполняющему различные сосуды по их вмЂстности. Над фонтаном надпись сїя: «Неравное всЂм равенство».
Льются из разных трубок разные токи в разные сосуды, вкруг фонтана стоящіе. Меншїй сосуд менЂе имЂет, но в том равен есть большему, что равно есть полный. И что глупЂе, как равное равенство, которое глупцы в мїр ввесть всуе покушаются? Куда глупое все то, что противно блаженной натурЂ?.. Боимся голода, не помня, что гаразда множайшїе умирают из пресыщенїя. Глупая грусть сама не знает, чего желает. Самое пресыщенїе не от скуки ли? Лучше умрЂть, нежель всю жизнь тосковать в несродностях. Несродность всякія праздности есть тяжелЂе. И легоче не ползать, нежели лЂтать для черепахи. Не ползая, лишается точію сродныя забавы, а лЂтая стенает сверх того под несродным бременем» /Г.С. Сковорода, Разговор, называемый Алфавит, или Букварь Мира/.
…Без сродности невозможно равенство. Сравни: «Равенство, как разноцветное преломление неравенства» (К. Маркс).
***
Кто был в учебке, тот в цирке не смеется.
***
«...Нищий и униженный аристократ это такая дрянь, которую надо обходить за версту. Сразу оказывается, что весь его снобизм ни на чём не основан, он ведёт себя как дурак, и, если приглядеться, в этой ситуации, дураком и является» /Дм. Галковский/.
***
Что значит: сьел, да не переварил? То же самое, что и: усвоил, да не освоил.
***
«Сколько должностей, столько сродностей» (Г.С. Сковорода, Разговор, называемый Алфавит, или Букварь Мира).
Верно. Главное – соотнести, скоррелировать, скорреспондировать! 
***
«Ты к сему родился затЂм, что иные к иному; а они рожденны к другому потому, что ты к сему. Божіе сіе царство есть: не спорь же. Прибирайся пахать землю, заготовлять пищу для людей и скотов, водить стада или пчелы или что твой в тебЂ господь повелит. Не бойся. Самый в дЂланіи твоем труд будет для тебе сладчайшій,  нежели благовонный воздух, чистыи вод потоки, птиц пЂніе, нежели и самые трудов твоих плоды. Сего ожидает от тебе отечество твое.
Если ж не повинешся господеви, знай, что грусть загризет душу твою средЂ позлащенных палат и заплачеш, вспомнив поля зеленыя. Рано скажеш: «Когда тот день пройдет?..»
а в вечер скажеш:
«Когда тот рассвЂт будет?».
Или скажу тебе мойсейскими словами:
«Будет живот твой висящ пред очима твоима, и убоишся в дни и в нощи, и не будеши вЂры яти житію твоему». Заутра речеши: «Како будет вечерь?..» И в вечерь речеши: «Како будет утро?..» От страха сердца твоего им же убоишися, и от видЂній очес твоих ими же узриши».
Сіе-то есть жить в тЂлесном изобиліи, а лишиться душевнаго утЂшенія, имЂть господа своего, висяща над очима твоима и не покрывающаго, будьто гнЂздо и птенцы своя, но біющаго по сердечным зЂницам, как орел оленя, сидящій на рогах его.
Афанасій. Уже вы другой раз вспомнинаете орла с вашим оленем.
Лонгин. Довелось читать, что орел оленя на пищу убить намЂревая, прежде качается по пЂску, чтобы зассорить крила, потом взлЂтует на оленя и, сидя на рогах, бьет крилами по очам, поколь то ударами, то пЂском обезъочит. А слЂпой олень быстрЂе стрЂлы по холмах стремится и, взбег на стремины, падает в бездну и разбивается. «Блаженный слышащ[іи] слово божіе и хранящіе его».
Друг мой, Афанасій!..» /Г.С. Сковорода, Разговор, называемый Алфавит, или Букварь Мира/.
P.S. Несродность как результат невыбора рода деяния своего, а, равно (но здесь уже всенепременно: взаимовыбор, сиречь любовь), жены (мужа) всегда и неизбежно ведет (влечет) к одинаковому результату. Вместо жизни в состоянии «веселия души» – к существованию в состоянии «остолбенелости». А дальше все по В. Высоцкому: «…здесь за день так накувыркаешься, домой придешь, там ты сидишь…».
P.S.S. Ну, а притча об орле, водрузившемуся на рога оленьи, предварительно щедро пересыпав свои крыла песком – это изумительный образ сути неспонтанного мифотворчества, художественный троп для обозначения того, что называют «манипуляцией»: сознаниями, чувствами, практиками «иных» и на какой результат конечный (процесс желателен бесконечный) все это несчастье устремлено и рассчитывает. 
***
«Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (Ап. Павел).
***
«Нет ничего тайного, что не стало бы явным».  «Несть бо тайна, яже не открывается».
…Библейская теория отражения.
***
Что есмь творчество?
Это гармония (симфония, концерт) гносиса, праксиса, этоса и эстетоса.
***
Що є творчість? Це корисне здійснення блага через істину у красі.