Записки капитана дальнего плавания

Андрей Абинский
    Однажды я гулял с Ромочкой и мы присели отдохнуть на садовой скамейке. Там уже расположился высокий джентльмен. Алмазной пилкой он полировал ногти. Ромочка – это собачка, очень похожая на болонку. Джентльмен, как выяснилось потом, был доцентом МГУ и капитаном дальнего плавания.

    – Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей, – сказал я.
    – АС Пушкин, – сказал он. – Собачке твоей сколько?
    – Шестнадцать.
    – Ого! По-нашему, это девяносто шесть.
    – Где-то так…

    Потом мы встретились на автобусной остановке. Потом – в коридоре университета. После этого стали здороваться.
    Недавно я обнаружил на подоконнике кем-то забытую книгу. «Записки капитана дальнего плавания». На обложке – знакомое лицо. Юрий Петрович Панченко, доцент кафедры «Судовождение».
 
    В книге – воспоминания опытного моряка о былых походах и масса хороших фотографий. Но больше всего мне понравились зарисовки о капитанах, старпомах и механиках всех рангов.

    Итак, кое-что о капитанах от капитана Панченко.

    «Капитаны бывают разные.
    Капитан – это Сверхразум с ручками, ножками и бородой. Он знает всё обо всём, что происходит на судне, кто сколько выпил, что делал, с кем делал, зачем он это делал и где спрятал тело (в крайнем случае). Так как капитан был и третьим и вторым и старшим помощником, то он может превратиться в любого из них. Нет, не за деньги, по желанию клиента. Он это делает, когда начинает проверять кого-то из них и знает всё, что должны знать они. Также он знает все штурманские уловки, поэтому новому поколению штурманов приходится придумывать новые способы усыпления бдительности капитана, вплоть до имитации предсмертных судорог для того, чтобы сбить его с толку.

    Капитан вождь.
    Его задача – попытаться доставить груз из одного порта в другой, используя все необходимые для этого средства, включая штурманов, механиков и кофеварку. Соответственно, он говорит что, кому, когда, с кем и зачем делать, в том числе – работать. Он никого не грузит лишней работой, но и не даёт разгильдяйничать.

    Капитан – Истеричка.
    Этот капитан никому не доверяет и считает, что все штурмана – двоечники, а механики – разгильдяи, которые только и делают, что ходят в грязных комбинезонах, ругаются матом и пьют пиво вместо молока на завтрак. Он думает, что штурмана и механики устроили заговор и собираются потопить судно, чтобы подставить его. Поэтому он постоянно за всеми следит и днём, и ночью, прислушивается к каждому звуку, постоянно наведывается на мостик с надеждой застать штурмана за каким-либо страшным занятием, таким, как попытка врезаться в кого-то или, что ещё хуже – СИДЕТЬ В КРЕСЛЕ НА ВАХТЕ!!! Вместо того, чтобы стоять с впечатанным в глаза биноклем и искать подлодки, которые могут всплыть прямо перед судном.

    Капитан – Ленивец.
    Его цель – пересмотреть как можно больше фильмов за рейс, перечитать как можно больше книг, пройти как можно больше компьютерных игр и всё это, желательно, не вставая с кровати. У этого капитана есть определённый маршрут на судне:  каюта (кровать – горшок – холодильник – телефон) – мостик (кофеварка – рабочий компьютер … изредка). И он старается придерживаться этого маршрута, поэтому, если штурману нужно поговорить с капитаном или получить аванс, то ему нужно устраивать засады в этих местах.

    Капитан – Труженник.
    Штурман видит его только в двух состояниях. Вечером, в надетых наизнанку шортах и майке, пытающегося подойти к радару по прямой и сфокусировать на нём свой взгляд, затем, делая вид, что что-то понял, он произносит непонятную речь, после чего перемещается в свою каюту.  И утром, когда капитан с видом умирающего лося подбирается к кофеварке, делает кофе и уползает в свою берлогу работать.
Любой капитан обладает рядом полезных функций. Самая приятная – это функция выдачи зарплаты. Вторая, не менее приятная – функция почтальона. Также есть функция вручения подарков на праздники, функция устраивания выходных дней посреди рабочей недели и функция надругательства над ленивым поваром. Есть также функция надругательства над ни в чём неповинным помощником (ну, разве что немножко виноватым, самую малость), функция «поздравляю, Вы остаётесь ещё на один месяц», «Вам нет замены» и функция «я Вас списываю за Ваш счёт за некомпетентность и дам Вам плохую характеристику».

    «Капитан – это мальчик для битья», – как-то сказал мне капитан Чаркин.

Оказалось, что не только.