Романист, поэт Ольга Кат о книге Что вижу я вокруг

Габдель Махмут
Книга-призыв к совести

«Голос чистой совести приятнее ста голосов славы», - говорил французский философ Пьер Буаст. Именно совесть является основой гражданской позиции любого писателя.

 Когда знакомишься с творчеством Габделя Махмута, невольно утверждаешься в сем, ведь он, как писатель, во всем следует этому принципу. Сам он об этом же говорит: «…наставниками в меня был вложен принцип: в литературу надо входить с чистой совестью» (статья «Я не мог стать миллионером»). И этому принципу Габдель Махмут следует всю свою жизнь: любое его произведение – от миниатюр, легенд, творческих установок в жанре «поэпроз», повестей и публицистики - свободно от популизма, конъюнктурности, желания угодить кому бы то ни было. Он честен перед своими читателями и, прежде всего, честен перед самим собой, как художник.

Обращаясь к книгам Габделя Махмута, сложно поверить в то, что (в отличие от русскоязычных татарских писателей - Диаса Валеева, Рустема Кутуя, Романа Солнцева, становление которых прошло в городской среде), этот автор родился в глухом таежном селении Вагайского района Тюменской области. Более того, будущий писатель не только с рождения разговаривал на татарском языке, но и учился в школе, где преподавание велось на нем же! Лишь целеустремленность, жажда знаний и тяга к самообразованию позволила впоследствии Абдулину Махмуту стать Габделем Махмутом, одним из самых известных сегодня татарских писателей, пишущих на русском языке. И на каком русском! Откройте любую его книгу - и вы убедитесь, что все его произведения отличаются исключительной грамотностью, образностью, богатой смысловой и эмоциональной палитрой. Такому знанию «неродного» языка может позавидовать каждый образованный человек!

На любых поворотах непростой истории современной России Габдель Махмут, как в жизни, так и в литературе, остается верен себе - его творчество по-прежнему опирается на незыблемые основы нравственности и морали, оно пропитано чувством человеколюбия, а злободневные критические статьи никогда не скатываются в болото критиканства. О чем бы ни писал Габдель Махмут, в каждом его произведении красной нитью проходит тема интернационализма и, одновременно, непреложного уважения к собственным национальным корням. «Я стал писателем, пусть и русскоязычным, только потому, что родился татарином. Будь я русский человек, никогда б не задумался о проблемах в межнациональных вопросах, что составляет основу моего творчества... В моих произведениях – сплошь и рядом – присутствует и дух, и душа моего народа…» (статья «Не чужой я вам»).

 Этот момент в его творчестве – принципиальный, ведь человек не может жить «сам по себе». Он рождается в конкретной семье с определенным укладом, который формируется национальными традициями, обычаями и обрядами, а потом всю жизнь взрослеет в многонациональном обществе – будь то Россия или любая другая страна. И как же точно говорит писатель: «Живя общим домом, грех не знать лиц своих собратьев...» («Чечня запела»).

Именно поэтому, с первых же своих шагов в творчестве, Габдель Махмут направляет усилия на то, чтобы показать и доказать нам, что все мы на этой земле не только соседи, но и братья. Особенно интересны его исследования связей татарского и русского народов. И надо сказать, что к этому вопросу писатель подходит очень добросовестно, а порой и весьма неожиданно. Чего, например, стоит его сравнительный словарь татарско-русских заимствований («Наш общий словарь»), заставляющий читателей удивиться, задуматься и, наконец, понять: историю не обмануть, нельзя веками жить под одним небом на одной земле и не повлиять друг на друга.

«Земляки», «Камертон», «Трассовики», «От Белой змеи», «Поскреби ТАрТАРИНА», «В сердце Ямала», «На кончике пера» - эти книги уже давно полюбились поклонникам творчества Габделя Махмута, а тысячи читателей на литературных порталах в Интернете "держат на столе" его книги, заносят имя писателя в «Избранные»…  Новая книга Габделя Махмута «Что вижу я во-круг», безусловно, станет очередным приятным подарком всем нам.

«Приглашаю Вас на очередное чтиво, как мне кажется, тоже интересное по-своему - собрал сюда немало новых своих раздумий, фактов биографии, рассказы о коллегах, друзьях, другие познавательные вещи», - обращается автор во вводном слове к своим читателям. Конечно же, писатель скромничает. То, что он предлагает в этой книге, выходит далеко за рамки простого «чтива». Перед нами – авторские заметки на полях жизни, его точные зарисовки различных ситуаций, анализ «болевых точек» современного общества. Более того - собранная под одной обложкой публицистика открывает перед нами Габделя Махмута совсем с другой стороны. Если в его художественных произведениях мы только ощущали присутствие автора рядом, его позицию, его точку зрения, то теперь он обращается к читателям напрямую как трибун. 

Все заметки, статьи, очерки, переписка в этом издании тщательно систематизированы писателем в пять тематических книг, связанных между собой общим заголовком. В первой книге Габдель Махмут раскрывает перед нами некоторые стороны творческой «кухни» («А еще вот…»). Во второй он с любовью и уважением вспоминает друзей-писателей, с кем сводила его судьба на жизненном пути («О друзьях-товарищах»). В третьей («С гордостью и болью») – обращается к теме любви к малой родине, своему татарскому народу, уважения к национальным традициям, вырывает из забвения многие славные имена своих соплеменников. В четвертой книге писатель делится воспоминаниями о ярких событиях в жизни, а также поднимает злободневные сегодня темы, как спекуляция на вере в бога, проблемы шоу-бизнеса и др.(«Разные разности»). В пятой книге, с примечательным названием «За что бьюсь давно», Габдель Махмут пишет о самом наболевшем в нашей стране – проблеме интернационализма. Пишет горячо, с болью в сердце, о чем по-писательски кричала душа с давних пор (здесь показательна статья «Я был на БиБиСи»), и этот крик уже начинают воспринимать те, от кого зависит наша мирная жизнь в дружном сообществе  россиян («Докричались»)…

Доверительно и честно ведет писатель неторопливый разговор о том, что видит вокруг себя, о том, что каждый день наблюдаем мы сами. И о том, что не может не тревожить любого думающего и неравнодушного к жизни страны человека. Тематика статей в книге самая широкая, где прошлое и настоящее так тесно переплетаются, что начинаешь прокручивать в голове уже набившую оскомину простую истину: нет, и не может быть у нас будущего без прошлого. Но, не задумываясь о последствиях, мы все продолжаем тянуть вчерашние свои ошибки, просчеты и обиды в день сегодняшний, о чем с горечью предупреждает публицист Габдель Махмут.

Константин Паустовский утверждал: «Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хоть немного зоркости». Габдель Махмут оказался именно «тем писателем» - он блестяще справляется с этой важной задачей: добавляет зоркости нашему зрению тем, что видит сам вокруг, и помогает освободить наши сердца от равнодушия, будит в душах светлые патриотические чувства…

Ольга Кат, поэт, прозаик, публицист, член «Золотого фонда» премии «Народный писатель» портала Проза.ру. автор книг «Пенсионные забавы», «В лабиринте судьбы». г. Нижний Новгород, 10 декабря 2013 г.