Гвоздь

Михаил Рощин 2
Гвоздь. Что про него можно написать?

В обычном понимании эта вещь представляет собой металлический цилиндр с заострённым одним концом, и широким и, зачастую, неровным другим, называемым «шляпкой». Откуда взялось такое название, сказать сложно, так как на шляпку в традиционном понимании эта конструкция похожа далеко не в первую очередь.

Самое большое сходство достигается у тех гвоздей, которыми фиксируют шифер на крышах. Там действительно вокруг тупого конца гвоздя имеется жестяная «шляпка», которая не позволяет самому гвоздю проваливаться внутрь при забивании.

О забивании гвоздей говорить тоже особо нечего, это их прямое предназначение. А вот о забиваемом предмете - тут душа может развернуться и вовсе не сворачиваться. Забивать гвоздями можно всё что угодно: доски, крыши и скамейки. Некоторые забивают на переживания и какие-то дела. Помнится, один мой товарищ всегда носил в кармане гвоздь «на сто пятьдесят». Самый обычный пятнадцатисантиметровый гвоздь. Он был затуплен со всех сторон и не мог поцарапать кожу или порвать одежду. И этот мой товарищ всегда говорил, что носит этот гвоздь в кармане джинс как напоминание, что на всё можно забить. Он так и говорил, демонстрируя его окружающим. «Это мой гвоздь, который я на всё забиваю».

Хотя, по правде говоря, забить совсем на всё в нашей жизни удаётся далеко не всем. Лишь единицы способны настолько абстрагироваться от реальности, что она перестаёт для них существовать. А для большинства это еще какая серьезная штука, которая вечно ставит палки в колёса, а может, у неё такие гвозди. И последним финальным штрихом она заколачивает их в крышку гроба, пользуясь услугами работников ритуальной службы.

Такое событие зачастую становится «гвоздём программы». Многие люди приходят попрощаться с ушедшим, отдать ему последние почести, принести, так сказать, социальную жертву. Ведь это делается для успокоения души. И как правило, души пришедшего. Потому что для того, что заколочен в ящике, уже нет большой разницы, сколько народу пришло к нему попрощаться и что про него говорят. Он, по сути, уже «забил» на это дело.

И откуда взялось понятие «гвоздь программы»? Возникает какая-то абстрактная картина телестудии, и в центре, ровно между креслом ведущего и приглашенного гостя, прямо в полу забит ровненький такой, симпатичный гвоздь. Размерами с те самые старинные гвозди, которые изготавливали кузнецы в своих мастерских. Иные могли достигать размеров руки ребенка, и весом были довольно немалым.

И стоит себе такой гвоздь посреди студии, а все про него говорят, шепчутся среди зрителей и за кулисами. «Вот, смотрите, это Гвоздь программы!» А что в нём такого особенного, никто не говорит. Выходит, просто повод посудачить и пошептаться где-то в стороне? Ведь по сути он как был гвоздём, так им и остался. А важным его сделало только общественное мнение и пристальное, но кратковременное внимание. И стоит только программе закончиться, как этот гвоздь выдирают из пола и выбрасывают без сожаления в урну. Или вышвыривают через черный ход, если гвоздём оказался какой-нибудь никому не нужный актёр.

Вот и в жизни так. Все говорят, «Гвоздь!», а на деле просто кусок стали, который согнули в нужную форму, использовали, а потом выбросили. Потому что мало какой гвоздь может быть в форме много лет, на смену ему придёт следующий, а потом еще один и еще. А этот старый гвоздь начнёт постепенно ржаветь, пока наконец совсем не развалится.

Морали в этом рассказе искать не стоит, лишь несколько метафор и десяток строк текста, которые вдруг возникли в голове и захотелось их записать.