Честь по заслугам. Часть 1. глава 1

Петр Чванов
Часть 1. Глава 1.

ЛИЧНЫЙ ВРАГ БЕСНОВАТОГО ФЮРЕРА

Саша Маринеско родился 15 января 1913 года в городе Одесса. В этом солнечном южном городе все дышало морем. Его детство, как и детство большинства мальчишек Одессы, прошло на горячих пляжах Южной Пальмиры. Он просто не мог мечтать ни о чем другом, как о неведомых землях и дальних походах. Шестнадцатилетним юношей, окончив 105 школу в г. Одессе, он нанялся юнгой на небольшое торговое судно. Специфика морской жизни и любовь к морю подсказали юноше, что морская профессия требует не только любви и романтической натуры, но и больших знаний. Летом 1930 года он поступил на первый курс Одесского морского техникума.

Сразу после окончания морского техникума в апреле 1933 г. А.И. Маринеско попал на должность помощника капитана парохода «Красный флот» и стал штурманом дальнего плавания. В ноябре 1933г. его призвали на службу в РККФ*, назначив штурманом на подводную лодку Щ-306, и направили на высшие курсы командного состава подводников в Ленинград. При сдаче выпускных экзаменов Саша показывает отличные знания материальной части и отличные навыки в управлении подводной лодкой.

После окончания высших курсов командного состава старший лейтенант А.И. Маринеско назначается коман¬диром малой подводной лодки «малютки»– «М-96»
Став командиром подводной лодки, Саша продолжает совершенствовать свое мастерство и углублять знания. Экипаж «малютки» под командованием молодого командира показывает отличные результаты. Так, при нормативе «срочного погружения» ПЛ – 30 сек он умудряется погрузиться за 19,5 сек. При проверке боеспособности подводной лодки в 1940 году «малютка» выполняет торпедные стрельбы на «отлично», за что командующий флотом награждает капитан-лейтенанта Маринеско А.И. золотыми именными часами.

Началась Великая Отечественная война. В первые же дни войны, находясь на боевой позиции в западной части Балтийского моря, Александр Иванович уничтожает немецкий транспорт. В августе 1942 года он пополняет свой боевой счет и уничтожает фашистский транспорт «Хелене» водоизмещением 1850 регистротонн.
За успешное ведение боевых действий на море командир подводной лодки награждается орденом Ленина.

 Взбешенное успехами советских подводников, фашистское командование прилагает все усилия, чтобы закупорить их в Финском заливе. С этой целью в устье Финского залива они выставили глубокоэшелонированные минные заграждения и оборудовали в устье Финского залива и Ирбенского пролива минно-артиллерийские позиции. На коротком участке островов Гогланд, Большой Тютерс и Найсаар – Порккалауд было выставлено более 11000 противолодочных якорных, донных, контактных и неконтактных мин.

Кроме того, в районе Нарген-Порккалауд были выставлены сплошные противолодочные сети. Каждый выход подводных лодок на боевые позиции был сопряжен со смертельным риском. Деятельность подводных лодок КБФ была полностью парализована. В период вынужденного безделья отношения командира ПЛ С-13 с командованием бригады ПЛ значительно ухудшились. После успешной атаки фашистского транспорта «Хелене» удача изменила боевому подводнику. Больше года его боевой счет не пополнялся. Только в средине 1944 года подводные лодки снова активизировали свою боевую деятельность.
 
И вот новая победа. В октябре 1944 года подводная лодка «С-13» под командованием Маринеско А.И. уничтожает фашистский транспорт «Зигфрид» водоизмещением 563т. Ему присваивается очередное воинское звание капитан 3 ранга. Дивизион подводных лодок, в который входила С-13, базировался на порт Турку (Финляндия). Основным методом использования подводных лодок в этот период было крейсерство в заданном квадрате в районах Лиепаи, Виндавы и на подходах к Данцигской бухте.

Вечером 30 января 1945 г. ПЛ «С-13» под командованием капитана 3 ранга Маринеско А.И. осуществляла поиск противника в надводном положении.
– Транспорт, слева по курсу в охранении сторожевика! – доложил сигнальщик. Огромный транспорт фашистов, вышедший из бухты Данциг, приближался к банке* Штольпе. Решение пришло мгновенно.
– Боевая тревога, торпедная атака! – скомандовал Маринеско. -Атакуем в надводном положении! Обе полный вперед! Пользуясь плохой видимостью, командир принял решение атаковать со стороны берега. Чтобы занять выгодную позицию, надо было увеличивать скорость.
– Обе самый полный вперед! – следует очередная команда в машинное отделение.
– Товарищ командир, дизеля требуют текущего ремонта. Могут не выдержать, – но командир стоит на своем. 18 узлов – это предельно допустимая скорость.

 Даже в крейсерском положении подводная лодка сидит в воде не очень-то высоко. Она полным ходом несется к берегу, не выключая ходовых огней. Фашисты принимают её за свой сторожевой катер. В 23 часа 15 минут, заняв выгодную позицию, с расстояния 12 кабельтовых ПЛ производит трехторпедный залп. Все три торпеды попадают в цель. Атакованное судно идет ко дну. Как выяснилось чуть позже, жертвой этого залпа оказался лайнер «Вильгельм Густлов» водоизмещением 24 тысячи тонн. На борту потопленного лайнера находились около 9 тыс вражеских солдат, матросов и офицеров, в том числе около 4000 подводников, эвакуировавшихся из Данцига, которыми можно бы было укомплектовать экипажи 70 подводных лодок.

Вскоре боевой счет капитана 3 ранга Маринеско и экипажа ПЛ «С-13» увеличился ещё на 14660 тонн. 10 февраля 1945г. «С-13» атаковала и утопила, поразив двумя торпедами, транспорт «Генерал Штойбен», на борту которого находилось около 3 тысяч немецких солдат и офицеров. За эти успехи все члены экипажа легендарной «С-13» были награждены орденами и медалями. Александр Иванович был награжден высшей наградой страны – орденом Ленина.

Большинство подводников уничтожение лайнера «Вильгельм Густлов» считали «атакой века». Официальные правительственные круги считали по-своему. Только 5мая 1990 года по ходатайству общества подводников и требованиям общественности Александру Ивановичу Маринеско было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Его именем названы корабли, учреждения и улицы. На памятных зданиях установлены мемориальные доски.

Училище, которое в свое время заканчивал Александр Иванович, тоже названо его именем. 8 мая 1999 года в Одессе установлен памятник герою-подводнику. На этом памятнике высечено стихотворение другого командира подводной лодки Героя Советского Союза И.И.Фисановича.

Нет выше счастья, чем борьба с врагом,
И нет бойцов, подводников смелей,
И нет нам тверже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.