Сказ о том, как меня за железный занавес выталкива

Марьша
       Когда мне сейчас приходится читать и слушать о том, что в СССР был «железный занавес» и никого никуда не выпускали, я не смеюсь, я просто хохочу. И вот почему.
       В далёком 1972 году, я, после окончания экономического техникума в г. Хотьково  Московской области, работала в строительной организации Евпатории бухгалтером расчётного отдела, т.е. производила расчёты по зарплате с персоналом. Коллектив не маленький, около 300 –т человек, которые по Крыму проводили канал для Днепровской воды.
С работой справлялась, выполняла указания старшего бухгалтера Надежды Макаровны – потешницы и балагура, а та, в свою очередь, выполняла указания главного бухгалтера – армянина Михаила Аванесовича.
       Работали дружно. Все «вписались» в большой коллектив  бухгалтерии, кроме зам.глав.буха, которая внешне была далеко не красавицей (маленькая,  с кривыми худыми ножками, с огромными оттопыренными губами, с большим животом), но главное – озлобленной и недоброй.

       И вот, в один из летних дней меня вызывают в профком, где заседают все члены профкома строительной организации. Я насторожилась: что же я могла наделать, что меня будут обсуждать на профкоме? Тем более, что в углу сидел наш глав. бух. Рядом с ним сидела Надежда Макаровна.
       На предложение – сесть к столу, я еле двинула свои ватные ноги и присела на краешек стула.  И тут заговорил Председатель профкома Игорь Васильевич: « Маша, ты у нас работаешь не так много, больше года, но работаешь хорошо, ошибок и нарушений не обнаружено, с коллективом ладишь, со всеми ведешь себя корректно, рабочим не грубишь».

       Я похолодела. Думаю, что-то страшное сотворила, что они меня хотят защитить всем коллективом. Видимо придется мне сидеть в колонии на родной земле Мордовии, где я родилась и выросла.
И вдруг Игорь Васильевич заканчивает свою речь: « За хорошую работу мы решили наградить тебя туристической путёвкой заграницу - в Чехословацкую Республику!»
 Немая сцена.  Я просто опешила.

      Тишину опять нарушил Председатель профкома и задаёт вопрос: « Почему молчишь? Согласна?»
-Нет!
-Почему?
Я стала искать причины, чтобы отказаться. Но, как назло причины не появлялись. И тут я решила  позвать на выручку своего старшего бухгалтера: «У нас скоро отчётный период и я не могу оставить одну Надежду Макаровну».
Надежда Макаровна тут же среагировала: «Машенька, я справлюсь, а ты езжай, милая».
-У меня нет денег. Председатель профкома  был подготовлен на все мои отговорки  на все 100%.
- А мы премию выделили! 50 руб. Правда, Михаил Аванесович?
-Правда. Начислим отпускные, зарплату, премию и поезжай. Надо же показать нашу организацию. И на обмен 110 руб. соберем.
- Надо отправить рабочих, а не меня – служащую. И из комсомольской бригады.
-Да ты не волнуйся, мы потом и рабочих отправим.
- Я не знаю ни одного слова по-чешски и словацки.
Игорь Васильевич подготовился на все мои возражения. Вытаскивает из ящика стола небольшую брошюру зеленого цвета.
- Возьми. Это – разговорник чешского языка.
Вообщем, я поняла, что отказаться мне просто невозможно!

       Тут  же дают читать и  подписывать  документы, характеристику. Когда я её прочитала, поняла, что еще одну  строчку характеристики и меня можно награждать званием Героя Социалистического труда. Быстро дали ручку, указали, где подписать. На лицах всех  присутствующих  сразу спало напряжение. Все с облегчением вздохнули. Мне тут же выдали зарплату, отпускные, премию и отправили собирать чемодан.

        Но тревога не покидала меня. Вышла из Профкома вместе со старшим бухгалтером и спрашиваю: «Надь, вы, куда меня выпихнули? Что случилось? Можешь рассказать?»
   Она залилась смехом и давай в подробностях рассказывать, как решали вопрос с путёвкой. Трест «Днепроспецводстрой», к которой мы относились,  выделил на каждое строительное управление по 1-ой путёвке в Чехословакию. Выделили и для нашего управления. С начало обошли все участки с предложением поездки в тур поездку. Все строители – в отказ! Затем стали собирать комсомольцев и предлагать бесплатную путёвку, все – в отказ. Уговаривали, настаивали, что комсомольцы не должны бояться какого-то там Запада. Все в отказ! 

        Обратились к Начальнику управления, чтобы кого-то отправить из управления. Предлагали всем отделам: техническому, сметному, производственному, снабжению. Отказали. Вспомнили про бухгалтерию. У всех были дети, кроме меня. И выбор начальника пал на меня. Переговорил со всеми членами профкома, чтобы все стояли стеной перед глупой 23-летней деревенской девушкой, обработали старшего и главного бухгалтеров и получили искомый результат.

        Начальник в тот же день отчитался, что из его Управления едет «спортсменка, комсомолка и прост харёши дэвушка».
А мне деваться некуда! Нужно было  собираться  за «ЖЕЛЕЗНЫЙ  ЗАНАВЕС» ЕВРОПЫ.