Ученый Яков Горелик, мой друг

Юрий Хозяинов
 
Однажды в кафе московской гостиницы "Академическая" за одним столиком случайным образом собрались четверо командированных из различных институтов АН СССР (дело было в 1989). В ожидании официанта они разговорились, и выяснилось, что у всех четверых есть один общий знакомый - Яков Горелик, в то время научный сотрудник Института проблем освоения Севера СО АН СССР.
А случайные собеседники приехали в Москву из Томска, Тюмени (я), Новосибирска и Норильска. Слушал я рассказы о человеке, с которым на тот момент был знаком 15 лет и удивлялся: да неужели это все о нем? Как получилось, что столь талантливый и широко образованный человек выбрал для своего проживания наш город?

Итак, знакомьтесь: Яков Борисович Горелик - кандидат физико-математических наук и доктор геолого-минералогических наук.
Заведующий лабораторией Института криосферы Земли СО РАН (Сибирского Отделения Российской Академии Наук). Тема докторской диссертации: "Физика криогенных процессов в литосфере".Обладатель поощрительных наград СО РАН и губернатора Тюменской области. Имеет сертификат эксперта РАН.

Яков, расскажите о себе, с чего все началось?

-- Моя родина – небольшой городок на Дальнем Востоке. Это край удивительной красоты, где среди невысоких сопок течет множество прозрачных речек с каменистым дном. Отец - военный, мама – из служащих. С детства увлекался физикой. Она тогда была в большой моде - помнишь: что то лирики в загоне, что-то физики в почете. Космос, атомная энергия, академгородки - это все про физиков. Когда я в 1966 году приехал в Томск, поступать в университет, на физический факультет там был конкурс 15 человек на место. Мне повезло -я поступил.
(  я в 1971 году поступал на физико-математический факультет ТГПИ, конкурс был - 1,5 места на человека, и я НЕ поступил!!!) Будучи студентом стал заниматься теоретической физикой, тема моей курсовой, затем дипломной работ стала темой и кандидатской диссертации и относилась она к исследованию устойчивости кристаллических тел методами статистической физики.

-- Получается, что тема выбранная тобой в студенчестве лежит в основе твоей теперешней работы?

-- Получается что так! Яков улыбнулся и достал из тумбочки небольшую пачку бумаг, с машинописным текстом - вот она – моя дипломная работа! Научный руководитель доктор физ-мат наук Эдуард Абрамович Аринштейн.

-- в Томске много научных учреждений, великолепный Академгородок, а ты взял, да приехал в Тюмень. Как так получилось?

-- В Тюмени открылся тогда новый университет. Руководитель моей кандидатской работы переехал на работу в Тюмень, и мне пришлось ехать за ним. Работая в новом университете, защитил диссертацию, потом родились дети - а жил я в той же комнате в общежитии, которую получил аспирантом. Это было мотивом моего перехода на работу в крупный проектный институт Гипротюменнефтегаз (в Тюмени начинался бум нефти и газа, который “тащил” за собой мерзлоту), оттуда - во вновь созданный Институт проблем освоения Севера СО АН СССР (академик В.П. Мельников создавал здесь академическую структуру, привлекая местные кадры. Я был среди немногих – опять повезло!).
В Гипротюменьнефтегазе я впервые познакомился с мерзлотой. До этого она была для меня (как для физика)просто замерзшей грязью и все. С тех пор прошло много лет, прочитано огромное количество литературы, выполнено значительное число исследований. Мерзлота оказалась чрезвычайно интересным объектом исследования. Геологическая история ее формирования, строение мерзлой толщи, непрерывно протекающие и связанные с ней природные процессы – все это удивительный природный феномен, который отражается в местных ландшафтах и существенно влияет на хозяйственную деятельность. При исследовании мерзлых толщ многое вызывает изумление (и даже оторопь!) исследователей: это и многометровые толщи чистого льда, которые погружены в минеральные отложения; это и вырастающие из земли с огромной (в геологическом масштабе) скоростью гигантские бугры (взрывы которых иногда убивают проходящие мимо вьючные караваны); и громкие звуки трескающейся земли при сильных морозах; и “шахматная доска” поверхностных полигонов, образованных ледяными стенками; и высокие силовые воздействия на инженерные сооружения, которые развиваются при определенных условиях и способны в бараний рог скрутить многотонные металлические конструкции, и еще многое другое. В большой степени все эти удивительные явления связаны с некоторыми (не менее удивительными) свойствами воды и льда. Одно из них заключается в том, что мерзлый грунт практически всегда является не вполне таковым, но содержит определенное количество жидкой воды, которая способна течь под действием перепада не только давления, но и температуры. Другая (главная) компонента мерзлого грунта – лед, как это не покажется странным, тоже способна перемещаться между минеральными частицами грунта под действием тех же сил. Эти свойства воды и льда могут объяснить многие из наблюдаемых явлений в мерзлых толщах. Одна из моих публикаций вышла в научно –популярном журнале Природа (в 2001 году), где я отдал должное восхищению этим феноменом.

-- Выходит, что в Тюмени ты оказался почти случайно? Но со временем став одним из авторитетов в этой отрасли науки ты бы мог перебраться в другой более благополучный, чем Тюмень регион - я имею ввиду не только Россию, но и другие страны, куда тебя приглашали?

-- Здесь у меня родились дети, любимая и очень интересная работа. Здесь же значительное поле практического применения моих исследований. И еще: я большой любитель природы и заядлый рыбак. Тюменские просторы меня привлекают своей красотой и обилием рыбных мест. Если в отпуске я не сольюсь с природой, то считай я и не отдохнул. А скорее всего, улыбнулся Яков, я просто домосед, не тянет меня к перемене мест.