Конструктивизм Турбинной улицы

Ртищева Людмила
Если спросить любого петербуржца, не живущего в  районе станции метро Нарвская, где находится Турбинная улица, наверняка большинство затруднится ответить. Возможно, кто-то ассоциативно свяжет её название с Кировским заводом. И будет прав: проезд, проложенный в 1930 году за Нарвской заставой, от Промышленной до нынешней улицы Зои Космодемьянской, был назван Второй Турбинной улицей в честь организации производства паровых турбин на заводе «Красный Путиловец». Тогда же слева и справа от неё появились Первая и Третья Турбинные, которые в 1950 году были переименованы в улицу Косинова и Севастопольскую. А Вторая Турбинная в 1955 году стала просто Турбинной и была продлена до нынешних границ – до сквера за усадьбой Екатерины Дашковой.
Но прежде, чем я проведу вас по этой необыкновенной улице и расскажу о находящихся здесь памятниках конструктивизма, несколько слов о самом архитектурном стиле. Конструктивизм просуществовал в нашей стране всего немногим более десяти лет (с середины двадцатых до середины тридцатых годов прошлого века). Здания, построенные в этом стиле, обычно сразу обращают на себя внимание именно своей конструкцией. Они, как правило, ассиметричны, имеют разные по высоте части, большие площади остекления. Даже в жилых домах делали широкие окна, а чтобы они выгладили сплошными стеклянными лентами, часто простенки красили в более тёмный цвет на светлом фоне здания. 
В районе площади Стачек находятся сразу несколько известных памятников конструктивизма, или ленинградского авангарда: первый в советской стране дворец культуры имени Горького и одно из первых школьных зданий, знаменитое также тем, что в проекции напоминает серп и молот, Дом Технической учёбы, бывший магазин кооперации и фабрика-кухня, Кировский райсовет.
Нарвская застава уникальна также и тем, что здесь были возведены кварталы комплексной застройки в стиле конструктивизма. Именно с них началось в нашем городе жилищное строительство. Но судьба у этих комплексов разная.
Первый из них – Тракторная улица. Пятнадцать трёх-четырёхэтажных домов были построены в 1925-27 годах для рабочих завода «Красный Путиловец». Архитекторы Гегелло А.И., Никольский А.С., Симонов Г.А. отказались от сплошной застройки, принятой в Петербурге. Каждый дом стоит отдельно, и только некоторые из них соединены между собой арками и полуарками. Здания внешне отличаются друг от друга, но вместе образуют единый ансамбль. Тракторная улица известна каждому знатоку конструктивизма. Она охраняется государством, вошла в энциклопедии и книги по советской архитектуре. Но мало кто знает, что у этого комплекса домов есть родной брат. 
Недалеко от Тракторной, на другой стороне проспекта Стачек, между улицами Трефолева и Белоусова, по проекту той же группы архитекторов в 1925-28 годах был возведён ещё один комплекс из трёх-четырёхэтажных домов – «Серафимовский участок». Его название, видимо, связано с храмом преподобного Серафима Саровского, находившегося неподалёку. В 2001, году комплекс был включён в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». Дома здесь хотя и похожи на те, что стоят на Тракторной улице, но расположены не в одну линию, а по периметру квартала, образуя просторный двор, вход в который обозначен полуарками. Восточной частью «городок» выходит на проспект Стачек, а западной (дома № 36 и 38) – на Турбинную улицу, почти в самом её конце.
Напротив Серафимовского участка другая сторона улицы застроена так называемыми «немецкими домами». Они появились здесь в конце сороковых годов. Не сведущие и не очень внимательные люди и конструктивистские дома называют «немецкими». Вероятно, из-за того, что и те и другие малоэтажные да из-за арок, оформляющих вход во двор. Но в их архитектуре мало общего: минимализм и подчёркнутая функциональность одних и нефункциональная нарядность других, украшенных колоннами и портиками.
Но вернёмся к памятникам конструктивизма. Если пройти от Серафимовского городка к началу улицы, то на другой её стороне, между улицами Зои Космодемьянской и Оборонной, мы увидим ещё один замечательный образец ленинградского авангарда – бани «Гигант». В народе их называли «Ушаковские» (по старому названию улицы Зои Космодемьянской). Бани вполне оправдывали своё официальное название, потому что стали крупнейшими в Ленинграде: на четыре тысячи посещений в день. Весь комплекс, построенный в 1927-30 годах по проекту А.С. Никольского, состоял из линейных корпусов, идущих вдоль Турбинной и Оборонной улиц, и широкого углового полуцилиндра. Композицию дополняли две дымовые трубы котельной. К сожалению, бани были построены частично из недолговечного силикатного кирпича, частично – из старого красного, и не выдержали длительной эксплуатации. В начале нового века их закрыли и в ожидании реконструкции они тихо разрушаются.
По диагонали от бань на Турбинную улицу выходит сквер, примыкающий к городской больнице №14, которая стоит на параллельной улице Косинова (до 1950 года – Первая Турбинная). Это здание проектировалось архитекторами Л.В. Рудневым, О.Л. Лялиным, Я.О. Свирским, И.И. Фоминым как санаторий-профилакторий для работников завода «Красный Путиловец». Его пятилетнее строительство завершилось в 1933 году. Сейчас бывший профилакторий, как и «Серафимовский участок», и Ушаковские бани, внесён в список охраняемых объектов.
Перекрёсток Турбинной и Оборонный улиц – самая удачная точка для обзора большинства достопримечательностей этого микрорайона. Отсюда хорошо видны не только бани и бывший профилакторий, но и жилые дома, построенные в основном в 1929-30 годах. К слову сказать, за недолгий век существования ленинградского авангарда в нашем городе было возведено двести с лишним зданий в стиле конструктивизма. Значительная их часть – в районе Нарвской заставы. Здесь была реализована идея квартальной застройки. И хотя все эти дома типовые, они не выглядят одинаковыми – нет точки, с которой мы увидели бы их в одном ракурсе.
А несколько зданий выделяются своей непохожестью. Это квартал ограниченный параллельными улицами Турбинной и Севастопольской, Оборонной и Гладкова. Он тоже хорошо просматривается с выбранной нами обзорной точки. Изначально это были пять пятиэтажных жилых домов. Первый из них стоял вдоль улицы Гладкова и имел двухэтажную пристройку, выходящую на Турбинную улицу. Такие же пристройки были у второго, третьего и четвертого. Но сами дома имели форму буквы «Г», направленной в сторону первого. В них также были сквозные проёмы, соединявшие все дворы комплекса в единое пространство. Последний дом, стоящий вдоль Оборонной улицы, напротив Ушаковских бань, представлял собой укороченную букву «Г» без пристройки. А вместо неё на углу Турбинной и Оборонной улиц был разбит небольшой сквер. Именно он оказывается на переднем плане с нашей обзорной точки.
По-видимому, этот квартал был первой попыткой создать комплекс, в который вошли бы не только жилые дома, но также и здания бытового, социального назначения. По воспоминаниям жильцов-старожилов, в двухэтажных пристройках размещались: прачечная (Турбинная 5), детский сад (Турбинная 7), магазин, детская поликлиника, клуб при домоупр6авлении и библиотека. С одной стороны к комплексу примыкали бани «Гигант», а с другой, в начале улицы, в 1936 году была построена школа, а напротив – два двухэтажных детских сада, выходящих своими территориями на Турбинную, Промышленную и Севастопольскую улицы. И ещё один такой же детсад построили на Третьей Турбинной улице рядом с жилым кварталом. А недалеко от него был открыт родильный дом. 
В комплексе на Турбинной обрела реальное воплощение пролетарская идея «обобществленного быта», но мягче и жизнеспособнее, чем, например, в домах-коммунах и пролетарских общежитиях.
Город гордился этими домами: их фотография даже была помещена в путеводитель по Ленинграду за 1937 год. К сожалению, в том же году на первом съезде Союза архитекторов СССР конструктивизм был признан буржуазным стилем, чуждым социалистической действительности. И жилой комплекс на Турбинной улице так и остался экспериментальным. Он исчез из путеводителей, не охраняется как памятник конструктивизма. Не известны даже его авторы. Называют то Г.А. Симонова, то всю группу архитекторов, спроектировавших до этого жилые комплексы Тракторной улицы и Серафимовского участка.
У меня есть своя версия на этот счёт. Несколько лет назад в музее истории Санкт-Петербурга состоялась выставка «Неизвестный Ленинград. 20 шедевров архитектуры конструктивизма». На ней в числе прочих экспонатов был представлен эскизный проект застройки острова Декабристов, выполненный примерно в 1930 году архитекторами Д.П. Бурышкиным, В.А. Жуковской, Ф.3. Мазелем, Н.Ф. Рыбиным. Это была модель идеального городского района, в который, кроме жилых домов, вошла вся сфера обслуживания: столовые и магазины, бани и прачечные, клуб и библиотека, детские учреждения, спортивные площадки. Комплекс, кроме дома-коммуны, включал и дома переходного типа, в которых не было абсолютной коллективизации в быту. И эти здания в проекции очень напоминали дома на Турбинной улице – та же буква «Г».
Предполагалось уже в 1932 году построить первые десять жилых корпусов и несколько зданий бытового назначения. Но строительство так и не было осуществлено, зато появился комплекс на Турбинной улице. Его основу составили типовые жилые дома, но с пристройками общественного назначения. Здесь, на мой взгляд, был найден баланс между утилитарностью, функциональностью и внешней привлекательностью, что позволило бы в дальнейшем осуществлять комплексную застройку, варьируя лишь конфигурацию и размер зданий. Но конструктивизм был осуждён, и данный комплекс остался единственным в своём роде, то есть УНИКАЛЬНЫМ. Удивительно, что он сохранился практически в неизменном виде до начала двадцать первого века! Однако сейчас ему грозит уничтожение. Вернее, оно уже началось.
Первым пострадал дом №7, который было решено реконструировать. В результате осталась нетронутой только пристройка. Однако и она выглядит сейчас немного не так, как в тридцатые годы. Окна в ней более узкие, чем в соседних пристройках, и не образуют присущую конструктивизму «сплошную линию». Судя по лепнине, украсившей стены, все эти изменения появились в пятидесятые годы.
В начале двухтысячных подверглась реконструкции та часть здания, что выходит на Севастопольскую улицу. В ней тоже были изменены окна. Но больше всего пострадала центральная, основная часть дома. Здесь не только были заужены окна, но и срезаны балконы – и без того редкая деталь конструктивистских жилых зданий. Исчез сквозной проём, соединяющий дворы, зато появился шестой этаж в виде мансарды. В целом же всё здание представляет сейчас три стилистически разнородные части. Они даже выкрашены в разные цвета. Но, тем не менее, дом жив! Соседний же, пятый, было решено снести.
Надо сказать, что именно этот дом значительно отличался от остальных четырёх. Во-первых, он единственный не был в форме буквы «Г». Во-вторых, его нежилая пристройка, разбомблённая во время войны и восстановленная лишь в 1992 году, была трёхэтажная. Хотя сама она мало напоминала конструктивистский стиль, но сохранилась труба бывшей прачечной, являвшейся неотъемлемой частью дома. Также со времен Великой Отечественной войны на крыше сохранилась наблюдательная площадка.
Здание сносили несколько лет. Сопротивлялись жители (некоторые из них «держали оборону» почти до полного разрушения своей «крепости»). Сопротивлялся и сам дом, крепко стоявший всеми своими почти метровыми стенами на прочном фундаменте. Даже земля под ним сопротивлялась новому строительству: первое же пробное бурение под сваи выявило плывун. И новый многоэтажный дом пришлось отодвигать к улице Гладкого (на радость жителей седьмого дома, получивших более просторный двор).
Оставшимся трём домам уникального комплекса приговор тоже подписан: вся Нарвская застава вошла в программу «Реновация». Предполагается, что к 2019 году из 208 зданий этого района значительная часть будет снесена. Пресса называет 160-161 дом. На сайте «СПб Реновация» указано число 97. Сами цифры, наверное, не так уж и важны, важнее, что в этот список вошли «не представляющие ценности» памятники довоенной и послевоенной постройки в стиле конструктивизма и сталинской неоклассики.
А что же предлагается взамен? Например, напротив Серафимовского участка вместо снесённого квартала «немецких домов» вырастит лес многоэтажек. На месте уникального жилого комплекса на Турбинной улице будет построено «торгово-офисное помещение» с огромной открытой автостоянкой за ним. По диагонали от него, напротив бывшего профилактория, по адресу: Оборонная улица, 6 планируется снести ещё один конструктивистский дом, построенный в 1930 году. А на его месте возвести детский обучающий центр. Даже не буду говорить, как новые здания нарушат сложившуюся историко-культурную и архитектурную среду микрорайона. Они задавят, а может, и уничтожат находящиеся здесь охраняемые памятники конструктивизма «Ушаковские бани» и «Профилакторий».
Но «реновация» продолжает своё чёрное дело: уже расселены и страдают от постоянных набегов мародёров и вандалов дома №9 и № 13. Из всего комплекса остался пока нетронутым только одиннадцатый дом.
Может, остановиться, пока не поздно и не сносить крепкие здания, к тому же представляющие историческую, культурную, да и архитектурную ценность?! Почему просто не отремонтировать их, переделав в комфортное жильё? А в сохранившихся пристройках разместить тот же обучающий центр, вернуть выселенную из дома №9 почту, а также – кафе и магазин, располагавшиеся в пятом доме. Может быть, даже открыть в одной из них музей, посвящённый, например, ленинградскому авангарду, собрав в него, рассеянные по архивам и фондам, свидетельства становления и развития конструктивизма. Или музей одной улицы (вроде того, что в Киеве, на Андреевском спуске). Турбинная того стоит!
Мечты? Но если здесь, на бывшей рабочей окраине, в пору развивающегося социализма сумели построить кусочек города будущего, то почему в пору развивающегося капитализма нельзя дать этому комплексу вторую жизнь?


                Фото из Путеводителя по Ленинграду 1937 г.