Как сохранить здоровье и общаться с врачами

Жизнь коротка, путь искусства долог,
удобный случай скоропроходящ,
опыт обманчив, суждение трудно,
поэтому не только сам врач должен
употреблять в дело всё, что необходимо,
но и больной, и его окружающие,
и все внешние обстоятельства
должны способствовать врачу
в его деятельности.

Гиппократ. Афоризмы, отдел 1.1 

Уважаемые читатели, я не являюсь ни медицинским работником, ни знахарем, не занимаюсь лечением. Прошу извинить меня за то, что многое, о чём я скажу, покажется Вам банальным, о чём Вы давно осведомлены. Но некоторые из моих суждений могут оказаться полезными. Просто, прожив долгую и непростую жизнь, я встречался с разными проблемами по здоровью как с личными, так и у своих близких. Их преодоление шло в большинстве случаев с помощью врачей, но иногда и вопреки им. В течение своей жизни я прочёл немало книг, рекомендаций, просмотрел массу телепередач по интересовавшим меня вопросам. Интересно, что эти рекомендации зачастую противоречили друг другу, иногда кардинально.
 
Это и понятно. С одной стороны, наука, в том числе медицинская, движется вперёд, выявляя с помощью совремённых инструментальных методов новые закономерности строения и взаимодействия элементов человеческого организма. С другой стороны, надо оправдывать вкладываемые значительные средства и открывать что-то новое, которое иногда оказывается ошибочным, как например, открытие знаменитого американского учёного Лайнуса Полинга о чудодейственном действии витамина С. Он предлагался в огромных дозах, чуть ли не как идеальное средство для излечения множества болезней. В дальнейшем оно было признано авторитетным медицинским сообществом, как ошибочное и даже наносящим вред здоровью.
 
В начале каждого проекта, а также при проведении исследований для защиты диссертаций требуется выявлять и предлагать новые методы анализа и лечения. Не всегда это удаётся, вот и предлагаются сомнительные рекомендации, которые затем опровергаются результатами других проектов и другими диссертантами. По человечески их можно понять, но когда исследования ведутся исключительно с целью подгонки под желаемый результат, это уже можно квалифицировать, как мошенничество.

Популярные программы, в том числе проходящие по нашим главным каналам, несомненно полезны и играют важную роль в санитарном и медицинском просвещении населения, способствуют его оздоровлению, за это им большая благодарность. Но и их рекомендации не всегда следует воспринимать, как истину в последней инстанции. Просто из-за ограниченности времени и из опасения, что какие-то предостережения могут понизить эффект от рекомендации, о побочных эффектах нередко умалчивается.
 
Возьмём, например, призыв пить ежедневно не менее 2 литров чистой воды, а в жару и 3 литра, не считая жидкой пищи, напитков, чая, кофе. Естественно, вся эта жидкость должна ежесуточно выводиться, в основном через почки, частично через пот и выдыхаемый воздух. А если есть проблемы с почками, сердечно-сосудистая недостаточность, присутствует отёчность, старый возраст? С жидкостью выводятся и микроэлементы, витамины, может образоваться их дефицит, особенно при неполноценном или несбалансированном питании. Из медицинских книг следует, что в этих случаях пить воду в таких количествах не следует, это может нанести существенный вред здоровью.
 
Перейдём к лечащим врачам. Теперь они разделяются на врачей государственных лечебных заведений (бюджетники) и частных учреждений, их функции значительно различаются. Задачей бюджетных врачей является обслуживание в течение своей смены определённого количества пациентов. В отведённое время надо успеть уточнить  диагноз, выписать рецепты лекарств, заполнить амбулаторную карту, выписки, направления на процедуры. В связи с отсутствием медсестер при враче больше половины времени приёма пациента уходит на заполнение бумаг.  На опрос больного и диагностику остаётся совсем мало времени, поэтому всё происходит в темпе, и не исключены ошибки. Не остаётся времени на беседы с больным, советы по поведению во время болезни и профилактике заболевания. Целью врача является оказание помощи пациенту в течение заданного короткого времени. И как это будет сделано, зависит от его квалификации и морально-этических черт характера врача. Поэтому при лечении у бюджетных врачей наиболее частые проблемы заключаются в ошибках при диагностике, минимизации процедур и обследований, чем это необходимо для более точной диагностики и излечения; при лечении используются дешёвые, иногда некачественные материалы и лекарства.

Нужно иметь в виду, что рядовые бюджетные врачи имеют небольшую зарплату и нуждаются в деньгах, а пациент хочет получить от врача особое отношение и назначение услуг сверх положенных для данного заболевания. Создаются условия для поборов. Из-за низких зарплат повсеместно ощущается дефицит врачей. Москва и Подмосковье решают этот вопрос не по-государственному, переманивая их с периферии, ещё сильнее усугубляя там эту же проблему. У руководства больничного учреждения и заведующих отделений свои проблемы и возможности. Известно, что большинство больниц и клиник недофинансируется и они вынуждены значительную часть услуг оказывать на платной основе, иногда это делается и за услуги, которые должна по закону делаться бесплатно.

У врачей частных лечебных учреждений, назовём их для краткости частными врачами, несколько иные функции. Их задача как можно больше взять денег с пациента, для чего зачастую диагностируются несуществующие заболевания, назначаются ненужные обследования и процедуры, предлагаются более дорогие материалы. Время на приём пациента регламентируется не так жёстко, в учреждениях, как правило, нет дефицита врачей и медсестёр. Но, кроме того, среди них иногда попадаются не очень квалифицированные, так называемые блатные, врачи. Я лично к платным врачам обращаюсь очень редко и не только из-за дороговизны. Другое дело, приём по платным услугам в государственных поликлиниках в необходимых случаях.

Перейдём теперь к описанию практики общения пациентов с врачами. А что врачи? Они живут в нашей среде, у них те же проблемы, что и у нас. Приведу несколько реальных случаев встреч с ними. Нужно учесть, что в некоторых случаях речь идёт о прошедшем времени, когда, то, что вручалось врачам, и взяткой-то назвать язык не поворачивается. Для мужчин - это бутылка хорошего коньяка, для женщины — коробка конфет. Сейчас серьёзная процедура может обойтись в немыслимую сумму.

Пример первый. После успешно завершённой операции аортокоронарного шунтирования в очень престижном центре я зашёл к знаменитому кардиохирургу, руководителю бригады, выполнившей операцию, с набором изысканных коньяков и вин. Не знаю, как приступить к процедуре передачи подарка. Тем не менее справляюсь с волнением и говорю:
 - Я от всей души благодарен Вам за спасение моей жизни и восстановление здоровья и хотел бы вручить Вам небольшой подарок. Больше никаких слов не нашлось. Ответ был неожиданным для меня: - Я рад за Вас, что операция прошла успешно, и для меня достаточно Вашей благодарности.
 Я ещё раз благодарю и ретируюсь с подарком.

 Но не уносить же его домой. Иду к заведующему отделом и обращаюсь с той же речью. Реакция совсем иная:
 - Большое спасибо, это очень кстати, мы при случае всё это освоим за Ваше здоровье. Дело таким образом завершилось к взаимному удовлетворению.

Пример второй. В более позднее время, в другом лечебном учреждении, когда спиртное врачам-мужчинам и конфеты женщинам дарить стало уже неприличным, подхожу к лечащему врачу с некоторой купюрой не самого высокого достоинства и начинаю мямлить:
 - Я хочу поблагодарить Вас за помощь в лечении сына и доброе к нему...
Он неожиданно прерывает мои слова своими: - Так давайте же!
Что мне оставалось делать, кроме как вручить приготовленную сумму. Возможно он так поступил, потому что торопился и хотел завершить процедуру до прихода медсестры, я его за это не осуждаю, хотя ситуация показалась мне просто уморительной.

Пример третий. После осмотра терапевтом и выписки лекарств спрашиваю врача:     -Почему Вы не уделите несколько минут, чтобы объяснить пациенту особенности его заболевания, какие меры профилактики и диету следует использовать?
Ответ врача меня удивил:
- В начале своей работы я так и делала, но затем поняла, что всё это время потеряно зря, мои советы забываются за дверью и им не следуют на самом деле. То же часто испытывают и мои коллеги, уверяю Вас.

Пример четвёртый, более грубый. На приёме у хирурга жена стала возмущаться невниманием лечащих врачей, малым количеством назначенных процедур и плохой результативностью госпитализации.
Врач, прослушав тираду, произнёс совсем неожиданные слова:
 - Да Вы нам по фигу!. Мы, что, должны гадать, что Вам нужно?. Вы должны понимать, что идя на приём к врачу, Вы должны заранее знать и сообщить врачу, что Вы ждёте от врача, что именно Вас беспокоит, какие обследования необходимы. В этом случае нам придётся дать Вам необходимое лечение и процедуры. А если Вы идёте к врачу, не представляя, что Вам нужно, то и врач ограничится минимумом.

Пример пятый. Несколько лет назад в семье наших друзей случилось несчастье, серьёзно заболел их сын, офицер. Перед увольнением из армии в связи с болезнью, он проходил обследование и лечение в военном госпитале, в отделении которым руководил полковник М. Естественно, родители часто посещали сына, беседовали с врачом. Врачебная комиссия под руководством окружного главного специалиста признала офицера больным с утратой трудоспособности в связи с прохождением воинской службы с выплатой компенсации. Однако начальник отделения,  скрыл это заключение, соврал, что именно от него зависит принятие решения и вынудил старых пенсионеров заплатить ему изрядную сумму за оформление такого заключения. Получается, что вымогатели, не стесняющиеся нажиться на страданиях больных, бывают и среди военных медиков.

Пример шестой. В беседе с опытным хирургом, который уже не оперирует, находится на пенсии он высказал такое мнение. Совремённые технические средства диагностики: МРТ, КТ, лапароскопия, микрохирургия и многие другие создают новые возможности для диагностики и лечения заболеваний. Однако, это имеет и отрицательные последствия. Теперь хирурги зачастую слишком надеются на результаты технических обследований и в случае технических ошибок или неожиданных ситуаций не готовы оперативно принять необходимые решения. Раньше хирурги были профессионально лучше подготовлены к неожиданностям, были способны уточнять диагнозы.

 Пример седьмой. После появления признаков сердечного заболевания меня направили в Диагностический центр на Таганке, где усадили на крутой импортный велотренажёр с большим пультом управления, облепили датчиками и предложили крутить педали, пока я не почувствую недомогание. Я не хотел ударять в грязь, крутил и крутил, стал уставать, сильно вспотел, появилась боль в ногах, о чём я их известил, пока экспериментаторы не сказали: «Хватит, слезай!» Шатаясь, я свалился на топчан, у меня началась аритмия, длительное время я приходил в себя. Когда я прочитал протокол, у меня от изумления волосы стали дыбом. В нём было написано:

 - исследование прекращено из-за достижения предельных показателей: систолическое давление — 230, сердечный пульс — 170, в то время как процедура должна быть немедленно прекращена для сердечников при появлении усталости, боли в ногах, достижении давления 180 и пульса 120 или снижении сегмента St. Когда я потребовал объяснений, почему они подвергли меня такому риску для жизни, они сказали, что пользуются программой отбора спортсменов в сборную страны. Ничего себе! Я считаю, что мне крупно повезло, что я не умер при этом исследовании, как это случилось на аналогичном испытании уже в другом заведении с моим знакомым. По правилам, при такой процедуре должен присутствовать и врач-реаниматор. 
 
Конечно, некоторые из приведённых примеров являются исключениями из правил и большинство врачей, с которыми мы общаемся, являются нормальными, добросовестными специалистами, которые стараются по возможности помочь пациентам. Однако, в целом состояние нашей медицины нельзя считать удовлетворительным, скорее оно тянет на тройку с минусом.

К проблемам нашей медицины я бы ещё отнёс следующие.
 
1. В нашей медицине отсутствует так называемый «Золотой стандарт» для большинства серьёзных заболеваний, какой установлен в американской медицине, когда после установления диагноза установлен обязательный для исполнения выверенный пошаговый порядок действий медицинского персонала по лечению. Его отсутствие у нас нередко приводит к драматическим и трагическим последствиям.

2. Некомплект медицинского персонала: врачебного, медсестёр, младшего обслуживающего персонала.

3. Неправильный подход врачей к лечению болезней. В принципе врач должен лечить не болезнь, а человека со всеми сопутствующими заболеваниями. Но зачастую узко специализированный врач лечит «свою» болезнь, иногда нанося вред другим органам пациента за счёт назначения сильнодействующих лекарств с значительными вредными побочными действиями или завышенных доз обычных лекарств.

4. Большая удалённость медицинских учреждений от населённых пунктов из-за укрупнения и закрытия большого количества этих учреждений.

5. Значительное недофинансирование медицинских учреждений, что вынуждает их вводить плату за многие процедуры, ранее выполнявшиеся на бесплатной основе.

6. В медицинских учреждениях нередки случаи взяточничества и поборов за процедуры, которые должны выполняться бесплатно.

7. Нередки низкая квалификация врачей особенно молодых, из-за ухудшения их подготовки в ВУЗах и курсах повышения квалификации.

8. Как следствие, а также вследствие слабой медицинской грамотности населения нередко больные люди обращаются в сомнительным целителям, экстрасенсам, по сути мошенникам, колдунам, которые в основном занимаются выкачиванием денег и наносят во многих случаях вред здоровью своих пациентов или оттягивают время их обращения за реальной медицинской помощью.
 
Что же делать заболевшему человеку?
 
1. Изучать свою болезнь, особенно если она имеет хронический характер. Ведь говорят же: - Каждый в своей серьёзной болезни должен быть профессором.

2. Во время обращаться к врачу, не затягивая время.

3. Приходя к врачу, по возможности чётко сформулировать цель прихода, симптомы заболевания, назвать сопутствующие заболевания, требовать назначения необходимых анализов и процедур.

4. Обязательно требовать от врача озвучить диагноз своего заболевания, меры профилактики, правила приёма лекарств.

5. Читать инструкцию на применяемые лекарства, противопоказания, побочные последствия, дозировки. В моей жизни я не один раз обнаруживал назначения врачами лекарств в дозировках, в разы превышающих рекомендуемые в инструкции по данному виду заболевания. Просто иной врач, стараясь быстро излечить «свою» болезнь, мало заботится о негативных последствиях такого лечения на другие органы.

6. При сомнениях не стесняться обращаться к другим врачам. Сейчас закон позволяет выбрать любого врача и лечебное учреждение, и местная поликлиника не в праве отказать в выдаче направления и выписки из амбулаторной карты.
Таким образом, заболевший человек имеет возможности выбора вариантов лечения и следует ими пользоваться.

Приглашаю познакомиться с моими статьями на сайте по медицинской тематике под названием: "Как справиться с опасными недугами" и "Парадокс второй. Когда слабые живут дольше сильных".


Рецензии
Мне доктор (кандидат МН) в больнице рекомендовал
импортный препарат, для дочери. Я ему протянул 1 000 долларов.
Он отсчитал 400. Остальные протянул обратно.
- Этого хватит. -
предстояла ещё операция.
Я ему. - возьмите - Ложу на стол.
Он: - достаточно. -
Встал, сунул мне в карман.
До завтра Александр.
Будьте здоровы.

Николай Желязин   08.08.2018 10:25     Заявить о нарушении
Я и написал, что большинство врачей - достойные, понимающие специалисты, но мы, к сожалению, нередко встречаемся с иными. Вам повезло, чему я рад. До встречи на сайте, уважаемый Николай,

Александр Смирнов 83   08.08.2018 10:32   Заявить о нарушении
Я благодарен Вам, уважаемый Николай, за внимание и содержательный отзыв.

Александр Смирнов 83   08.08.2018 10:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.