Государство имеет право быть неправовым

Лариса Миронова
  Издревле миром правит коммерция, а за коммерсантами надзирают жирные коты.
Причем коты-британцы.
***

 Право силы и Сила права это почти одно и то же в 21 веке в зоне правового режима. Нужна Сила Совести и Справедливости.
   Право, применяемое административной властью, не надо отождествлять  с Правдой, как это было в древне-русском праве - "Русской Правде"; оно не является само по себе причиной её существования - более того, ничего не требуется априори, чтобы избежать применения административной властью общего права. Стыдить и порицать государство за то, что оно отрицает в своей деятельности общее право, незаконно. Правовое государство не есть некая высшая ступень в развитии государственного строительства - оно может быть или его может не быть, этот факт не делает государство более или менее "цивилизованным". Как говорят французы, c`est depend (это зависит от...)

  К примеру, французское административное право (на которое мы хотим равняться)формировалось в течение многих десятков лет, но оно достаточно стабильно - многие старые акты действуют и поныне.
Три его особенности:
1. автономия по сравнению с остальными отраслями права (не подчиняется типовым правилам и не формируется одними судебными органами);
2. его неравенство (администрация имеет приоритет над физическими лицами);
3. деятельность судьи определяет в большей степени содержание, чем сам закон.

   Предмет административного права - это организация и функционирование администрации власти, т.е. тех людей, которые персонифицируют власть перед народом, а также правовой режим ее деятельности. Кроме административных институтов, административное право соответствует особенно праву административной деятельности. Это создает двойную сложность: необходимо определить, что такое административная деятельность и быть внимательным к факту, что Администрация не подчиняется административному праву во всей своей деятельности. Об этом и пойдёт речь далее - назрело, как говорится.

   Что такое правовое государство, которым клянутся политики всех мастей нового призыва? Это юридическое обоснование не заботиться о народе, не иметь идейных целей, потому и запрещена идеология, но есть обязанность точно соблюдать нормы Административного права. Какого сорта администрация оказывает услуги? По кодексу это публичные услуги, которые имеют общий интерес, без указания, какой именно. Т.о., вполне допустима ситуация, когда в обществе преобладают люди криминальных наклонностей или наркоманы, и их общим интересом будет доступность оружия для совершения насилия, или наркотики. В таком случае, правовое государство обязано будет такие услуги им предоставлять. И конституция тут будет нейтральна. Иными словами, правовое государство не занимается управлением страны и никем не руководит, т.е. не ведет в каком-либо направлении. Зато этим занимаются заинтересованные группы. Но о них позже.

   К публичным государственным услугам (в общепринятом наборе) относятся:полиция, правосудие, налоги, образование, здравоохранение, армия, почта и некоторые другие. Однако ничего не сказано в конституции о том, что государство не имеем права передать часть своих компетенций частным лицам, и, т.о., легко можно запустить процесс приватизации любой государственной услуги. Так, в ряде стран, и Россия к этому образцу тоже стремится, и теперь не только экономика практически вся передана в частные руки,но и действую ЧОПы (частные охранные предприятия), а милиция (теперь полиция) тоже вполне официально за деньги осуществляет платные действия (наблюдение за недвижимостью, в частности. Частными становятся больницы, школы, страхование, банки, ЖКХ, строительство мостов и их обслуживание, дороги, аэрофлот, ж/д, энерго- и газовое обеспечение и пр., пр... Что тут же узнается по росту цен за одни и те же услуги. В ранг поставщиков частных услуг переходят и Спортивные федерации, музыкальные и художественные образовательные учреждения, библиотеки и музеи также вводят платное обслуживание, полностью или хотя бы частично. и и тут начинается торговля титулами, появляются частные производители оружия, частные (контрактные армейские подразделения), информация ( справки, выписки, копии документов), суды (наличие платного адвоката в большинстве случаев обязательно, подготовка заявления и выписки из судебных решений, оплачиваются, помимо пошлины за судебную гос.услугу, отдельно)... И границы в этом приватизационном деле нет, ибо нигде в конституции не написано, что в правовом государстве должно осуществляться бесплатное предоставление государственных, или административных потому что государство уже не ассоциируется с державой и высоким служением народу, правовое государство - это теперь офис по предоставлению или продаже своих услуг. Коррупция в таком государстве просто не может не процветать - она готовит потребителей услуг к тому, что когда-нибудь платить придется обязательно, и без гарантий на положительное решение. Государственная администрация, т.о., не без удовольствия делегирует свои полномочия частным лицам, оставляя за собой только право контроля за ними. И это также весьма коррупционноёмкая часть административной деятельности. В то же время правовое государство начинает активно внедряться, под предлогом защиты прав человека, в личную жизнь семей и отдельных людей. И это тоже по лицензии государства делают частные организации и лица.

   Ну вот, поработало правовое государство по принципу - баба с возу, возу легче, а дальше начинается цирк на льду, так как происходит смешение жанров, ведь частная деятельность регламентируется частным правом, а государственная - правом административным, и в этих двух видах кодексов существуют весьма существенные различия. Услуги публичного и коммерческого характера смешиваются и коммерция - от имени государства, по сути, проникает уже в самые сокровенные уголки человеческой жизни. В результате государство организуется на практике не принципами, а волей и хотением частных лиц. Вот вам и вся подоплека "теории заговора", т.к. частные лица, работают уже в публичной сфере по понятным и привычным для них законам коммерции. Именно поэтому так легко покупаются и продаются чиновники - это заложено в самих основах правового государства.

   В особое положение попадают суды, став органом правого государства. Они уже не обязаны искать истину, оно просто устанавливают правильность (даже не подлинность!) предоставленных документов. А ведь на цветном принтере можно нарисовать любой требуемый документ очень легко и точно - правильно, иными словами. Весь сбор доказательств ложится на самого истца. Адвокат, понимающий, как работает эта система, сам предлагает ( не обязательно ставя в известность истца), часть гонорара в пользу судьи, ведя переговоры с помощником судьи. Есть выход, который уже применяют в ряде стран: гражданские суды первой инстанции  проводить бесконтактно, предоставляя документы через интернет и получая решение, соответственно, по интернету. Далее, если оно не устраивает истца или ответчика, протест направляется в контактный апелляционный суд. Причин перехода много, первая из них - страшная медлительность судебной процедуры и отвратительная работа почты по доставке судебных документов, потому что до сих пор не разрешено пересылать их по интернету - в результате извещение о суде может потеряться или придти через 1-2 месяца после суда. И вряд ли это случайно. К тому же, суды не заинтересованы в улучшении работы судов - при очень высоких зарплатах судей денежное обеспечение самого процесса судопроизводства мизерно. А раз нет должного финансирования, суды и затягивают свою деятельность на несоразмерные сроки. Однако в ряде стран, по срочным делам приняты сроки до нескольких часов - от поступления заявления и получения решения: адвокат может придти к судье домой и тот, встав с постели, должен изучить заявление, и если оно срочное, тут же выдать решение. Это, к примеру, вопрос о необходимости проведения вскрытия умершего, если есть подозрение, что это было убийство. На своём опыте могу сказать, что у нас на это уходит более года - пока идёт рассмотрение заявление в каждой инстанции по пути от Генеральной прокуратуры до районного отделения, т.к. сроки в каждой инстанции на рассмотрение - месяц, а документы пересылаются по обычной почте, а это 1-2 месяца, если не "потеряют". В результате мне позвонили из районной (Хорошовской) прокуратуры через год и спросили: "А вы тело уже захоронили?" - в смысле, так ли актуален сейчас вопрос о вскрытии? Чем завершилось это дело? Очевидно, коррупцией - так как всё провели без моего ведома и участия, а ответ для меня "потеряли". Я об этом узнала случайно - через два года. До этого мне постоянно отвечали: "Ждите ответа". Однако подать на прокуратуру в суд не получится, пот ому что они  всё делали по правилам, т.е. по тому регламенту, который у них прописан, а то, что почта "плохо работает", не их проблема. Главное, чтобы у них всё было правильно запротоколировано. Ещё одна популярная уловка - внезапный перенос судов и смена судий - причем истец может об этом узнать только после суда или вообще не узнать, т.к. телефон, по которому предложено звонить и получать информацию практически всегда занят, а очереди в канцелярию многочасовые и часто бесполезные, т.к. скажут - вся информация у судьи.

   С другой стороны, административный суд легко и быстро привлекает к ответственности любого чиновника, если он нарушил нормы международного права или право ЕС - теперь этот порядок распространяется и на наших чиновников. В Европе подобная практика ведется уже в 80-х гг. 20 в. И главная норма - право человека (особенно протестующего против действий своего государства, в какой бы форме эти протесты не осуществлялись, они будут классифицироваться как "мирные протесты"  - пример: события в Киеве, на Майдане особенно, идёт бандитский захват власти вооруженными бандами, а власть не имеет права применить оружие. В противном случае, санкции, вплоть до бомбёжек со стороны НАТО. Президент Янукович не применяет фактически никаких мер, кроме того, что выставил безоружный "Беркут" в виде живого щита, на подступах к своей Администрации. Иные действия ему опасны, т.к. сразу же, к примеру, ЕС и США смогут за "нарушение прав человека" арестовать его счета, а деньги Януковича и всех членов его правительства находятся как раз в западных банках. Так, правовое государство прямо нацелено на постепенное уничтожение национальных государственных институтов.

   Возможно ли исполнять законы, которые составляют нормы административного права в принципе? Маловероятно. При ближайшем рассмотрении выясняется, что они
плохо написаны, многословны, запутаны, информация норм и правил не всегда согласована. Кроме того, их такое количество (ежегодно принимается до 100.000 подзаконных актов), что даже прочесть их бывает затруднительно, не то что знать и применять. Так администрация попадает в зависимость от юристов, от  их способности трактовать законы так или иначе.  Кроме того, в правовом государстве нет единой государственной власти, а есть большое количество не связанных друг с другом органов административной власти, а чтобы добраться от одного до другого, надо очень часто пройти длинную лестницу всевозможных посреднических бюрократических образований. Есть и ещё одна вещь, касающаяся административных судов: такое количество законов, само по себе, это отсутствие закона по факту, ибо неосознанные законы бесполезны, ими пользуются лишь для того, чтобы лишить кого-то неугодного законных прав, запутав в этом лабиринте правового беспредела. Старое законодательство должно быть отменено, и вместо него должно быть создано новое - короткое, понятное и аппелирующие не к придуманным кем-то нормам, которые назавтра отменят подзаконные акты, в угоду конъюнктуре, а взывающие к здравому смыслу и вечным ценностям - справедливости, честности, доброжелательности, уважении и др.Пока же во всем полная путаница - люди толком не понимают, кто за что отвечает, с кого спросить за огрехи и ошибки, да и можно ли вообще сейчас гражданам с кого-то что-то спрашивать? В СССР безотказно работал институт прямой демократии под названием "письма трудящихся: любой человек мог придти в ЦП КПСС, в 10 подъезд, он был полностью отдан отделу с аналогичным названием, и написать там заявление по любому вопросу, если сам он не мог письменно изложить свои мысли, ему помогали специальные люди. Или можно было написать письмо дома и отправить его в ЦК КПСС из любого города страны. Ответ приходил в течение недели по существу и за подписью того лица, которому оно адресовано - положительные решения принимались в пользу автора письма в 95 случаях из ста. Этот институт бесперебойно работал до середины 70-х, потом всё пошло под гору, и начался застой. Никаких судов тогда гражданам не предлагали для решения своих проблем - ведь суды это заплаты на драном платье политики. Вот в то время политики предпочитали сами исправлять свои недоработки. Сейчас они предлагают идти в суды, где граждане тратят время, нервы и деньги, и редко выигрывают.

   В административном праве нет четкой кодификации, и это создает дополнительные проблемы. Кроме того, существует множество администраций, которые вообще неизвестно чем занимаются, это полная тайна для граждан, хотя живую они  за счет бюджета. Все административные учреждения можно разделить условно на 4 типа:

1. Государственные административные учреждения;
2. Децентрализованные административные учреждения;
3. Специализированные административные учреждения;
4. Частные администрации,предоставляющие частные услуги вместо государства.
 
   1. Это самые старые (классические) административные учреждения, их называют политическими институтами: это глава государства (сейчас президент), Верховный Совет при главе государства, правительство по главе с премьером, которое (через своих специалистов готовит законопроекты, а Дума их потом принимает в виде законов. Их деятельность контролирует административный суд. Премьер располагает особыми полномочиями, он назначает также номенклатуру. Самые крупные администрации - министерства. Верховный Совет (или Госсовет при президенте) контролирует суды и др. Счетная палата контролирует исполнение функций всех вышеназванных администраций. В некоторых странах есть специальная финансовая жандармерия. Консультативные административные органы помогают правительству готовить законопроекты. Административные гос. учреждения не централизованы (деконцентрированы), нарезка идёт по округам и территориям.

   2. Этот тип администраций призван исполнять национальные правовые нормы:
 - Префекты (их создал Наполеон в конце 18 в.) - представляют государство на территориях. Их задача  - быть связующим звеном между государством и гражданами, т.е. "укоротить рукоятку молотка", как говорят французы. Полномочия префекта: в том числе, регулировать иммиграцию на своей территории, давать разрешение на проживание через отделы УВД, сохранять общественный порядок, работа ЖКХ, культурных и спортивных учреждений и пр.
  - Учебные заведения, институты, академии...
  Есть такая тенденция: каждый новый виток власти считает своим долгом повысить уровень децентрализации административных органов, постепенно переводя их в режим автономии. Во Франции отдельные территории  не имеют права законотворчества, а только регламентации. У нас все эти администрации могут принимать внутренние постановления и акты, которые в принципе могут опрокинуть любой закон. Многие страны Европы поделены на департаменты и префектуры по принципу простой сетки, которую под линейку прочерчивают на карте - вертикальные и горизонтальные прямые, каждая клеточка это префектура, несколько клеточек - департамент. У нас же исторически сложившееся деление по землям - областям и районам, и это правильно, потому что есть местные особенности в Рязанской области и Тульской, к примеру, и не следует их механически смешивать, даже местный говор разный. Москва поделена на округа, Париж на коммуны и департаменты, в каждый департамент входит несколько коммун.
Все они имеют статус юридического лица. Статус юридического лица имеет также те, кто предоставляет публичные услуги - больницы, университеты, спортивные федерации  и др. Все они вышли из класса администраций, но по характеру современной деятельности они уже почти все стали частными или частично частными, т.к. оказывать платные услуги разрешены уже всем без исключения. Они уже могут заниматься, кроме основной, ещё и чисто коммерческой деятельностью, т.о., становясь банальными продавцами услуг, и тогда они переходят в компетенцию частного права.

   3. С конца 80-х во всей Европе ( в том числе, и в СССР, который также попал под раздачу глобалистики, хотя тогда ещё никто не понял, что именно в стране происходит, - был запущен механизм децентрализации территорий. Государства, т.о., принялись трансформировать самым решительным образом - по форме и по сути: от опеки и патернализма государство стало переходить к контролю исполнения (собираемость налогов, введение штрафов за различные нарушения, проверки бизнеса, когда он возник, и др.). Так политика стала заменяться и вытесняться судами - и произошло это в результате отделения от классической схемы государства (диверсификации) и переходя к правовому государству. Культура и наука также превратились в коммерческие структуры, что уничтожает на корню искусство и литературу.

   4. В сфере публичных услуг, в управлении ( в том числе науке и культуре) уже создаются концессии - для извлечения максимальных прибылей. Так государство превращается в частную корпорацию, цель которой получение прибыли в свой лично карман, а не всей нации. Само понятие нации попадает под запрет,и его всеми способами дискредитируют. Почта, ЖКХ, здравоохранение и образование, а также  спорт, став сферой частных услуг, много потеряли, это мы видим сегодня на Олимпиаде - многое спортсмены рассуждают так: "За такие деньги скажите спасибо, что мы вообще выступаем". Такое было совершенно немыслимо в любительском спорте в СССР, хотя спортсменам тоже дарили подарки, когда они побеждали, но у них была и профессия, отличная от  спорта. Сейчас же спорсменов готовят в 4 лет, помещая особо одаренных в спортивном смысле, в специальные школы. В Китае профессиональные спортсмены вообще не учатся в школе, изучают только английский язык, а по-китайски могут и не уметь читать и писать.

   II. Какие режимы воздействия есть у администрации (власти)?

1. Юридические;
2. Человеческие;
3. Финансовые;
4. материальные и др.

   Ещё в классической доктрине государства заложен был принцип неравенства между админами и гражданами, сейчас чисто внешне ситуация меняется - у граждан появляются всевозможные способы формального давления на власть, но это работает только тогда, когда это выгодно третьей силе - теневой практике, которая непременно возникает, как только происходит коммерциализация государственных услуг. Поле безответственности у администрации постоянно сужается, но ту важно понимать, ради чего это делается: права человека притягиваются за уши всякий раз, когда можно ослабить государственную власть, действующую в интересах и ради страны. Когда же власть действует в интересах глобального частного бизнеса, в целом, то её ник то и не собирается ослаблять. 
 
      По сути административная власть в правовом государстве это автомат, в который потребитель опускает монетку и получает купленную, таким образом, услугу. Этому автомату совершенно всё равно, как и чем живет народ, ему важно, чтобы его своевременно заправляли - загружали в него услуги, а приёмник монет время от времени заглатывал монетки, это продлевает время службы автомата, так как выгодно тем, кто им пользуется - его хозяевам. Жалобы на работу автомата реализовать очень трудно. Перечень услуг может быть любой - одна услуга (сбор налогов или репрессии) тоже вполне допустима. Конституция на этот счет не дает никаких указаний. Так что предрассудок, что правовое государство, это где всё правильно, по правде и справедливости, всего лишь предрассудок. В классическом государстве строго запрещалась семейственность, в правовом она возникает неизбежно - каждый, кто пробрался в синекуру, протаскивает туда и свою семью, и своих друзей детства, сокурсников, в общем, всех, с кем легче всего договориться. Прерогатива административной власти связана с публичным и конституционным правом, в этих формулировках выражается суверенитет государства и устанавливают иерархию.
 
1. Юридический режим выражается через международные административные акты, которые являются фактами. Односторонние акты (без согласования с другой стороной, на которую этот акт направлен) - это признак авторитарных отношений. кты может принимать только административная власть, и делается это от имени публичного лица - президента, премьера и пр. или от имени коллегиальных органов. В западной практике все виды администраций, предоставляющих услуги, подразделяют на два класса: SPA и SPIK, последние относятся только в интустриальной и коммерческой сфере услуг, первые смешанные.
2-4. тут всё ясно и ежу.

Считается, что в Европе и США безоговорочно действует принцип разделения властей, потому там так хорошо живется. неверно и первое и второе. Они научились очень хорошо делать вид, создавать внешнюю иллюзию. Администрация - это исполнительная власть. Решение выносит судья - в одностороннем порядке, парламент выполняет эти решения; административные акты не обжалуют в суде. Правовые акты принимаются исполнительной властью, или президентом, акты, принятые правительством, не подлежат обжалованию. Есть ещё акты, которые касаются функционирования внутренних служб. Они также латеральны (односторонние), и у них также есть судебный иммунитет.  Сотни тысяч циркуляров ежегодно штампуют в каждой европейской стране, у нас - и того больше. Есть номинативные акты - на назначение какого- то лица, есть разрешит ельные (на строительство и пр.). Решения жюри и  экзаменационные решения - это тоже вид актов.

Т.о., в результате перехода от классического государства к правовому образовался кластер неразрешимых противоречий: служебный долг перед народом и коммерческая выгода от службы не могут примириться ни при каких условиях, всегда одно будет идти за счет другого, (иными словами, не можно в одну упряжку запрягать коня и трепетную лань, но запрягли). Кризис в сфере государственной службы, тотальная коррупция наблюдаются повсюду, где насаждался этот гибридный мутант - правовое государство. Кроме того, в конституции нигде не сказано, что государственные услуги должны быть бесплатными, но классическое государство, как само собой разумеющееся, считало, что больницы и школы, к примеру, должны быть бесплатны, но правовое государство так уже не считает, т.к. оно не берет на себя труд осуществлять функцию патернализма, быть отцом-матерью для народа. И всё же какие-то услуги всё ещё остаются по части SPA бесплатными, но в сфере SPIK платно всё и всегда.

Есть три классических принципа организации государственной службы, вот они:

1. 1. Последовательность или регулярность функционирования, но это правило сейчас часто нарушается без всякого объяснения;
2. 2. Адаптация;
3. 3. Равенство перед государственной службой.
Вот по третьему пункту много возражений - он ведет к упразднению всех видов льгот (под предлогом неравенства граждан), к унификации мужчин и женщин, старых и молодых, лиц разной национальности и верований, именно в силу этого принципа запретили носить  мусульманкам хеджабы, а христианам кресты, если они  не спрятаны под одеждой и их видно. о вот насчет кип и черных шляп нет никаких законов, т.к. закон этот носит лукавый характер - нельзя, чтобы символы веры бросались в глаза. Считается, очевидно, что кипы и шляпы не бросаются в глаза. Родитель один и родитель два и запрет на маму и папу тоже отсюда. К этому же принципу относятся попытки уравнять иностранцев и коренных граждан в правах. Но ведь известно, что люди созданы от природы все разными, а вовсе не равными, и уравнивать всех подряд, умных и глупых, инвалидов и здоровых, неправильно, конечно. Кроме того, из равных по цвету и форме квадратиков мозаику не создашь, а вот из разноцветных кусочков разной формы можно построить самые захватывающие сюжеты. И в природе тоже этот  принцип не действует - на одном поле не может произрастать только одна культура, там обязательно заведется ещё и сорняк. Лучше всего себя чувствуют соседствующие сообщества растений. Что же касается животного мира, тут картина так же ясна: если в лесу будут одни волки, то им придётся кушать друг друга. Есть также множество других современных принципов, но это уже вопрос теневого способа управления, который порожден непосредственно правовым государством.

     Итак, правовое государство - это мутант, с которым его отцы-основатели уже не в силах справиться, оно неизбежно пожирает свою суть - государство как таковое. Именно поэтому закрадывается мысль, что сие ноу-хау придумано глобалистами специально для разрушения независимых национальных государств.
    В то же время надо сказать, что современные способы технического решения многих задач управления позволяют значительно упростить управленческий процесс и сделать его в разы дешевле и эффективней.