Нет ничего важнее детства!

Леонид Андреев 2
У нас в членах семьи пребывают три собачки и два кота. Наблюдая за ними, можно легко заполнять лакуны миропонимания нисколько не менее эффективно, нежели наблюдая за поведением членов семьи, товарищей по работе, друзей по социальным сетям и просто прохожих. Прежде всего нельзя не обратить внимания на то, что для некоторой категории людей любая собака - собака, даже если речь идёт о собаках разных пород, и любой кот - просто кот. Для этих людей способность лаять и мяукать является главной характеристикой этих живых существ, отодвигающей в сторону от осмысления кошачью и собачью индивидуальность, которая, как правило, значительно более выражена, нежели индивидуальность людей, поскольку животные не испытывают на себе деиндивидуализующего давления социума.

Те люди, которые не живут с любимым котом или с любимой собакой лишены той силы познавательского потенциала, какой могут обладать люди, живущие с любимыми котами и любимыми собаками. Этот познавательский потенциал обращён в большей степени даже не столько на понимание психики животного, сколько на обобщение и классификацию опыта общения с себе подобными. Например, наблюдая за животными, за уникальностью их психики, можно сделать вывод о том, что, несмотря на наличие большого числа ярких мыслителей, брутто способностью человечества осваивать и перерабатывать информационное многообразие окружающего мира преимущественно правит слабоумное большинство, которое может впитать в себя и закрепить на уровне общепризнанного и общеодобренного знания лишь то, что  просачивается через мозоли мышления, постоянно натираемые от контактов с неизведываемым в силу отсутствия необходимой способности изведывать.

Я имею ввиду распространённую убеждённость в том, что поведением животных руководит не сознание, не психика, аутентичная человеческой в меру физиологических и экологических особенностей животного, а нечто под названием "инстинкт", в котором как в чёрной дыре пропадает всё, что не по зубам среднему уму. Когда нормальный мужчина провожает взглядом красивую, динамически одушевлённую задницу прохожей, то это и есть то, что принято понимать под инстинктом. А когда собака будит хозяина, не услышавшего будильника, чтобы он не проспал на работу, то это при всём желании невозможно назвать инстинктом.

Чем лучше понимаешь психику животных, тем лучше начинаешь понимать психику людей, но никак не наоборот. Наши три собачки и два кота обладают уникальными психическими особенностями. Описывая уникальность психики каждого из них, невозможно обнаружить зоны перекрывания. Каждый из них абсолютно не похож на других. И если между ними обнаруживаются какие-то черты сходства, то это сходство, как правило, пролонгируется на те черты, которые хорошо известны в качестве обобщающих черт человеческой психики. Приведу всего лишь один пример.

Недавно в нашей семье появился четырёхлетний кот, который на имя, которым он был наделён от рождения, не откликается. Я его условно зову Макотом, т.е. малым котом, в отличие от большого одиннадцатилетнего кота (Бакота). Люди, которые переезжали в другой штат, по каким-то причинам не могли забрать с собой кота  и предложили его приютить. Мы сразу же откликнулись, приехали мама с дочкой, привезли кота в клетке, обильно рыдали, прощаясь с ним, и было видно, что плакали искренне. Они объяснили, что кот не любит кушать, что по совету ветеринара они его кормили сухой кошачьей едой и раз в неделю кошачьими консервами. Они сказали, что кот мало ест и поэтому такой худой.

Первые несколько дней кот ничего практически не ел, хотя я накупил ему большой ассортимент того, что выпускает наша американская промышленность для удовлетворения аппетитов наших американских котов. Он был напуган, жил в туалете, боялся подойти даже к большому коту. Но за несколько дней он кардинально поменялся, поняв, что попал в нормальную семью. Постепенно кот начал есть и теперь он постоянно преследует меня вопросом "Ещё чего-нибудь пожрать не найдётся?". Он ест всё, ест быстро и с жадностью. Ест французское бри, финнский мюнстер, пармскую ветчину, итальянскую колбасу, сырое мясо, вареную курицу, не отказывается и от кошачьих консервов. Спать предпочитает в обнимку со мной, со всеми собаками целуется, активно выражает свои мысли с помощью мяуканья.

Наблюдения за котом приводят к двум интересным выводам. Во-первых, кот в чистом виде перфекционист. Четыре года он ходил худым-прехудым, поскольку его кормили не тем, что он любит. Меня в детском саду пытались накормить тыквенной кашей с рисом, которая мне активно не нравилась. Я до сих пор смотрю на тыквы с легким отвращением. Было видно, что кот никогда не ел сырого мяса. Над первой порцией он некоторое время раздумывал. Во второй раз слопал мгновенно. То же самое с бри и другими деликатесами.

Но более интересен второй вывод. Поведение малого кота точь-в-точь напоминает поведение нашего мужичка Арчибальда. Арчик жил у хозяина, которому его сплавила сестра. Хозяину Арчика он был в качестве обузы, тот держал его во дворе на жарком аризонском солнце, периодически поливая водой раскалённую бетонную плиту, на которой Арчик горько переживал тяготы своего сиротского существования. Кормили пёсика плохо. Кормили сухими какашками, которые изготовляются из копыт, хвостов и ушей, добываемых на скотобойнях. Когда он появился у нас, мы его познакомили с широким ассортиментом человечьей еды. Пёс невероятно умный, обладающий чувством естественно благорасположенности ко всем членам семьи - кошачье-собачим и человеческим. Мы все его полюбили. Его коммуникативная технология может быть предметом подражания. Он умеет каким-то загадочным способом незаметно парировать все "заходы" собачек-сестричек, каждая из которых пыталась взять его под своё покровительство. Он очень дипломатично избавлялся от привилегии быть руководимым. Мне лично это очень близко. Я посылал на три всем знакомые буквы всех претендентов, включая очень больших учёных у советской власти.

Так вот, оказалось, что у малого кота и Арчика одинаковый "привет", вызванный хроническим недоеданием в детстве. У Арчика постоянно днём и ночью ярким светом светится в глазах вопрос: "Пожрать случайно не найдётся?!" У меня большой опыт дружбы с собаками. Но я никогда не видел и не слышал ничего подобного: Арчик громко лает на нас во время завтрака, декламируя на собачьем языке хорошо известную максиму: "Делиться надо!". Эту же максиму теперь декламирует с выражением кот на своём кошачьем языке. Стоит кому-то дать поесть, как тут же прибегает кот с вопросом: "А мне?". Поведение недокормленных в детстве Арчика и младшего кота поразительно идентично.

Я всегда был уверен, что детство формирует всю остальную жизнь в существенной степени. Недополучившие в детстве на неконтролируемом, подсознательном уровне неспособны насытить это недополучение. Сломавшиеся в детстве тормоза уже не может отремонтировать наступившее благополучие, неограниченные жизненные возможности, недополученное в детстве не компенсируется во взрослой жизни. И эта особенность характерна, как для собак и кошек, так и для большинства диктаторов, авторитарных правителей и вообще рвущихся к власти. Известно, что у большинства из них было голодное детство, было мало игрушек и погремушек, этих бывших детей мало и некачественно любили. Наблюдая за малым котом и Арчиком, я окончательно убедился в том, что нет ничего важнее детства в жизни не только животных, но и человека!