Изгнание торговцев

Анатолий Пеньшин
Да.   
Обычно всегда именно этот момент приводят как пример гнева Христова. Реального нашего  с Ним роднящего в страстях человеческого гнева. Мол вот только один раз Он как-бы сорвался, но этому были веские причины. Полагая, что если у Него две природы, то почему-бы Ему иногда и не побыть простым обычным человеком. Ведь ел же он и спал и пил вино как все люди. Почему бы и в этом случае так же не поступить?
   Но как мы это себе представляем? Кроткий, смиренный, пастырь добрый поддался ярости, хватает бич и хлещет им людей и скот направо и налево переворачивая столы?
Да.  Как-то не верится в такое. Вся остальная Его жизнь никак с этим не совпадает.    Так что же  это такое? Может евангелисты это просто придумали? Но зачем им это? Уж если решились фантазировать, то подкрепили бы подобную Ему, вот эту Его особенную  черту кротости, против как неоднократно по ходу повествования.  Но этого тут её не видим. Более того, нечто на гнев наблюдаем.
   С другой стороны мы не вправе сомневаться в том, что это событие реально было.
Тогда в чем смысл этого события?

Смотрим.
 Это первое, что делает Христос войдя в Иерусалим. И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского. И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.
   Кстати бич это орудие для скота тут применяется. Можно ли нам представить, что Иисус Христос людей за скотов числил и их бичом бил как скотов?
Это вряд ли. Человек все-таки образ Божий, а не скотский.
   Ну вот если только людей  с овцами сравнивал. Но при том вот какая штука. Он говорит, что овцы, слыша голос Его, сами идут за Ним. Значит Он не гонит стадо людей, а ведёт его. А тут вдруг бич? Этот бич был для скота, находящегося в храме, а не для людей.
Тогда зачем по отношению к людям Он перевернул столы? А вот зачем.
   Это на самом деле проповедь. Проповедь о Новом Завете, о том, что люди Ветхий Завет понимали по Каински, превратили его в торговлю с Богом. Мол вот я Тебе жертву в виде тельца или голубя, а Ты мне прощение грехов. Чем больше грехов, тем больше жертва.
   Вот такие отношения мены и торговли люди установили с Богом. А разве этого хочет Христос? Не сказано ли у Соломона? "Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои".
Это единственное, что нужно от нас Богу.

   Не случайно у Осии: "Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений." (Ос. 6:6) И Христос отправляет нас к Осии говоря: "пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию".
Значит не торговли между Богом и людьми хочет Бог, а любви, отношений семейных, где любовь правит, а не выгода. И эта мысль о любви звучит через всё Христово учение.
   Вот поэтому переворачивание столов есть изгнание духа торговли в отношениях людей с Богом. Не людей Он изгоняет из храма Божия, но их языческое отношение к Богу.
Не сама торговля в храме убивает нас, а торговля наша с Богом. Даже тогда мы торгуемся с Богом, когда пытаемся поставить свечку потолще и подороже. Здесь звучит формула сделки: «Я тебе, ты мне» и этим мы опускаем Бога Отца нашего Небесного до богов языческих. А это уже смерть, ибо открывает истинную сущность нашей веры бесовской.
Так что это не вспышка гневных человеческих чувств у Бога, а вполне конкретная проповедь словами и действиями. Тут как-раз единство божественной и человеческой природы Христа.

   И кстати о гневе Божием.
Гнев Божий, есть ли он? А если есть, то что это?

   Преп. Антоний Великий: "Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако же как Он (будучи таков) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним; то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом - по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога - по несходству с Ним. Живя добродетельно - мы бываем Божиими, а делаясь злыми - становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения" (Наставления св. Антония Великого. Добротолюбие. Т.1. §150).

   Св. Григорий Нисский: "Ибо что неблагочестиво почитать естество Божие подверженным какой-либо страсти удовольствия или милости, или гнева, этого никто не будет отрицать даже из мало внимательных к познанию истины Сущего. Но хотя и говорится, что Бог веселится о рабах Своих и гневается яростью на падший народ, потом, что Он милует, его же аще милует, также щедрит (Исх.33,19), но каждым, думаю, из таковых изречений общепризнанное слово громогласно учит нас, что посредством наших свойств провидение Божие приспособляется к нашей немощи, чтобы наклонные ко греху по страху наказания удерживали себя от зла, увлеченные прежде грехом не отчаявались в возвращении через покаяние, взирая на милость..." (Св. Григорий Нисский. Против Евномия. Творения.Ч.У1. Кн.II.М.1864. С.428-429).

   Св. Иоанн Златоуст: "Когда ты слышишь слова: "ярость и гнев", в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых" (Беседа на Пс.VI.-2.Творения. Т.V.Кн.1. СПб. 1899. С. 49) .

   Св. Иоанн Кассиан Римлянин: Бог "не может быть ни огорчен обидами, ни раздражен беззакониями людей... " (Собеседование - Х1. §6) .